Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературное краеведение», 1-2 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области
имени П.П. Липачёва

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол № 1
от "25" 08 2023 г.

ОДОБРЕНО
на заседании
педагогического
совета
Протокол № 1
от "31" 08 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ОО
__________Родионова О.И.
Приказ № 44 §.1
от "31" 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Литературное краеведение»
для 1- 2 классов начального общего образования

С. Поим 2023
1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Литературное краеведение» для обучающихся
1-2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — ФГОС НОО) (приказ Министерства просвещения РФ от 31
мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в
Минюсте России 05.07.2021 № 64100) (в последней редакции)), с учетом Приказа
Министерства образования Пензенской области от 01.08.2022 г. № 423/01-07 «О
введении курса внеурочной деятельности «Краеведение» в общеобразовательных
организациях Пензенской области», ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения Программы начального общего образования, Примерной программы
воспитания, а также с учѐтом выбора участниками образовательных отношений
курсов внеурочной деятельности, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
Примерная рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Литературное краеведение» на уровне начального общего образования включает
пояснительную записку, содержание, планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Краеведение», тематическое планирование.
С целью реализации принципов формирования единого образовательного
пространства и преемственности содержания образовательных программ
начального общего и основного общего образования содержание Программы
распределено по модулям, которые интегрируют знания о родном языке и
литературе, истории, географии, искусстве, о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нѐм, соответствуют потребностям и
интересам детей младшего школьного возраста.
Программа направлена на достижение целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную
среду обитания) родного края; освоение естественно-научных,
краеведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании данного курса внеурочной деятельности;
 формирование соответствующей внутренней позиции личности младшего
школьника, умений и навыков социальной коммуникации, необходимых
ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
 формирование у младших школьников представлений об уникальности
природных, этнокультурных и социокультурных особенностях родного
края наоснове принятия гуманистических норм жизни;
2

 формирование у младших школьников умений и навыков применять
полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной
как с поисково-исследовательской деятельностью, так и с творческим
использованием приобретѐнных знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
 формирование способности младших школьников к социализации,
приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в
соответствии с экологическими нормами поведения;
 формирование у младших школьников патриотизма и гражданственности
на основе принятия ценности «малой родины»;
 достижение личностных результатов через готовность младших школьников
к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению,
формирование мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, сформированности внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Понятие «родной край» есть ценность, отражающая географические,
культурно-исторические,
экономические,
национальные
особенности
Пензенской области. При изучении краеведения происходит осознание родного
края в качестве дома, что способствует выработке стратегии поведения,
направленной на сохранение среды обитания и в ней себя самого.
Существенное место в изучении родного края занимают исторические
вопросы. Во всем многообразии и полноте отразить исторические вопросы
помогает материал, который включает в себя сведения об истории возникновения
Пензенской области, города Пензы и других населѐнных пунктах региона,
геральдике, героическом прошлом людей, традиционных ремѐслах, народных
играх, праздниках. Важной составляющей содержания являются источники
субъектного опыта младших школьников, которые представлены биографией
родственников
(влияние
семьи,
национальной,
социокультурной
принадлежности), взаимоотношением с миром вещей и людей. При изучении
краеведения необходимо рассматривать вопросы о семейных традициях,
династиях, о судьбе семьи в судьбе родного края.
Литературные, художественно-эстетические, этнографические вопросы в
содержании программы курса способствуют формированию чувственного опыта у
обучающихся, через переживание, перевоплощение, перевоссоздание различных
моделей культуры.
Эти знания необходимы младшему школьнику для выстраивания
собственного мира ценностей, для овладения творческими способами решения
проблем, для открытия рефлексивного мира собственного «Я» посредством
изучения фольклора родного края (потешек, загадок, считалок, поговорок,
колыбельных, сказок и др.) и декоративно-прикладного искусства. Особое
значение при определении сущности знакомых младшим школьникам объектов и
явлений, причин их существования и предназначения в жизни человека имеют
вопросы топонимики, изучающий географические названия, их происхождение,
смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и
произношение.
Обязательной частью содержания краеведческого образования выступает
3

нравственный компонент. При изучении краеведения необходимо учитывать, что
нравственное формирование личности может происходить только в процессе
активной интерпретации и реконструкции накопленного предшествующими
поколениями социального опыта, существующего в виде образцов, где воплощены
продукты созидательной деятельности человека во всех областях культуры.
Вступая в общение с образом личности другой исторической эпохи посредством
ее творческого, героического наследия, обучающийся открывает для себя
возможность осознания своей жизни как «нравственно ответственной»,
включенной в трагедии и события другого времени. В связи, с чем важным
обстоятельством в краеведческом образовании выступает знакомство младших
школьников с деятельностью людей своего края, их взглядами, убеждениями,
нравственными позициями.
Существенным обстоятельством при изучении родного края выступает
реализация в виде личностных смыслов школьника такого ценностного объекта
как природа. Статус самостоятельной ценности получает природа в силу своей
уникальности, единственности и неповторимости. Природоведческие вопросы и
этнокультурные ценности лежат в содержании краеведческого образования и
позволяют формировать у обучающихся экологические нормы поведения,
современное экологическое сознание.
На основе интегрированного содержания формируется представление о
единстве и многообразии социокультурного пространства, о природном,
культурном, социальном своеобразии родного края, о родном крае как
неотъемлемой части Российской Федерации, ее природы, культуры, истории.
Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указанием
количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного
модуля, характеристику основных видов деятельности обучающихся, в том
числе с учѐтом рабочей программы воспитания, возможность использования по
этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющимися
учебно­методическими материалами в электронном (цифровом) виде и
реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании.
В
основе
Программы
лежит
системно-деятельностный
подход,
обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся,
позволяющий наиболее полно учитывать основные психологические условия и
механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности, адекватную
современным приоритетам российского модернизирующегося образования и
основывающийся на принципе диалогичности, в процессе активного
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения
разных точек зрения и т.п.. В деятельностном подходе обосновано положение,
согласно которому содержание образования проектирует определенный тип
мышления - эмпирический или теоретический. Системно-деятельностный подход
обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной
среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность
обучающихся; построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
4

Коммуникативный подход к преподаванию курса внеурочной деятельности
«Краеведение» на уровне начального общего образования предполагает
организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них
умения выслушивать позицию партнѐра по деятельности, принимать еѐ,
согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные
вербальные средства передачи информации и рефлексии.
Примерная программа курса внеурочной деятельности разработана с
учѐтом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать еѐ не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие обучающегося. Это проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своѐ отражение и конкретизацию в примерной
программе воспитания;
в возможности включения младших школьников в деятельность,
организуемую образовательной организацией в рамках модулей программы
воспитания;
в интерактивных формах занятий для младших школьников,
обеспечивающих большую их вовлечѐнность в совместную с педагогом,
родителями (или лицами их заменяющими) и другими детьми деятельность и
возможность образования на еѐ основе детско-взрослых общностей, ключевое
значение которых для воспитания подчѐркивается Примерной программой
воспитания.
Программа может быть использована для разработки рабочих программ
внеурочной деятельности, а также для программ в соответствии с моделью
дополнительного образования в общеобразовательной организации. Разработка
рабочей программы на основе примерной программы курса внеурочной
деятельности «Краеведение» предполагает внесение изменений, связанных с
формами преподавания курса, методами и приѐмами организации познавательной
деятельности обучающихся, а также совместной деятельности педагогов,
обучающихся и их родителей (или лиц их заменяющих) в соответствии с рабочей
программой воспитания общеобразовательной организации.
Предлагаемая Программа представляет собой рекомендацию для педагогов,
общеобразовательных организаций (ФЗ «Об образовании в РФ» ч.7.2 ст.12).
Представленное в Программе планирование является примерным, и
последовательность изучения тематики по модулям курса внеурочной
деятельности «Краеведения» может варьироваться. Курс внеурочной деятельности
«Краеведение» состоит из четырех модулей: «История Пензенского края»,
«Литература и культура Пензенского края», «География Пензенского края»,
«Экология Пензенского края».
При конструировании планируемых результатов учитываются цели и задачи
курса, требования, которые представлены в стандарте и программе воспитания, и
специфика содержания каждого модуля. Общие результаты содержат перечень
личностных, метапредметных и предметных достижений, которые приобретает
каждый обучающийся по результатам изучения курса.
5

Общее число часов, отведѐнных на изучение курса внеурочной деятельности
«Краеведение» на уровне начального образования, —135 ч (один час в неделю в
каждом классе): 1 класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»1 КЛАСС (33 ч)
Модуль «История Пензенского края»
Здесь мой дом. Твой город, село, район, область. Пенза - главный город нашего
края. Кремль, ров, вал, дозор, пушка, первые улицы: Московская, Лекарская
(Володарского), Троицкая (Кирова).
Традиционные ремѐсла моего края. Традиционные ремѐсла Пензенского края.
Ремесло, промысел, деревянная резьба, гончарный промысел, художественная
ковка металла и др.
Народные игры и праздники. Содержание и правила народных игр: «Совушка»
(русская народная игра), «В платке» (мордовская народная игра), «Хромая лиса»
(татарская народная игра), «Волк или заяц» (чувашская народная игра) и др.
Твои знаменитые земляки – «память потомков». Знаменитые земляки- поэты и
писатели (М.Ю. Лермонтов и др.), защитники отечества (А. Максутов, Н.А.
Зиновьев и др.).
Героическое прошлое наших земляков. Знаменитые земляки герои: Кижеватов
А.М., Милюков А.И. и др., Страницы истории: биография героев, их подвиг.
Подвиг героев своей семьи.
Модуль «Литература и культура Пензенского края»
Фольклорные посиделки. Малые народные жанры: потешки, загадки, считалочки,
поговорки, побасѐнки, заклички, колыбельные, их назначение, особенности.
Потешка – игровой народный фольклор. Загадки- средство развития ума,
сообразительности. Нравственные ценности, идеи, традиции, быт и культура.
Многоцветье народных сказок Пензенского края. Мордовская народная сказка:
«Пугливая мышь», татарская народная сказка: «Как Алдар ходил в гости»,
чувашская народная сказка «Маленькая птичка» и др.
Родная природа в произведениях писателей и художников Пензенского края.
Знакомство с художественными произведениями (на выбор): К.А. Савицкого, М.
П. Смирнова «Пройдись по Пензенскому краю», Е.В. Гололобов «Черѐмуха»,
Матрѐна Платоновна Смирнова «Родимый дом», Д. Лѐвин «Утро в деревне», Д.Л.
Сысоев «Жаркий сентябрь».
Писатели нашего края о детях и для детей. Атянин Ф.С «Воробей и медведь», А.П.
Анисимова «Подарок деда Водяного».
О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества в различных видах
искусства. А.П. Немов «Коляска», «Мешочек с землѐй»; А.А. Сазонов «Памяти
отца», произведения художников: А.В. Вилкова «Моя бабушка», В.Г. Курдова
«Возвращение».
Культурное наследие Пензенской области. Духовная сокровищница. Музей одной
6

картины им. Г.В. Мясникова, картинная галерея им. К.А.Савицкого, культурноисторический центр - природный источник «Кувака», музеи своего города/района.
Модуль «География Пензенского края»
Богатство природы родного края. Растительный мир Пензенской области.
Наиболее распространѐнные деревья, кустарники, травы Пензенской области.
Животный мир Пензенской области. Наиболее распространѐнные звери, птицы,
насекомые Пензенской области.
Родного края облик многоликий. Какого мы роду- племени: народы Пензенской
области. Народы Пензенской области: русские, мордва, татары, чуваши и др.
Язык, особенности культуры народов.
Памятники природы родного края. Ахунский сосновый бор, сквер Музея
народного творчества. Сурское водохранилище. Ардымский шихан.
Модуль «Экология Пензенского края».
Услышать зов земли, которой ты частица. Возьмѐм под защиту. Красная книга
Пензенской области. Заповедные места, заказники моего края.
ЭКО-ЭХО: учимся экологическому стилю жизни. Будь другом всему живому!
Краткий обзор экологических проблем Пензенской области. Этические правила
экологического поведения.
Студия «ЭКОМЕДИА». Наш край сегодня. Анализ экологической сказки (по
выбору). Создание и разыгрывание экологической сказки «SOS-сигналы
природы».
Мастерская «ЭКОАРТ». Знаки охраны природы для детей в картинках. Эмблема
«Берегите природу», еѐ назначение. Творческая работа по созданию эмблемы.
2 КЛАСС (34 ч)
Модуль «История Пензенского края»
Моя малая родина. История села, района, города как части Пензенской области,
герб, главные улицы, памятники, достопримечательности.
Пенза - главный город нашего края. «Пенза – город-крепость». Острог, воевода,
посад, слобода, купец.
Народные традиции. Традиционные ремѐсла моего края. Традиции изготовления
глиняной игрушки села Абашево Пензенской области. Ларион Зоткин, свистульки,
образы причудливых и фантастических животных и птиц, роспись абашевской
игрушки, значение цвета, дом-музей абашевских мастеров.
Народные игры и праздники. Содержание и правила народных игр: «Золотые
ворота» (русская народная игра), «Ветер-ветерки» (мордовская народная игра),
«Хлопушки» (татарская народная игра), «Луна или солнце» (чувашская народная

7

игра) и др.
Люди земли Пензенской. Твои знаменитые земляки – «память потомков».
Знаменитые земляки- поэты и писатели (Лермонтов М.Ю., Куприн,А.И.,
Белинский В.Г. и др.), защитники отечества (Д.Ф. Теличко,А. Максутов, А.И.
Милюков и др.).
Героическое прошлое наших земляков. Значимые события истории родного края.
Модуль «Литература и культура Пензенского края»
Душа народа в фольклоре. Фольклорные посиделки. Малые народные жанры:
потешки, загадки, считалочки, поговорки, побасѐнки, заклички, колыбельные.
Нравственные ценности, идеи, традиции, быт и культура. Роль интонации при
выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм,
темп, сила голоса.
Многоцветье народных сказок Пензенского края. Театрализация народных сказок
Пензенской области. Мордовская народная сказка: «Благодарный медведь»,
татарская народная сказка: «Бедняк и два бая»; чувашская народная сказка «Кот и
Воробей» и др.
Родная природа в произведениях писателей и художников Пензенского края.
Знакомство с художественными произведениями (на выбор): Д.Д. Злобина
«Родное», Л.И. Терѐхина (Дорошина) «Тучковка», Г.Е. Горланов «Зимние сны»,
М.И. Кириллов «Яблочный спас», Б.В. Милавин «Инра», Ф.Н. Ракушин «Кипрей».
Д.Л. Сысоев «Антоновка», И.В. Попова «Хозяин лугов», «Иван-чай» и др.
Писатели нашего края о детях и для детей. Мищенко В.Д. «Сестренка», «Рыжик».
О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества в различных видах
искусства. В.Т. Горшунов «А у нас Победа!», произведения художников: И.В.
Поповой «Радость великой Победы», Ю.К. Бельдюсева «А мы из Пензы»; Н.М.,
Сидорова и А.С. Король из серии «Пенза и пензенцы» «Открытие памятника
Победы в г. Пензе»
Культурное наследие Пензенской области. «Золотые россыпи Присурья» каменная архитектура и деревянное зодчество - экскурс. Памятники архитектуры
своего района/города (усадьбы, церкви, монастыри).
Духовная сокровищница. ГБУК «Пензенский государственный краеведческий
музей», музей народного творчества - отдел ГБУК «Пензенский краеведческий
музей»; МБУК «Музей А.Г. Малышкина Мокшанского района Пензенской
области»; МБУК «Музей народного творчества Спасского района Пензенской
области».
Модуль «География Пензенского края»
Географические объекты Пензенской области. Физическая карта Пензенской
области. Интерактивная карта Пензенской области с административнотерриториальным делением. Населѐнные пункты, географические объекты
Пензенской области.
Растительный мир Пензенской области. Деревья, кустарники, травы Пензенской
области. Животный мир Пензенской области. Звери, птицы, насекомые
8

Пензенской области.
Какого мы роду- племени: народы Пензенской области. Национальный составсвоего класса.
Кругом родные всѐ места. Водные памятники природы Пензенской области: озѐраи родники. Исток Хопра.
Модуль «Экология Пензенского края»
Возьмѐм под защиту. Красная книга Пензенской области.
Будь другом всему живому. Экологические проблемы Пензенской области. Этические правила экологического
потребления и поведения.
Студия «ЭКОМЕДИА». Наш край сегодня. Экологические проблемы своего города/села/улицы. Составление
экологической сказки, агитплаката/фотоколлажаи др.
Мастерская «ЭКОАРТ». Вторая жизнь» пластиковых крышек и бутылок.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы курса достигаются в процессе единства учебной и воспитательной
деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на
процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению
родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в
культуре общества;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
9

— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление
сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим
людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации
нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации
литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный
образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том
числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:

10

— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражѐнных в
литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как
средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
—
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие
познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Литературное краеведение.» в начальной школе у обучающихся будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать
основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную
последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
11

— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана,
пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем
вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько
вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению

особенностей объекта

изучения и связей между объектами (часть— целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных

или сходных

ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании

предложенного

учителем способа еѐ проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила

информационной

безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в

соответствии с учебной

задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
12

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные
действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и

условиями общения в

знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
13

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов
и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
Модуль «История Пензенского края»:
 воспроизводить название своего населѐнного пункта, региона;
 проявлять уважение к традициям своего народа и других народовПензенской области;
 приводить примеры знаменитых людей родного края;
 приводить примеры изученных игр, традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий
прошлого и настоящего родного края;
 приобретать представления о народных художественных промыслах родного края и опыт практической
художественной деятельности помотивам игрушки выбранного промысла Пензенской области;
 рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы народной игрушки, определять способы их
изготовления.
Модуль «Литература и культура Пензенского края»:
 сочинять небольшие сказки о родной природе по предложенному началу;

14

 получать представление о малых народных жанрах (потешках, загадках, считалочках, поговорках, побасѐнках,
закличках, колыбельных), легендах и сказках народов родного края;
 находить в фольклоре и литературных произведениях писателей-земляков отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, населяющих территорию Пензенской области;
 приобретать представления о музеях нашего края; приводить примеры культурных объектов родного края.
Модуль «География Пензенского края»:
 получать представление о многообразии растительного и животного мираПензенской области, об уникальных
памятниках природы;
 описывать на основе опорных слов наиболее распространѐнные в родномкрае виды растений и животных;
 получать представление о народах, населяющих Пензенскую область;
 использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе родногокрая и обществе.









Модуль «Экология Пензенского края»:
описывать на основе опорных слов наиболее распространѐнные в родном крае охраняемые растения; основные
группы животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери);
описывать на основе опорных слов действия людей, направленные на защиту и охрану редких животных и растениях
Пензенской области (заповедник и заказники);
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительныевпечатления, организованные педагогом;
оценивать примеры положительного и негативного отношения человека кобъектам природы родного края;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы экологической эмблемы (по вопросам учителя);
выделять основные и дополнительные детали, определять взаимное расположение; способы изготовления.
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения экологических сказок.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
Модуль «История Пензенского края»:

15

 узнавать символику (гимн, герб, флаг) своего региона;
 проявлять уважение к традициям своего народа и других народов Пензенской области,
 приводить примеры изученных игр, традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий
прошлого и настоящего родного края;
 приводить примеры знаменитых людей родного края;
 приобретать представление о глиняной игрушке одного из народных художественных промыслах родного края
(абашевская игрушка) и опыт практической художественно деятельности по мотивам игрушки данного промысла
(освоить приѐмы и последовательность лепки игрушки в традициях абашевских мастеров; выполнить в технике
лепки фигурку сказочного зверя);
Модуль «Литература и культура Пензенского края»:
 называть произведения писателей Пензенского края о родной природе;
 находить в фольклоре и литературных произведениях писателей-земляков отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, населяющих территорию Пензенской области;
 с уважением относиться к достижениям музыкальной и художественнойкультуры родного края;
 описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
 вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом;
 осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек родного края,
имеющих культурную ценность;
 приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений художников-пейзажистов и музыкантов родного
края с уважением относиться к достижениям музыкальной и художественной культуры Пензенской области;
 описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
 использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии задачей занятия (в
том числе и безопасные информационные ресурсы).
Модуль «География Пензенского края»:
 находить на карте России свой регион и его главный город;

16

 получать представление о населѐнных пунктах Пензенской области,особенностях растительного и
животного мира разных районов своего края;
 описывать памятники природы Пензенской области;
 распознавать изученные объекты окружающего мира родного края по ихописанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
 проводить несложные наблюдения за памятниками природы родного края;
 осуществлять под руководством учителя элементарную проектнуюдеятельность (в малых группах) по
объектам животного мира родного края.
Модуль «Экология Пензенского края»:
 находить информацию о представителях флоры и фауны родного края, нуждающихся в защите;
 соблюдать правила нравственного поведения на природе;
 оценивать примеры положительного и негативного отношения человека к объектам природы родного края;
 вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом;
 осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность (в малых группах) по
экологическому стилю жизни: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,
демонстрировать готовый продукт;
 приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественныхматериалов в художественные
изображения и поделки;
 сочинять по аналогии с прочитанным (экологические сказки) для своиходноклассников или учеников 1 класса;
 составлять рассказ на заданную тему в соответствии с задачей занятия.

17

Тематическое планирование
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
№
п/
п
1

Наименование
разделов и тем
программы
курса
Здесь мой дом.

Количе
ст во
часов
1

Виды деятельности
Программн
ое
содержани
е
Модуль «История Пензенского края»
Твой город,
Экскурсия (в том числе
село, район,
ивиртуальная),
область.
просмотр иллюстраций,
видеофрагментов
идругих
материалов о родном крае,
труде людей. Выполнение
рисунков для выставки по
теме занятия.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Мультфильм о
Пензенской области из
цикла коротких
пластилиновых
мультфильмов о разных
регионах РФ («МультиРоссия»)
https://youtu.be/ku5ORj
GNjuM
https://learningapps.org/
watch?v
=po3dv4qg222

1) Региональная

общественная
организация краеведов
Пензенской области.
https://kraeved-pnz.ru /
2) Весь Пензенский

18

2

3

Пенза - главный
город нашего края.

Традиционные
ремѐсла
моего края.

1

2

Пенза – город- Этический диалог по
крепость. Кремль,
теме. Экскурсия (в
ров, вал, дозор,
том
числе и
пушка,
первые виртуальная), просмотр
улиц иллюстраций,
ы:
видеофрагментов
и
других
Московская,
материалов о главном городе
Лекарская
родного края».
(Володарского),
Троицкая (Кирова).

Традиционные
ремѐсла
Пензенского края.
Ремесло, промысел,
деревянная резьба,
гончарный
промысел,
художественная
ковка
металла и др.

край. Историческая
топография Пензенской
области.
http://www.suslony.ru/Pen
zagebi et/PenzKray.htm
1) Сайт Региональной
общественной
организации краеведов
Пензенской области
https://kraeved-pnz.ru/
2) «Добро пожаловать в

Работа с иллюстративным

Пензенскую область».
Фильм первый: «В
Пензе вся история
России…»
https://www.youtube.com
/watch
?v=AzzjQoDVQF0
1) Пензенский

материалом: рассматривание и
описание иллюстраций,
фотоматериалов с изображением
традиционных ремѐсел жителей

государственный
краеведческий музей.
Музей народного
творчества: http://km-

области; игры, викторины по
теме,
практическая работа по
созданию
эскиза/модели народной
игрушки.

penza.ru/nashimuzei/muzejnarodnogo-tvorchestva /
2) «Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм шестой.

19

4

Народные игры и

1

праздники.

Содержание и
правила
народных игр:

Разучивание игр народов
Пензенской
области,

«Совушка» (русская беседа по теме и презентация
народная игра), «В традиционных народных
праздников.
платке» (мордовская
народная игра),
«Хромая лиса»

5

Твои знаменитые
земляки – «память
потомков».

2

(татарская народная
игра), «Волк или
заяц»
(чувашская народная
игра) и др.
Знаменитые
землякипоэты и писатели
(М.Ю. Лермонтов и
др.), защитники
отечества (А.
Максутов, Н.А.
Зиновьев и др.).

Экскурсии, целевые прогулки,

https://youtu.be/BZRmMT
4ua
L8
3)Живой журнал
https://oldpenza.livejournal.com/
ГБУК «Пензенский
областной Дом
народного
творчества».
Детский игровой
фольклор.
Методические
рекомендации, Пенза,
2018.
http://podnt.ru/metodreco
mm
end

«Добро пожаловать в

просмотр
Пензенскую область».
фотографий, видеофрагментов и Фильм четвѐртый.
других
https://www.youtube.com/
wat
материалов о людях,
ch?v=vhSbOaS_jg0
прославивших
Пензенскую область.

20

6

Героическое
прошлое наших
земляков.

Фольклорн
ые
посиделки.

Этический диалог по теме;
экскурсия (в том числе и
виртуальная), просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов о герояхземляках. Составление
вместе со старшими
родственниками рассказа о
героических подвигах членов
семьи.
Модуль «Литература и культура Пензенского края»
2
Малые народные
Анализ текстов потешек,
жанры: потешки,
закличек, считалок,
загадки,
поговорок, побасѐнок и.т.д.;
считалочки,
определять способы
поговорки,
выразительного исполнения
побасѐнки,
для произведений данных
заклички,
жанров.
колыбельные, их
Фольклорные семейные
назначение,
посиделки.
особенности.
Потешка
– игровой
народный
фольклор. Загадкисредство развития
ума,
сообразительности.
Нравственны
е ценности,
1

Знаменитые
земляки герои:
Кижеватов А.М.,
Милюков А.И. и
др., Страницы
истории: биография
героев, их подвиг.
Подвиг героев
своей семьи.

Герои страны.
Кижеватов
А.И.:
https://warheroes.ru/hero/h
ero
.asp?Hero_id=2440
Милюков А.И.:
https://warheroes.ru/hero/
hero
.asp?Hero_id=1167
А.П. Анисимова. Песни
и сказки Пензенской
области:
https://dl.liblermont.ru/DL
/Au
gust_17/Pesni_i_skazki_p
enz
enskoi_oblasti.pdf/view

21

8

Многоцветье
народных сказок
Пензенского края.

2

идеи,
традиции,
быт и
культура.
Мордовская
народная сказка:
«Пугливая мышь»,
татарская
народная сказка:
«Как
Алдар ходил в
гости», чувашская
народная

Чтение/прослушивание и
анализ народных сказок
Пензенского края; создание
альбома иллюстраций к
прочитанным произведениям.

1) А.П. Анисимова.
Песни и сказки
Пензенской области:
https://dl.liblermont.ru/D
L/Au
gust_17/Pesni_i_skazki_
penz
enskoi_oblasti.pdf/view
2) Сказки Поволжья.

22

сказка
«Маленькая
птичка» и др.

9

Родная
природа в
произведениях
писателей и
художников
Пензенского
края.

1

Знакомство с
художественными
произведениями
(на выбор)
Картины К.А.
Савицкого.
М. П. Смирнова
«Пройдись по
Пензенскому
краю» - Е.В.
Гололобов
«Черѐмуха»;
Матрѐна
Платоновна
Смирнова
«Родимый
дом» - Д. Лѐвин
«Утро в деревне»,
Д.Л. Сысоев
«Жаркий
сентябрь».

Мультимедийная
онлайн- библиотека
http://xn-80aemcfjckzbis8msb.
xn-- p1ai/story/chuv
Просмотр и обсуждение
Библиографический
репродукций работ Пензенских список. Пензенские
художников;
поэты – детям. Для
чтение/прослушивание и анализ детей 6–12 лет.
произведений писателей о
Составители: Г. А.
родной природе Пензенского
Лисицина, О. В.
края; творческая работа:
Семенова, О. И.
сочинение сказки.
Кащеева
http://penzacitylib.ru/inde
x.ph
p?option=com_k2&view
=ite
m&task=download&id=3
65_
79f870da963e7b5f1aa76d
14d 23f1f09&Itemid=146

23

10

Писатели нашего
края о детях и для
детей.

2

Атянин Ф.С
«Воробей и
медведь», А.П.
Анисимова
«Подарок деда
Водяного».

Чтение/прослушивание и
анализ произведений писателей
нашего края о детях и для детей,
инсценирование
понравившихся отрывков.

11

О подвигах, о
доблести, о славе
защитников
Отечества в
различных видах
искусства.

1

А.П. Немов
«Коляска»,
«Мешочек с
землѐй»; А.А.
Сазонов «Памяти
отца»,
произведения
художников: А.В.
Вилкова «Моя
бабушка», В.Г.

Чтение/прослушивание и
анализ литературных,
музыкальных и
художественных произведений
писателей нашего края о
подвигах защитников
Отечества; аргументация
ответов на вопросы по теме
беседы.

Библиографический
список. Пензенские
поэты – детям. Для
детей 6–12 лет.
Составители: Г. А.
Лисицина, О. В.
Семенова, О. И.
Кащеева
http://penzacitylib.ru/inde
x.ph
p?option=com_k2&view
=ite
m&task=download&id=3
65_
79f870da963e7b5f1aa76d
14d 23f1f09&Itemid=146

24

12

13.

Культурное
наследие
Пензенской
области. Духовная
сокровищница.

Богатство
природы
родного края.
Растительный
мир Пензенской
области.

1

2

Курдова
«Возвращение»,
Музей одной
картины им. Г.В.
Мясникова,
картинная галерея
им.
К.А.Савицкого,
культурноисторический
центр - природный
источник
«Кувака», музеи
своего
города/района.

Экскурсия (в том числе и
виртуальная), просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов о театрах и
музеях нашего края.

Модуль «География Пензенского края»
Наиболее
Просмотр фотографий,
распространѐнны
иллюстраций,
е деревья,
видеофрагментов и других
кустарники, травы
материалов о растениях
Пензенской
родного края; наблюдение
области.
(экскурсия в природу);
познавательная игра.

1) Музей одной картины

им. Г.В. Мясникова
https://clck.ru/sJAyt
2) Пензенская
областная картинная
галерея
им.
К.А.Савицкого
http://penza.galle
ry/
3) культурноисторический центр природный источник
«Кувака»
http://kuvaka.ru/
Коротко и ясно о
самом интересном.
Растения
Пензенской области
https://xn - stb8d.xn-p1ai/Portfolio/112-2/
Растения Пензенской
области
https://learningapps.org/w
atch
?v=px39w7p5t22
25

14.

Животный мир
Пензенской
области.

2

Наиболее
распространѐнные
звери, птицы,
насекомые
Пензенской
области.

Просмотр фотографий
иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов о животных
родного края; виртуальная
экскурсия;

Журнал iNaturalist
https://clck.ru/sKKXt
Птицы нашего края
https://learningapps.org/vi
ew6 736136

26

художественное
изображение животных,
выставка.
15

Родного края
облик
многоликий.
Какого мы родуплемени: народы
Пензенской
области.

2

Народы
Пензенской
области: русские,
мордва, татары,
чуваши и др. Язык,
особенности
культуры народов.

Этический диалог по теме;
экскурсия (в том числе и
виртуальная), просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов о народах,
населяющих Пензенскую
область. Разучивание игр на
сплочение и воспитание
толерантного отношения к
людям разных
национальностей.

16

Памятники
природы родного
края.

2

Ахунский
сосновый бор,
сквер Музея
народного
творчества.
Сурское
водохранилище.
Ардымский шихан.

Экскурсия (в том числе и
виртуальная), просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов об уникальных
природных объектах
Пензенской области;
подготовка сообщения для

Методическое пособие
«Формирование
толерантности у
младших школьников»
https://dorogakdomu.ru/
wpcontent/uploads/2015/10/
Formir
ovanie_tolerantnosti_blo
k.pdf
2) Ульянова Е.Н Игра как средство
формирования и
сплочения коллектива
https://uspehkonkurs.ru/page/main/do
wnloadpublication/610
«Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм второй.
https://www.youtube.com
/watch
?v=U3Tia4O4ors

27

устного журнала «Живая
газета.
Зелѐные страницы».
17.

Услышать зов
земли, которой ты
частица.
«Возьмѐм
под
защиту!»

2

Модуль «Экология Пензенского края»
Просмотр
Красная
книг иллюстраций,
а
Пензенской видеофрагментов и других
области. Заповедные материалов по теме занятия.
места,
заказники Конкурс рисунков животных
и/или растений Пензенской
моего края.
области,
нуждающихся
в
защите.

1) Красная книга
Пензенской области.
Грибы, лишайники, мхи,
сосудистые растения
https://clck.ru/sJDzu
2) Красная книга
Пензенской
области.
Животные

28

ЭКО-ЭХО: учимся
экологическому
стилю жизни. Будь
другом всему
живому!

2

19.

Студия
«ЭКОМЕДИА»
Наш край сегодня.

2

20.

Мастерская
«ЭКОАРТ».

1

21
Резервные часы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1
33

18.

Краткий
обзо
р
экологических
проблем Пензенской
области. Этические
правила
экологическо
го поведения.
Анализ
экологической
сказки (по
выбору).
Знаки охраны
природы для детей
в картинках.
Эмблема «Берегите
природу», еѐ
назначение.
Творческая работа
по созданию
эмблемы.

Нравственно-этическая
игра, экологический
флешмоб.
Составление вопросов для
экологической викторины
«Эко- знайка».
Анализ, мораль сказки.
Создание и разыгрывание
экологической сказки
«SOS-сигналы природы».
Анализировать и обсуждать
элементы эмблемы; составлять
композицию; выбирать
материалы и инструменты;
производить оценку
выполненной работы по
критериям.

https://booksee.org/book/1
338
967
Экологические игры.
Сборник российского и
зарубежного опыта в
области "игровой
экологии"
https://clck.ru/sKGFc
Сборник экологических
сказок.
https://clck.ru/VKLJN
Знаки охраны природы
для детей в картинках
https://clck.ru/ZRCva
Рисунки и символы
для экологических
проблем
https://clck.ru/sKGAV

29

Тематическое планирование
2КЛАСС (34 ЧАСА)
№
п/
п
1.

Наименование
разделов и тем
программы
курса
Моя малая
родина. Здесь
мой дом.

Количе
ст во
часов
1

Программн
ое
содержание

Виды деятельности

Модуль «История Пензенского края»
История села,
Экскурсия (в том числе и
района, города как
виртуальная), просмотр
части Пензенской
иллюстраций,
области, герб,
видеофрагментов и других
главные улицы,
материалов о родном крае,
памятники,
труде людей;
достопримечательно Составление сообщения/
сти
мини- проекта (при
.
помощи взрослых
«Родной город/село –
частица России».
Работа с использование
дополнительных
источников информации
(литературы, Интернет);
Дидактические игры по теме.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
«Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм первый
https://www.youtube.com/
watc h?v=AzzjQoDVQF0
Дидактическая игра по
теме Герб
https://learningapps.org/vi
ew1 2883527

Дидактическая игра по
теме
«Все ли
достопримечательности
города Пензы вы
знаете?»
https://learningapps.org/vi
ew12857139
30

31

Дидактическая игра с
возможностью играть
одномуили с друзьями
https://learningapps.org/vi
ew14608669

2.

Пенза - главный
город нашего края.

1

«Пенза –
городкрепость».
Острог, воевода,
посад, слобода,
купец.

Экскурсия (в том числе и
виртуальная), просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов о главном
городе родного края»;
проведение интервью с
родителями, бабушками
и дедушками об истории
города Пензы.

Региональная
общественная
организация краеведов
Пензенской области.
https://kraeved-pnz.ru /
Город-крепость Пенза.
Путешествие в историю
https://penzatour.livejournal.com/528
72.ht ml

32

3.

Народные
традиции.
Традиционные
ремѐсла моего края.

2

4.

Народные игры и
праздники.

1

Традиции
изготовления
глиняной игрушки
села Абашево
Пензенской
области. Ларион
Зоткин, свистульки,
образы
причудливых и
фантастических
животных и птиц,
роспись абашевской
игрушки, значение
цвета, дом-музей
абашевских
мастеров.
Содержание и
правила
народных игр:

Исследование этапов
создания Абашевской
игрушки;
проект: «Абашевская
игрушка – символ моего
края»; выставка работ.

«Добро
пожаловать в
Пензенскую
область». Фильм
седьмой:
«Хрустальное сердце
России».
http://welcome2penza.ru/

Разучивание игр народов
Пензенской области,

ГБУК «Пензенский
областной Дом народного

33

5.

Люди земли
Пензенской. Твои
знаменитые
земляки –
«память потомков».

1

«Золотые ворота»
(русская народная
игра), «Ветерветерки»
(мордовская
народная игра),
«Хлопушки»
(татарская
народная игра),
«Луна или
солнце»
(чувашская
народная игра) и
др.
Знаменитые
земляки- поэты и
писатели
(Лермонтов М.Ю.,
Куприн,А.И.,
Белинский В.Г. и
др.), защитники
отечества (Д.Ф.
Теличко,А.
Максутов,
А.И.
Милюков и
др.).

беседа по теме и
презентация
традиционных народных
праздников.

творчества».
Детский игровой
фольклор.
Методические
рекомендации, Пенза,
2018.
http://podnt.ru/metodreco
mme nd

Экскурсии, целевые
прогулки, просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов о людях,
прославивших Пензенскую
область; создание галереи:
«Твои знаменитые земляки
– «память потомков»».

«Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм четвѐртый.
https://www.youtube.com/
watc h?v=vhSbOaS_jg0

34

6.

7.

Героическое
прошлое наших
земляков.

Душа
народа в
фольклоре.
Фольклорн
ые
посиделки.

Этический диалог по теме;
экскурсия (в том числе и
виртуальная), просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов о герояхземляках;
создание
проекта «Герои моего
села/района/города».
Модуль «Литература и культура Пензенского края»
1
Малые народные
Определение способов
жанры: потешки,
выразительного
загадки,
исполнения потешек,
считалочки,
закличек, считалок,
поговорки,
поговорок, побасѐнок
побасѐнки,
и.т.д.; инсценирование
заклички,
произведений данных
колыбельные.
жанров.
Нравственные
2

Значимые
события истории
родного края.

Всенародная книга
памяти Пензенской
области.
https://memorypenza.ru/

1) А.П. Анисимова.

Песни и сказки
Пензенской области:
https://dl.liblermont.ru/DL/
Aug
ust_17/Pesni_i_skazki_pe
nzens koi_oblasti.pdf/view
2) ГБУК «Пензенский
областной Дом
народного

35

8.

Многоцветье
народных сказок
Пензенского края.

2

9.

Родная
природа в
произведениях
писателей и

1

ценности, идеи,
традиции, быт и
культура. Роль
интонации при
выразительном
чтении.
Интонационный
рисунок
выразительного
чтения: ритм, темп,
сила
голоса.
Театрализация
народных сказок.
Мордовская
народная сказка:
«Благодарный
медведь»,
татарская
народная сказка:
«Бедняк и два бая»;
чувашская народная
сказка «Кот и
Воробей»
и др.
Д.Д. Злобина
«Родное», Л.И.
Терѐхина
(Дорошина)

творчества».
Детский игровой
фольклор.
Методические
рекомендации, Пенза,
2018.
http://podnt.ru/metodreco
mme nd

Театрализация народных
сказок Пензенской области;
подготовка и проведение
семейного праздника:
«Театр сказок».

Просмотр и обсуждение
репродукций работ
Пензенских художников;
чтение/прослушивание и

1) А.П. Анисимова.
Песни и сказки
Пензенской области:
https://dl.liblermont.ru/DL/
Aug
ust_17/Pesni_i_skazki_pe
nzens koi_oblasti.pdf/view
2) Сказки Поволжья.
Мультимедийная
онлайн- библиотека
http://xn-80aemcfjckzbis8msb.x
n-p1ai/story/chuv
Библиографический
список. Пензенские
поэты – детям. Для
детей 6–12 лет.
36

художников
Пензенского
края.

«Тучковка», Г.Е.
Горланов «Зимние
сны», М.И.
Кириллов
«Яблочный спас»,
Б.В.
Милавин
«Инра»,
Ф.Н.
Ракушин
«Кипрей».
Д.Л. Сысоев
«Антоновка»,
И.В. Попова
«Хозяин лугов»,
«Иван-чай» и др.

анализ произведений
писателей о родной природе
Пензенского края;
творческая работа:
подготовка к проведению
конкурса чтецов.

Составители: Г. А.
Лисицина, О. В.
Семенова, О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/inde
x.php
?option=com_k2&view=it
em&
task=download&id=365_7
9f87
0da963e7b5f1aa76d14d23f
1f0
9&Itemid=146Художник
М.Е. Валукин. Картины
«Пензенские дали»,
«Край мой
пензенский»,

37

10.

Писатели нашего
края о детях и для
детей.

1

Мищенко В.Д.
«Сестренка»,
«Рыжик».

Чтение/прослушивание и
анализ произведений
писателей нашего края о
детях и для детей;
оформление обложки
понравившейся книги.

http://penza.gallery/ne
ws/2- noyabrya-1908-grodilsyavydayushhijsyaxudozhnik- mixailemelyanovich-valukin/
Библиографический
список. Пензенские
поэты – детям. Для
детей 6–12 лет.
Составители: Г. А.
Лисицина, О. В.
Семенова, О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/inde
x.php
?option=com_k2&view=it
em&
task=download&id=365_7
9f87
0da963e7b5f1aa76d14d23
f1f0 9&Itemid=146

38

11.

12.

О подвигах, о
доблести, о славе
защитников
Отечества в
различных видах
искусства.

1

В.Т. Горшунов «А у
нас Победа!»,
произведения
художников: И.В.
Поповой «Радость
великой Победы»,
Ю.К. Бельдюсева «А
мы из Пензы»;
Н.М., Сидорова и
А.С. Король из
серии «Пенза и
пензенцы»
«Открытие
памятника Победы
в г. Пензе»

Чтение/просмотр/прослушиван
ие и анализ литературных,
музыкальных и
художественных произведений
писателей, художников,
музыкантов нашего края о
подвигах защитников
Отечества;
составление схемы по теме
занятия.

Культурное
наследие

1

Памятники

Экскурсия (в том числе и

1) Виртуальная
картинная галерея
«Война глазами
фронтовика» (рассказ о
работах пензенских
художников)
https://www.youtube.com/
watc h?v=RYCiK7xD64o
2) Библиографический
список. Пензенские
поэты – детям. Для
детей 6–12 лет.
Составители: Г. А.
Лисицина, О. В.
Семенова, О. И. Кащеева
http://penzacitylib.ru/inde
x.php
?option=com_k2&view=it
em&
task=download&id=365_7
9f87
0da963e7b5f1aa76d14d23
f1f0 9&Itemid=146
1)Культурное наследие

39

Пензенской области.
«Золотые россыпи
Присурья» каменная
архитектура и
деревянное
зодчество - экскурс.

13.

Духовная
сокровищница.

архитектуры

виртуальная), просмотр
своего иллюстраций, фотографий,
района/города
видеофрагментов и других
(усадьбы,
материалов о памятниках
церкв архитектуры Пензенской
и, монастыри).
области. Интерактивная
работа с Яндекс Картой
Пензенской области.

1

ГБУК «Пензенский
государственный
краеведческий
музей»,
музей народного
творчества - отдел
ГБУК «Пензенский
краеведческий
музей»;
МБУК «Музей А.Г.
Малышкина
Мокшанского района
Пензенской
области»;
МБУК «Музей

Поиск необходимой
информации из
дополнительной литературы и
Интернета о театрах и музеях
нашего края; выставкапрезентация
предметов старины,
сохранившихся
в семьях.

Пензенской
области
(ПЕНЗАСТАТ)
https://clck.ru/sGh2J
2) Яндекс Карта
Пензенской области.
Музеи и усадьбы
https://clck.ru/sHBUv
3) Туризм и отдых в
Пензенской области
http://welcome2penza.ru/a
bout
-the-region/guide/
1)Пензенский
государственный
краеведческий музей
http://km-penza.ru/
2) Музей А.Г.
Малышкина
http://muzeyagm.ucoz.com/
ind
ex/o_nas/0-17
3) Музей народного
творчества Спасского
района
http://mntspassk.penz.muzkult.ru/isto
riya
4) Яндекс Карта
Пензенской

40

14.

Мой край на карте
России/ Карта
Пензенской области.
Географические
объекты Пензенской
области.

2

народного
области. Музеи и усадьбы
творчества
Спасского района
https://clck.ru/sHBUv
Пензенской
области».
Модуль «География Пензенского края»
Физическая
карта Знакомство с населѐнными
1)«Добро пожаловать в
Пензенской
Пензенскую область».
пунктами
области и другими географическими
.
Интерактивная карта объектами Пензенской области Фильм второй: «В
середине
Пензенской области (работа с картой). Работа с
страны, возле самого
с
картой:
сердца
административнопоиск, название объектов,
России»
территориальным
выполнение интерактивных
https://www.youtube.com/
заданий.
wat
делением.
ch?v=U3Tia4O4ors
Населѐнны
е

41

пункты,
географические
объекты
Пензенск
ой области.

15.

Растительный
мир Пензенской
области.

2

Деревья,
кустарники, травы
Пензенской
области.

16.

Животный мир
Пензенской
области.

2

Звери, птицы,
насекомые
Пензенской
области.

Просмотр фотографий
иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов о растениях
родного края; сбор
информации для составления
кроссвордов/загадок и др.
Наблюдение (виртуальная
экскурсия); подготовка и
презентация проекта
«Самый- самый».

2)Яндекс Карта
Пензенской области с
административнотерриториальным
делением.
https://clck.ru/sHCBP
Интерактивная карта
Пензенской области
http://welcome2penza.ru/
map x/
Коротко и ясно о
самом интересном.
Растения
Пензенской области
https://xn - stb8d.xn-p1ai/Portfolio/112-2/
Журнал
iNaturalist
https://clck.ru/sK
KXt

42

17.

Какого мы родуплемени: народы
Пензенской
области.

2

Национальный
состав своего
класса.

Этический диалог по теме;
экскурсия (в том числе и
виртуальная), просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов о народах,
населяющих Пензенскую
область; мини- исследование:
«Какого я роду- племени»;
составление портрета класса;
Разучивание игр на развитие
умения работать в команде,
договариваться и воспитание

Картотека игр на
развитие умения
работать в команде,
договариваться:
https://nsportal.ru/detskii
- sad/vospitatelnayarabota/2018/05/25/kartot
eka- igr-na-razvitieumeniya- rabotat-vkomande

43

Кругом родные
всѐ места.

2

19.

Возьмѐм под
защиту.

2

20.

Будь другом
всемуживому.

2

18.

толерантного отношения к
людям
разных национальностей.
Водные памятники Экскурсия (в том числе и
природы
виртуальная), просмотр
Пензенской области: иллюстраций,
озѐра и родники. видеофрагментов и других
Исток Хопра.
материалов об уникальных
природных объектах
Пензенской области; работа
с таблицей
(заполнение недостающих
данных).
Модуль Экология Пензенского края
Красная
Оформление листовок (или
книг плакатов) с информацией о
а Пензенской
представителях флоры и фауны
области.
родного края, нуждающихся в
защите;
рассказ
о
них
учащимся 1-х классов.

Экологические
проблемы
Пензенск
ой области.
Этически
е правила

Нравственно-этическая
игра; экологическая
акция.
Создание мини-проекта:
«Полезные эко-лайфхаки»

«Добро пожаловать в
Пензенскую область».
Фильм второй.
https://www.youtube.co
m/wa
tch?v=U3Tia4O4ors

1) Красная

книга
Пензенской области.
Грибы, лишайники,
мхи, сосудистые
растения
https://clck.ru/sJDzu
2) Красная книга
Пензенской области.
Животные
https://booksee.org/book/
133 8967
Экологические игры.
Сборник российского и
зарубежного опыта в
области "игровой
экологии"
https://clck.ru/sKGFc

44

экологического
потребления
иповедения.

21.

Студия
«ЭКОМЕДИА»
Наш край сегодня.

2

Экологические
проблемы своего
города/села/улицы.

Сочинение экологической
сказки; мораль созданных
сказок; составление
агитплаката/фотоколлажа.

22.

Мастерская

1

«Вторая жизнь»

Просмотр фотографий,

Развитие ребѐнка.
Увлекательная
экология для младших
школьников
https://childdevelop.info/
new s/9691/
Мастерская «ЭКОАРТ».

45

«ЭКОАРТ».

23

Резервные часы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

пластиковых
крышек и бутылок.

1
34

иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов о повторном
использовании пластиковых
крышек и бутылок. Разработка
плана изготовления изделия;
выполнение работы по плану.
Оценка выполненной работы
по критериям.

Мастер-класс
«Подставка под
посуду»
https://cloud.mail.ru/pub
lic/q 3Pe/iXQArDcE4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература:
Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526
с.
Серебряный родник: хрестоматия по литературному краеведению для начальных классов/ под ред.П.А. Гагаева,
доктора педагогических наук,профессора кафедры педагогики Педагогического института им. В.Г. Белинского
Пензенского государственного университета.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литература:
Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526
с.
Серебряный родник: хрестоматия по литературному краеведению для начальных классов/ под ред.П.А. Гагаева,
доктора педагогических наук,профессора кафедры педагогики Педагогического института им. В.Г. Белинского
Пензенского государственного университета.
Сборник «Региональный интеллектуально-творческий марафон «Сурскиеэрудиты» для младших школьников
Пензенской области» / под ред. Г.Н. Белорыбкина, доктора исторических наук, профессора, ректора ГАОУ ДПО ИРР
ПО
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Учи.ру
РЭШ
Информационный портал «Единое содержание общего образования» URL: https://edsoo.ru
Информационный портал «Реестр основных общеобразовательных программ» Министерство просвещения
Российской Федерации

URL: https://fgosreestr.ru
Весь Пензенский край. Историческая топография Пензенской области.
URL: http://www.suslony.ru/Penzagebiet/PenzKray.htm
Всенародная книга памяти Пензенской области. URL:https://memorypenza.ru/ ГБУК «Пензенский областной Дом народного творчества».
Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
URL:https://tarhany.ru/
Государственный природный заповедник «Приволжская лесостепь» URL:
https://zpls.ru/
Детский игровой фольклор. Методические рекомендации, Пенза, 2018.
URL: http://podnt.ru/metodrecommend
Журнал iNaturalist URL: https://clck.ru/sKKXt
Знаки охраны природы для детей в картинках
URL:https://clck.ru/ZRCva Интерактивная карта Пензенской области
URL: http://welcome2penza.ru/mapx/
Красная книга Пензенской области URL: https://ecoportal.info/krasnayakniga- penzenskoj-oblasti/
Культурное наследие Пензенской области (ПЕНЗАСТАТ)
URL:https://clck.ru/sGh2J
Культурно-исторический центр - природный источник «Кувака» URL:
http://kuvaka.ru/
Методическое пособие«Формирование толерантности у младших
школьников»
URL :
https://dorogakdomu.ru/wpcontent/uploads/2015/10/Formirovanie_tolerantnosti_
blok.pdf
Музей
А.
И.
Куприна
URL:
https://muzlitpenza.ru/museum/kuprina/
Музей-заповедник
Наровчатского
района
URL:
http://museumnar.penz.muzkult.ru/
Музей А. Н. Радищева URL:
https://muzlitpenza.ru/museum/radishheva/ Музей народного
творчества Спасского района URL:
http://mntspassk.penz.muzkult.ru/istoriya
Музей одной картины им. Г.В. Мясникова
URL:https://clck.ru/sJAyt Музей-усадьба В. Г. Белинского URL:
https://muzlitpenza.ru/museum/gosudarstvennyj-muzej-usadba-v-gbelinskogo/ Пензенская областная картинная галерея им.
К.А.Савицкого URL:http://penza.gallery/
Пензенский государственный краеведческий музей. Музей народного
творчества: URL: http://km-penza.ru/nashi-muzei/muzej-narodnogotvorchestva / Региональная общественная организация краеведов
Пензенской области.URL: https://kraeved-pnz.ru
Рисунки и символы для экологических проблем URL :https://clck.ru/sKGAV
48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».