Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России», 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области
имени П.П. Липачёва

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол № 1
от "25" 08 2023 г.

ОДОБРЕНО
на заседании
педагогического
совета
Протокол № 1
от "31" 08 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ОО
__________Родионова О.И.
Приказ № 44 §.1
от "31" 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
1-4 классы
Срок реализации: 4 года

Поим, 2023
1

1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в
соответствии с Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята
России» / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А.,
Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей
редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Издво Новация, 2022г, учебно-методическим комплексом Программы развития
социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»,
разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок».
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной
школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, с учетом учебнометодическим комплексом Программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ
Всероссийским детским центром «Орленок» (авторы- составители Волкова
Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П.,
Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В.,
Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с
учетом программы воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
Цель курса:
формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социально ценностных
знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального
мира
на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных
предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание
любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе,
развитие
самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать
интерес к физической культуре.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
2

Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.
В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные
методы и формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятиеигра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся
выполняют различные творческие задания и задания исследовательского
характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные
диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в
музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет
организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в
разделах программы. Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4
классы начинается с первой четверти учебного года. Каждый трек состоит из 9
занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках
того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения
смыслов Программы. В зависимости от того, являлся ли уже класс участником
программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает
в Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок»,
который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и
классам, а по стажу пребывания детей в Программе.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4 классах
начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (33 недели 1 класс, 34
учебные недели в год 2-4 класс).
УМК учебного курса:
2. Содержание учебного курса
1класс
Трек «Орлѐнок – Эрудит» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка
Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к
этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила
жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек
позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых
знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами
получения информации.
Трек «Орлѐнок – Доброволец» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека
– Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его
тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить
обучающихся с понятиями
3

«доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о
тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать
преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю
поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра.
Трек «Орлѐнок – Мастер» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка
мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлѐнок – Мастер» поделены на два временных промежутка:
во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда
Мороза: готовят класс и классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в
новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена
для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на
уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего
дела, краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека –
ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации
этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность
детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная
физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе,
позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная
деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему
окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя значимость
сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через
понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая
нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители
своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества,
Международного женского дня и других праздников.
Трек «Орлѐнок – Эколог» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок
эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог»
позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при
изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора
4

в рамках экологического субботника и пр.
2 класс
Трек «Орлѐнок – Лидер» –4 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека –
конструктор
«Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт
совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года.
Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива,
сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта
совместной деятельности и чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это
…» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием
«Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит
вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра
испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг
друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам
подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту,
сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово
«Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт- копилка
Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая
отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов,
конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том
числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается
высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлѐнок – Мастер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка
Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка:
во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или
представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлѐнок – Доброволец» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека
– круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека
в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей
Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
5

социальному опыту детей в любое время учебного года.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чеклист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной
нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные
мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально
в зимний период.
Трек «Орлѐнок – Эколог» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок
Эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют
проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» – 6 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового
цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная
деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему
окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы
(класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти
своей страны
3-4 классы
Трек «Орлѐнок – Лидер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека –
конструктор
«Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт
совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года.
Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале
учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и
осуществления опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлѐнок – Эрудит» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка
6

89 Трек
«Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов,
конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том
числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается
наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлѐнок – Мастер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка
Мастера В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка:
во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или
представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлѐнок – Доброволец» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека
– круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека
в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей
Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чеклистВремя для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом
и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
Трек «Орлѐнок – Эколог» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок
Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог»
позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при
изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора
в рамках экологического субботника
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» – 6 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового
7

цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная
деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье,
Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и
принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».
3. Планируемые результаты освоения учебного курса «Орлята России»
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных
результатов.
1 класс
Личностные результаты:
Осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в
классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе
сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассника;
формирование положительной мотивации по отношению к учебнопознавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения;
формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности;
способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в
соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность
умственного труда в жизни человека; осознавать ценность книги – как
источника знаний; формировать нравственно-этические нормы поведения,
которые
строятся
на
проявлении
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности способствовать становлению ценностного отношения к
укреплению здоровья с помощью зарядки; формировать интерес к изучению
истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие
ценности природного мира.
Метапредметные результаты:
Познавательные: формировать способность к демонстрации своих знаний
и умений из личного жизненного опыта; развивать способность к применению
своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; формировать
умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации;
формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
8

руководством педагога); учиться понимать нравственные ценности общества:
добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
познавательные: понимать, что информация может быть представлена в разной
форме – книга, фото, видео.
Коммуникативные результаты:
формировать представления о смысле и значимости дружбы,
межличностные связи в коллективе; формировать представления о способах
выражения дружеского отношения к одноклассникам; формировать культуру
общения в классе и умение подчиняться общим правилам общения;
формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить
общую цель и пути еѐ достижения; формулировать суждения, слушать
собеседника и понимать высказывания других обучающихся; учиться проявлять
уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать
положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со
сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе общения
со сверстниками и взрослыми; учиться рассказывать сверстникам и взрослым о
пользе зарядки; учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе
сверстников без руководства педагога; регулятивные: учиться ставить цели и
планировать личную деятельность; учиться открыто демонстрировать свои
творческие способности; учиться называть одноклассников по имени,
демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться
общаться согласно нормам этики формировать умения эмоционального
конструктивного общения во внеурочной деятельности; понимать и действовать
согласно выделенным ориентирам действий при работе с интеллектуальными
заданиями; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при
работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении
интеллектуальных задач; содействовать самореализации каждого обучающегося
в процессе выполнения интеллектуальных заданий; содействовать поиску
самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять нравственные нормы
поведения: действовать согласно рационального использования времени и
ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы;
учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки; планировать
совместно с педагогом действия для достижения поставленной цели.
Предметные результаты:
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание
значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и
желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе;
9

формировать умение применять полученные знания из различных областей в
совместной коллективной деятельности; формировать представления о
некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать
представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач;
формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения
логических задач; узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание,
любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать
главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять
несложные коллективные работы проектного характера совместно со
взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения
предметной среды человека; формировать умение выполнять в определенной
последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас
новыми словами и терминами.
2 класс
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование
чувства сопричастности к прошлому, настоящему своей страны и родного края;
формирование представлений о традициях и семейных ценностях; применение
в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах
внеурочной деятельности; проявление устойчивого интереса к историческому
прошлому своей страны и малой Родины; осознание значимости изучения
краеведения для личностного развития; формирование уважительного
отношения к истории и культуре своего народа и народов, живущих рядом;
развитие навыков бесконфликтной коммуникации со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях проявление и раскрытие способностей быть
организатором и инициатором;
развитие активности, инициативности, любознательности и самостоятельности
обучающихся; развитие познавательного интереса к различным разделам науки;
понимание ценности умственного труда в жизни человека и общества,
формирование положительной внутренней мотивации у обучающихся в
процессе решения нестандартных заданий; формирование первоначальных
представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни
человека и общества; формирование первоначальных представлений об
уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах поведения
и правилах межличностных отношений; становление ценностного отношения к
укреплению здоровья человека; формирование первоначальных представлений
о научной картине мира, формирование основ экологической культуры,
принятие ценности природного мира.

10

Метапредметные результаты:
познавательные: расширение понятийного аппарата новыми терминами,
свойственными современному лидеру; умение определять главные качества
лидера (честность, активность, ответственность, доброжелательность и др.);
анализирование информации, нахождение причинно-следственные связи;
умение объединять существенные признаки, классифицировать и делать
выводы; систематизирование знаний обучающихся о значении труда в жизни
человека, о качествах людей труда; демонстрация понимания информации,
представленной в объяснении педагога ориентация в терминах, используемых
в информации педагога; составление небольших комплексов упражнений
физкультминуток и утренней зарядки; формирование умения обобщать, делать
выводы по предложенной педагогом информации; расширение кругозора и
словарного запаса; понимание, что информация может быть представлена в
разной форме — текста, иллюстраций, фото, видео; умение соотносить
исторические события во временных рамках: прошлое, настоящее, будущее.
Коммуникативные:
развитие умений взаимодействовать со сверстниками в микро группах и
команде; понимание значения коллективной деятельности для успешного
решения практической задачи; умение задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
проявление уважительного отношения к собеседнику; соблюдение в процессе
общения нормы речевого этикета; соблюдение правила ведения диалога;
построение несложных высказываний по предложенному материалу; умение
делать выводы на основе изучаемого фактического материала; умение объяснять
другим особенности выполнения комплекса упражнений; восприятие и
формулирование суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдение правила ведения диалога и дискуссии; умение объяснить термины
«Родина, родной край», хранитель, поколение»; формирование умения слушать
одноклассников, проявлять уважение к мнению других.
Регулятивные:
формирование понимания значимости достижения общей цели для класса;
умение понимать и удерживать поставленную задачу, в случае необходимости
обращаться за помощью к педагогу; умение выстраивать план своих действий и
сохранять последовательность его выполнения. контролировать ход и результат
выполнения действия; умение действовать согласно составленного плана и
соотносить результат действия с поставленной задачей; желание участвовать в
дальнейшей творческой деятельности; умение корректно задавать вопросы и
высказывать своѐ мнение; умение планировать этапы предстоящей работы в
треке «Орлѐнок- доброволец», умение определять цели на занятиях с помощью
учителя и планировать действия.; планирование действия по решению
11

практической
задачи
для
получения
результата;
выстраивание
последовательности
выбранных
действий;
умение
проявлять
самостоятельность, инициативность, организованность при выполнении
задания.
Предметные результаты:
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; формирование
первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков
поведения (своего и
других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова
«эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства
для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со
значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных
технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим
рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая
работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение
определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние
зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и
необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры,
иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать
правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и
электроэнергии), и природной среде; владение различными приѐмами слушания
научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи
языковые средства для выражения мыслей и чувств.
3класс
Личностные результаты:
формированиеуважительного и доброжелательного
отношения друг к
другу; формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе;
формирование учебно- познавательного интереса к треку «Орлѐнок – Эрудит»;
умение активизировать мыслительную деятельность и совершенствовать
интеллектуальные качества; работа над осознание ответственности за общее
дело; формирование уважительного отношения к культуре своего народа;
формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению
другого человека; формирование понимания значения нравственных норм и
ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил
организации здорового образа жизни; формирование культуры здорового
образа жизни человека; формирование учебно-познавательного интереса к
содержанию трека «Орлѐнок – Эколог»; осознание ответственности за общее
благополучие, основы экологической культуры; формирование сопричастности
к прошлому, настоящему и будущему своей страны; формирование чувство
сопричастности к традициям своей страны
12

Метапредметные (развивающие):
Коммуникативные:
умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение
проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами
лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику
общения; участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в
ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться с
одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое
мнение; умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в
соответствии с поставленной задачей или вопросом; корректно и
аргументированно высказывать своѐ мнение; умение работать в группе,
общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; признание
возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать,
приводя аргументы; умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои
мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; умение ответственно
относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение.
Познавательные:
умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение применять
базовые логические универсальные действия: классификация (группировка),
обобщение; умение применять базовые логические универсальные действия:
анализ; развивать познавательный интерес и творческую деятельность; развитие
внимания, навыков самостоятельного творческого мышления; умение
анализировать, обосновывать свои суждения; умение анализировать текстовую
и видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение составлять
комплекс утренней зарядки через совместную групповую работу;
формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни как
способа сохранения и укрепления личного здоровья; умение ориентироваться в
своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна
для решения учебной задачи; умение извлекать информацию, представленную в
разных формах; умение делать сообщения на предложенную тему и рассуждать
на представленную тему.
Регулятивные:
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности,
организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, объективно оценивать их; умение планировать
этапы предстоящей работы, определять последовательность действий,
осуществлять контроль и результат своей деятельности; умение принимать цели
13

и произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия; формирование умения оценивать
свои поступки и действия, свои возможности формировать умение оценивать
свои поступки и действия, свои возможности, проявлять готовность изменять
себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск
средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель урока после
предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей; формирование умения оценивать свои поступки и
действия, свои возможности; формирование умения применять свои знания в
практической деятельности
Предметные (обучающие):
знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления лидеров в
коллективе, качества и характеристики человека- лидера; формулирование
умения строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить
логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их
роли; освоение основных мотивов росписи, разнообразных приѐмов работы;
знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтѐр»,
«добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые
волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и
дело для других – помощь, забота); формирование знания о положительном
влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные
составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология
и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического
поведения на природе; знакомство с понятиями ―хранитель‖,
«хранитель исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к
семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и
мировой истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года»
младший школьник:
понимает важность социально-значимых ценностей Программы
(понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России,
Российского государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и
общности граждан России; понимает значение государственных символов;
уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа; понимает
ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт
и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста;
ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи,
общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни
14

позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах
внеурочной
деятельности
(принимает
участие
в
жизни
класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально
значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, осознаѐт ответственность за свои поступки; проявляет
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным
профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); демонстрирует
социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных
народов,
вероисповеданий;
во
взаимодействии
с
окружающими
доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью,
соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей
образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к
чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное
отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности
экологических норм; выражает познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в
деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям,
науке.
4 класс
Личностные результаты:
формированиеуважительного и доброжелательного
отношения друг к
другу; формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе;
формирование учебно- познавательного интереса к треку «Орлѐнок – Эрудит»;
умение активизировать мыслительную деятельность и совершенствовать
интеллектуальные качества; работа над осознание ответственности за общее
дело; формирование уважительного отношения к культуре своего народа;
формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению
другого человека; формирование понимания значения нравственных норм и
ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил
организации здорового образа жизни; формирование культуры здорового
15

образа жизни человека; формирование учебно-познавательного интереса к
содержанию трека «Орлѐнок – Эколог»; осознание ответственности за общее
благополучие, основы экологической культуры; формирование сопричастности
к прошлому, настоящему и будущему своей страны; формирование чувство
сопричастности к традициям своей страны
Метапредметные (развивающие):
Коммуникативные:
умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение
проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами
лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику
общения; участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в
ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться с
одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое
мнение; умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в
соответствии с поставленной задачей или вопросом; корректно и
аргументированно высказывать своѐ мнение; умение работать в группе,
общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; признание
возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать,
приводя аргументы; умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои
мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; умение ответственно
относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение.
Познавательные:
умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение применять
базовые логические универсальные действия: классификация (группировка),
обобщение; умение применять базовые логические универсальные действия:
анализ; развивать познавательный интерес и творческую деятельность; развитие
внимания, навыков самостоятельного творческого мышления; умение
анализировать, обосновывать свои суждения; умение анализировать текстовую
и видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение составлять
комплекс утренней зарядки через совместную групповую работу;
формирование
потребности в соблюдении норм здорового образа жизни как способа
сохранения и укрепления личного здоровья; умение ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для
решения учебной задачи; умение извлекать информацию, представленную в
разных формах; умение делать сообщения на предложенную тему и рассуждать
на представленную тему.
16

Регулятивные:
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности,
организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, объективно оценивать их; умение планировать
этапы предстоящей работы, определять последовательность действий,
осуществлять контроль и результат своей деятельности; умение принимать цели
и произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия; формирование умения оценивать
свои поступки и действия, свои возможности формировать умение оценивать
свои поступки и действия, свои возможности, проявлять готовность изменять
себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск
средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель урока после
предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей; формирование умения оценивать свои поступки и
действия, свои возможности; формирование умения применять свои знания в
практической деятельности
Предметные (обучающие):
знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления лидеров в
коллективе, качества и характеристики человека- лидера; формулирование
умения строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить
логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их
роли; освоение основных мотивов росписи, разнообразных приѐмов работы;
знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтѐр»,
«добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые
волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и
дело для других – помощь, забота); формирование знания о положительном
влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные
составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология
и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического
поведения на природе; знакомство с понятиями ―хранитель‖,
«хранитель исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к
семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и
мировой истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года»
младший школьник:
понимает важность социально-значимых ценностей Программы
(понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России,
Российского государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и
общности граждан России; понимает значение государственных символов;
17

уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа; понимает
ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт
и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста;
ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи,
общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни
позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах
внеурочной
деятельности
(принимает
участие
в
жизни
класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально
значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, осознаѐт ответственность за свои поступки; проявляет
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в
быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в
различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет
любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях знаний);
демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует
уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания
героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими
доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью,
соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей
образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению;
проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к
результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм;
выражает познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном
общении интерес и уважение к научным знаниям, науке.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: «интеллектуальная игра», «коллективно-творческое дело»,
диспуты, флешмобы, просмотры фильмов и м/фильмов, соревнования, викторины,
ярмарки, выставки, походы
18

Тематическое планирование
1 класс
№
п/
п

1

2

Тем
ы

Кол- Воспитательн
во
ый
часо
потенциал
в
Подготовительны 1
Развитие
й этап к участию
социально
в Программе
значимых
отношени
й
школьник
ов:
Вводный
1
- соблюдат
«Орлятский
ь на
урок» для детей
занятии
первого года
общепринятые
участия в
нормы
Программе
поведения,
Орлёнок –
5
правила
Эрудит
общения
«Кто
1
со
старшими
тако
(педагогически
й эрудит?»
ми
работниками)
и
сверстниками
« эрудит-это...»
1
(обучающимися
), принципы
учебной
«Всезнайка»
1
дисциплины
и
самоорганизаци
и;
- проявлять
миролюбие,
«Встреча
1
не
с
затевать
19

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2INR7A
https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpI
kLHw
https://disk.yandex.ru/i/3tqEp3ZGYR
7-ug
https://disk.yandex.ru/i/_meoL8kHAd
UDYA
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WM
ehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b
3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimH
yMqpg

https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmf
dbog
https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGDqlCVw
https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA
5hSQ
https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5
hSQ
https://disk.yandex.ru/i/hIMgWFpajWOzg
https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUf
s8CrQ Танцевальный флешмобом
«Чтотакое доброта»
https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlP
IQ
Танцевальный флешмобом
«Чтотакое доброта»

3

4

интересн
ым
эрудитом –
книгой»
«Подведѐм
итоги»
Орленокдобровол
ец
«От слова к делу»
«Спешить
н
а помощь
безвозмездно! »
«Совместное
родительское
собрание
«Наш
а забота!»
«Доброволе
цэтодоброе
сердце»
«Подведѐм
итоги»
«Орлёнок

1
4

1
1

1

1

4

–Мастер»
«Мастер – это
…»

1

«Мастерская

1

конфликтов
и
стремиться
решать спорные
вопросы, не
прибегая к силе;
стремиться
узнавать
что-то
новое,
проявлять
любознательнос
ть, ценить
знания;
- быть
трудолюбивым,
доводить
начатое
дело до конца;
- знать
и любить
свою
Родину,
сво
й родной дом,
двор, улицу,
- город,
село, свою
страну.
Реализация
воспитательног
о потенциала
урока
предполагает:

Дед
а Мороза…»
«Класс мастеров» 1

https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPI
Q

Стихотворение С.
Маршака
«Мастер- ломастер»
или просмотр мультфильма по
стихотворению.
https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4x
meiA
https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0
zZvA
https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0
zZvA

20

«Классная елка!» 1

https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQ
i3Q

21

5

«Новогодн
ее
настроени
е»
Орлёнок
–спортсмен
«Утро начнем
с
зарядки!»
«Сто затей для
всех друзей»
«Весѐлые
старты»
«Самые
спортивные
ребята моей
школы»
«Азбука
здоровья»

6

7

Орлёнок –
Хранитель
историческ
ой
памяти
«Орлѐнок
–Хранитель
исторической
памяти»
«История школы
– мояистория»
«Поход в музей»
«Историческ
ое чаепитие»
Орлёнок –
Эколог
«ЭКОЛОГиЯ »

-

применен

ие на

4

1

1
1

1

4

1

1
1
1

занятии
групповой
работы
или
работы в парах,
которые
учат
обучающихся
командной
работе
и
взаимодействи
ю с другими
обучающимися;
- включени
е в урок
игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в классе,
помогают
установлению
доброжелательн
ой атмосферы
во время
урока.

https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpn
Q
https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpn
Q
https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpn
Q

https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2f
pnQ
https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrs
ROAQ

http://www.multirussia.ru/index.php?id
=34

http://www.multirussia.ru/index.php?id
=34
https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOIbeiWg

5
1

https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagP
22

NQ
Мультфильм «Смешарики» по
теме экологии
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxz
KLQ
https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtc
QIw
https://disk.yandex.ru/client/disk

«Каким должен 1
быть настоящий
эколог?»

«В гости к
природе»
«Мы

1
1
друзь

8

я природе»
«Орлята –
1
экологи»
Орленок-лидер 5
«Лидер – это …» 1

«Я

могу
быть
лидером!»
«С
команд
ой действую!»
«Как
становят
ся лидерами?»
«Мы
дружны
й класс»
Итого

фрагмент мультфильма о
важности взаимопомощи
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiL
CBYQ
https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83
g

1

1

1

1

33

23

2класс
№
п/
п
1

2

Тем
ы

Вводный
«Орлятский
урок»
длядетей первого
года участия в
Программе
Орленок-лидер
«Лидер – это …»
«Мы
дружны
й
класс!»
«Я

могу быть

лидером!»

3

«Как
стать
лидером?»
«С
командо
й
действовать
готов!»
«Верѐвочный
курс»
«КЛАССный
выходной»
«Встреча с тем,
кто
умеет вести за
собой»
Орлёнок –

Кол- Воспитательн
во
ый
часо
потенциал
в
1
Развитие
социально
значимых
отношени
й
школьник
4
ов:
1
- соблюдат
ь на
занятии
общепринятые
нормы
поведения,
правила
1
общения
со
старшими
(педагогически
ми
работниками)
и
1
сверстниками
(обучающимися
), принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизаци
1
и;
- проявлять
миролюбие,
не
затевать
конфликтов
4
24

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

фрагмент мультфильма о
важности
взаимопомощи

https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCB
YQ
– конвертом копилкой
«Эрудита»
https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2
qw

4

Эрудит
«Кто
такой
эрудит?»
«Я – эрудит, а
это
значит...»
«Развиваемся я,
играя!»
«Воображари
УМ»
«Могу
быть
изобретателем»
КТД «Что
такое?
Кто такой?»
Встреча
с
интересным
эрудитом
«Хоти
м
всѐзнать»
Итоги трека «На
старте
новы
х
открытий
Орлёнок –
Мастер
«Мастер –
это…»
Мастерами
славится Россия»
«От идеи – к
делу»
«Город
Мастеров»

1

1

1

1

5
1
1

1

и
стремиться
решать спорные
вопросы, не
прибегая к силе;
стремиться
узнавать
что-то
новое,
проявлять
любознательнос
ть, ценить
знания;
- быть
трудолюбивым,
доводить
начатое
дело до конца;
- знать
и любить
свою
Родину,
сво
й родной дом,
двор, улицу,
- город,
село, свою
страну.
Реализация
воспитательног
о потенциала
урока
предполагает:
- применен
ие на занятии

25

«В

гости
к
мастерам»
КТД

5

1

«Классн
ый театр»
«Мастер –
это
звучитгордо!»
«Путь в
мастерств
о»
– подводим
итоги
Орленок доброволец
«От слова к
делу»
«Спешить

1

4
1

н

6

а помощь
безвозмездно!»
КТД
«Созда
й хорошее
настроение»
«С заботой
остарших»
«Добровольц
ем будь
всегда!»
«Портрет
добровольц
а»
Орлёнок
–спортсмен

1

1

1

4

групповой
работы или
работы
в
парах, которые
учат
обучающихся
командной
работе
и
взаимодействи
ю
с
другим
и
обучающимися;
включени
е в урок
игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в классе,
помогают
установлению
доброжелательн
ой атмосферы
во время
урока.

26

легенда об Орлятском круге
–
https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_
A0Q

https://podari-zhizn.ru/ru/givehelp/pomoch- po-drugomu/korobkahrabrosti

7

«Утро начинай с
зарядки
–
будешь
ты
всегда
в
порядке!»
«Должен быть
режим удня»
«О спорт, ты
–мир!»
«Сто затей для
всех друзей»
«Готовимся
к
спортивным
состязаниям»
Спортивная
игр
а
«У рекордов
наши имена»
«Быстрее!
Выш
е! Сильнее!»
«Азбука
здоровья»
Орлёнок –
Эколог
«ЭКОЛОГиЯ »
«Каким должен
быть настоящий
эколог?»

1

«Мой след
на
планете»
«Что должен
знать иуметь
эколог?»

1

м/ф «Нехочуха»
https://disk.yandex.ru/i/5WnFzicng7-3A

1

1

1

4
1

https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagP
NQ Мультфильм
«Смешарики» по
теме экологии
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxz
KLQ
Грузовичок Пик серия «Мусор в
лесу» или Ми-ми-мишки «Мусор в
лесу»

27

8

«Восхищаемся
красивым
миром»
«Экология
н
а практике»
«Встреча
с
человеком,
которого
можн
о назвать
настоящим
экологом»
«Шагая
в
будущее - помни
о
планете»
Работа
Орлёнок –
Хранитель
историческ
ой
памяти
«Орлѐнок–
Хранитель
историческ
ой памяти»
«Храните
ль
семейных
традиций
»
«Я храню
традиции семьи,
а, значит, и
традиции
страны» Кодекс
«Орлѐнка –
хранителя»

1

Мультфильмы на экологическую
тему

1

мультфильм «Мальчик и Земля

6

видеоролик
«МультиРоссия» http://www.multirussia.ru/

1

1

28

«Знать,

1
чтоб

ы хранить»
«Историческ
ое чаепитие»
«Расскажи мне
о
России»
«Я – хранитель,
мы
–хранители»
Подведение
итогов участия

1

2

2

в
Программе
в
текущем
учебно
м
году
Итого
34

29

3 класс
№
п/
п
1

2

3

Тем
ы

Вводный
«Орлятский
урок»
для детей
первого
года участия в
Программе
Орленок-лидер
«Лидер – это
…»
«Я могу быть
лидером!»
«В
команд
е
рождаетсялидер
»
«КЛАССный
выходной»
«От идеи – к
делу!»
КТД «Вместе
мы
сможем всѐ!»
«Встреча с тем,
кто умеет вести
за
собой»
«Мы
дружны
й
класс!»
Орлёнок
–
Эрудит

Кол- Воспитательн
Электронные
во
ый
(цифровые)
часо
потенциал
образовательные
в
ресурсы
1
Развитие
социально
значимых
отношени
й
школьник
ов:
5
- соблюдат
1
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSwь на
Nrg
занятии
1
общепринятые
нормы
поведения,
правила
общения
со
старшими
(педагогически
1
ми
работниками)
и
сверстниками
1
(обучающимися
), принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизаци
и;
1
- проявлять
миролюбие,
не
затевать
4
конфликтов
30

«Кто

такой 1

эрудит?»
«Я – эрудит, а
это
значит...»

«Игра

–

это 1

полезно
и
интересно»
«Эрудит – это
широкий
кругозор»
«Твори!
1
Выдумывай!
Пробуй!»
КТД
«Играй
,
учись иузнавай»
Встреча
с 1
интересным
эрудитом
«Хотим
всѐ знать»
Итоги трека
«На
старте
новы
х
открытий

и
стремиться
решать спорные
вопросы, не
прибегая к силе;
стремиться
узнавать
что-то
новое,
проявлять
любознательнос
ть, ценить
знания;
- быть
трудолюбивым,
доводить
начатое
дело до конца;
- знать
и любить
свою
Родину,
сво
й родной дом,
двор, улицу,
- город,
село, свою
страну.
Реализация
воспитательног
о потенциала
урока
предполагает:
- применен
ие на занятии

31

Серия «Эрудит» анимационного
сериала
«Смешарики»
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2
Q
Серии №190 «Кроссворд»
юмористического киножурнала
«Ералаш
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKii
g
Презентация «10 великих
изобретений
русских учѐных»

4

Орлёнок

5

–Мастер
«Мастер –
это…»

1

«Россия

1

мастеровая»
«Город
Мастеров»
«В
гости
к
мастерам»

1

«От идеи – к
1
делу»
КТД
«Масте
р
своегодела»
«Мастер – это 1
звучит гордо!»
«Путь в
мастерство»
– подводим
итоги
5

групповой
работы или
работы
в
парах,
которы
е
учат
Презентация учителя о 10
обучающихся
самых
командной
известных мастерах родного края
работе
России
и
взаимодействию
с
другим
и
обучающимися;
- включение
в урок
игровы
х
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся к
получению

Орленок4
доброволец
«От слова к
1
делу»
«Спешить
на

знаний,
налаживанию
позитивных

помощь
безвозмездно!»

отношений
в
классе,
помогаю

межличностных

32

Просмотр мультфильма «Рука
помощи
https://disk.yandex.ru/i/q3yCn0lIYsMXw

КТД

1

т
установлению

https://www.youtube.com/

«Созда
й
хорошее

доброжелательн watch?v=hr2rCo2tpmA
ой
атмосферы во Мультфильм о волонтѐрах
время урока.
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7Tpl
Mw

настроение»
«С заботой о

6

старших»
Подготовка КТД
«От идеи – к
делу»
КТД
«Подар
и
улыбку миру!»
«Доброволец –
это
доброе сердце»
«Портрет
добровольца»
Орлёнок –
спортсмен
«Движение
–
жизнь!»

1

1

5
Танец
«Нуканака»
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw
408ng На зарядку-становись!
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGo
Eiw
Мультфильм Спортландия 1
сери
я
https://yandex.ru/vid
eo

1

«Основы ЗОЖ» 1
«Мы
гордимс
я
нашими

33

спортсменами»
/preview/?tex
t=
мультик%20про%20зож%2
0 Спортландия&path=
wizard&parentreqid=16459319957738629789962654526820843vla1-5795-vla-l7-balancer-8080BAL9679&wiz_type=vital&filmId=
1069979878161687077 15
https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU
8Q

34

Спортландия
зарядка
https://disk.yandex.ru/i/iArRmQXsyDGEw Танец
«Двигайся»
https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypaj
LFKg

7

«Сто затей для
всехдрузей»
КТД
«Спортивно
е»
Спортивная игра
«Книга
рекордов»
«Встреча
–
подарок»
«Азбука
здоровья»
Орлёнок
–
Эколог
«ЭКОЛОГиЯ »
«Страна
экологии»

1

1

1
4
Презентация/видео
о
работе
экологов
(добровольцев,
профессионал
ов, взрослыхи детей).
видео о
красоте
природ
ы РФ
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqc
A Работа экологов России

1

«Мой след на 1
планете»
КТД «Знаю,
умею,
действую»
Экологический 1
квест
«Ключи
природы»
Игра по
1
станциям

мультфильм «Мальчик и Земля»
35

8

«Путешествие в
природу»
Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти
«Орлѐнок–
Хранитель
исторической
памяти»
«Традиции моей
страны»
Кодекс
«Орлѐнка
–хранителя»
«Знать,
чтоб
ы
хранить»
КТД
«Истори
я
становится

6

1

Мультфильм «Мульти-Россия»

1

«Мульти-Россия»
официальное

1

(второе

название «Мы живем в России») —
циклмультипликационных роликов
о
разныхрегионах, городах и
народностях
России. Является совместным
проектом
продюсерской компании
«Аэроплан» и
студии «Пилот». Работа над данным
сериалом была начата в 2006 году.

ближе»

36

Хронометраж каждого фильма —
1минута
КТД
«Мы
хранителипамят
и»
«Расскажи мне
о
России»
«
Мы
–
хранители»
Подведение
итогов участия
в
Программе
в
текущем
учебном
году
Итого

1

1
1

34

4 класс
№
п/
п
1

2

Тем
ы

Кол- Воспитательн
во
ый
часо
потенциал
в
Вводный
1
Развитие
социально
«Орлятский
урок»
значимых
для детей
отношени
первого
й
года участия в
школьник
Программе
ов:
Орленок-лидер 5
- соблюдат
«Лидер – это
1
ь на
…»
занятии
«Я могу быть 1
общепринятые
лидером!»
нормы
«В
поведения,
команд
37

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSwNrg

3

е
рождаетсялидер
»
«КЛАССный
выходной»
«От идеи – к
делу!»
КТД «Вместе
мы
сможем всѐ!»
«Встреча с тем,
кто умеет вести
за
собой»
«Мы
дружны
й
класс!»
Орлёнок
–
Эрудит
«Кто
такой

1

1

1

4
1

эрудит?»
«Я – эрудит, а
это
значит...»

«Игра

–

это 1

полезно
и
интересно»
«Эрудит – это
широкий
кругозор»
«Твори!
1
Выдумывай!
Пробуй!»

правила
общения
со
старшими
(педагогически
ми
работниками)
и
сверстниками
(обучающимися
), принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизаци
и;
- проявлять
миролюбие,
не
затевать
конфликтов
и
стремиться
решать спорные
вопросы, не
прибегая к силе;
стремиться
узнавать
что-то
новое,
проявлять
любознательнос
ть, ценить
знания;
- быть
трудолюбивым,
доводить
начатое
дело до конца;
- знать
и любить
38

Серия «Эрудит» анимационного
сериала
«Смешарики»
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2
Q
Серии №190 «Кроссворд»
юмористического киножурнала
«Ералаш
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKii
g
Презентация «10 великих
изобретений
русских учѐных»

КТД
«Играй
,
учись иузнавай»
Встреча
с 1
интересным
эрудитом
«Хотим
всѐ знать»
Итоги трека
«На
старте
новы
х
открытий

свою
Родину,
сво
й родной дом,
двор, улицу,
- город,
село, свою
страну.
Реализация
воспитательног
о потенциала
урока
предполагает:
- применен
ие на занятии

39

4

Орлёнок

5

–Мастер
«Мастер –
это…»

1

«Россия

1

мастеровая»
«Город
Мастеров»
«В
гости
к
мастерам»

1

«От идеи – к
1
делу»
КТД
«Масте
р
своегодела»
«Мастер – это 1
звучит гордо!»
«Путь в
мастерство»
– подводим
итоги
5

групповой
работы или
работы
в
парах,
которы
е
учат
Презентация учителя о 10
обучающихся
самых
командной
известных мастерах родного края
работе
России
и
взаимодействию
с
другим
и
обучающимися;
- включение
в урок
игровы
х
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся к
получению

Орленок4
доброволец
«От слова к
1
делу»
«Спешить
на

знаний,
налаживанию
позитивных

помощь
безвозмездно!»

отношений
в
классе,
помогаю

межличностных

40

Просмотр мультфильма «Рука
помощи
https://disk.yandex.ru/i/q3yCn0lIYsMXw

КТД

1

т
установлению

https://www.youtube.com/

«Созда
й
хорошее

доброжелательн watch?v=hr2rCo2tpmA
ой
атмосферы во Мультфильм о волонтѐрах
время урока.
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7Tpl
Mw

настроение»
«С заботой о

6

старших»
Подготовка КТД
«От идеи – к
делу»
КТД
«Подар
и
улыбку миру!»
«Доброволец –
это
доброе сердце»
«Портрет
добровольца»
Орлёнок –
спортсмен
«Движение
–
жизнь!»

1

1

5
Танец
«Нуканака»
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw
408ng На зарядку-становись!
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGo
Eiw
Мультфильм Спортландия 1
сери
я
https://yandex.ru/vid
eo

1

«Основы ЗОЖ» 1
«Мы
гордимс
я
нашими

41

спортсменами»
/preview/?tex
t=
мультик%20про%20зож%2
0 Спортландия&path=
wizard&parentreqid=16459319957738629789962654526820843vla1-5795-vla-l7-balancer-8080BAL9679&wiz_type=vital&filmId=
1069979878161687077 15
https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU
8Q

42

Спортландия
зарядка
https://disk.yandex.ru/i/iArRmQXsyDGEw Танец
«Двигайся»
https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypaj
LFKg

7

«Сто затей для
всехдрузей»
КТД
«Спортивно
е»
Спортивная игра
«Книга
рекордов»
«Встреча
–
подарок»
«Азбука
здоровья»
Орлёнок
–
Эколог
«ЭКОЛОГиЯ »
«Страна
экологии»

1

1

1
4
Презентация/видео
о
работе
экологов
(добровольцев,
профессионал
ов, взрослыхи детей).
видео о
красоте
природ
ы РФ
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqc
A Работа экологов России

1

«Мой след на 1
планете»
КТД «Знаю,
умею,
действую»
Экологический 1
квест
«Ключи
природы»
Игра по
1
станциям

мультфильм «Мальчик и Земля»
43

8

«Путешествие в
природу»
Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти
«Орлѐнок–
Хранитель
исторической
памяти»
«Традиции моей
страны»
Кодекс
«Орлѐнка
–хранителя»
«Знать,
чтоб
ы
хранить»
КТД
«Истори
я
становится

6

1

Мультфильм «Мульти-Россия»

1

«Мульти-Россия»
официальное

1

(второе

название «Мы живем в России») —
циклмультипликационных роликов
о
разныхрегионах, городах и
народностях
России. Является совместным
проектом
продюсерской компании
«Аэроплан» и
студии «Пилот». Работа над данным
сериалом была начата в 2006 году.

ближе»

44

Хронометраж каждого фильма —
1минута
КТД
«Мы
хранителипамят
и»
«Расскажи мне
о
России»
«
Мы
–
хранители»
Подведение
итогов участия
в
Программе
в
текущем
учебном
году
Итого

1

1
1

34

45

46

Оценочные материалы
Темы треков

Критери
и
Орленок-лидер
Реализация Программы начинается с данного трека,
который позволяет актуализировать/ приобрести
опыт совместной деятельности в коллективе, что
необходимо в начале учебного года. Также занятия
трека 15 позволят выявить первичную оценку
уровнясплочѐнности класса и
лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп
Орлѐнок – Эрудит
Вторая четверть отличается высокой мотивацией у
детей на учебную деятельность. В этот временной
промежуток в школах проходят различные
олимпиады. В рамках трека происходит знакомство
ребѐнка с разными способами получения информации
Орлѐнок – Мастер
Данный трек проходит в два этапа: 1 –
подготовка новогоднего
спектакля/номера/концерта;
2
–
знакомство с мастерами своего дела и
лучшими мастерами региона/страны.
Игра
для
подведенияИгра по итогам 3х треков: «Орлѐнок – Лидер»
промежуточных
«Орлѐнок – Эрудит» «Орлѐнок – Мастер»
итого Игруучитель проводит самостоятельно, используя
в участия в Программе
предоставленные методические рекомендации
Орлѐнок – Доброволец
Тематика трека актуальна круглый год, поэтому
учитель может
обращаться
к
имеющемуся
социальному опыту детей и
истории
добровольческого/ волонтерского/
тимуровского движения в любое время
учебного года
Орлѐнок – Спортсмен
Различные соревнования, посвященные 23 февраля
ипр. В том числе, в соответствии с возрастом,
можно провести Весѐлые страты, «Папа, мама, я
– спортивная семья» и другие соревнования,
чтобы минимизировать воздействия
гиподинамического кризиса середины учебного
года.
47

Орлѐнок – Эколог

Орлѐнок –
Хранитель
исторической
памяти

Весна – наиболее благоприятный
период
для реализации трека.
Погодные условия позволяют
уже часть мероприятий трека проводить
за пределами здания школы.
В логике Программы важно, чтобы все треки
прошли до трека «Орлѐнок – хранитель исторической
памяти», так как он является треком, подводящим
итоги участия в учебном году.
Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель
традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители
своихдостижений, Я/Мы
– хранители
исторической памяти своей страны

48

Подведение итогов
участия
в Программе в
текущем учебном году

В УМК – использование игровых методов
диагностики результатов. Основными результатами,
которые нам необходимо оценить, станут: личностное развитие ребѐнка (изменение его позиции
от «наблюдателя» до
«активного участника»); - сформированность класса
как коллектива; - уровень принятия/осознания
ценностей, заложенных в Программе

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Дидактический и раздаточный материал
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Примерная рабочая программа учебного курса «Орлята России» / авторысоставители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю.,
Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса
А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Учи.ру
РЭШ
Информационный портал «Единое содержание общего образования» URL:
https://edsoo.ru
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».