1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение о проведении мониторинга социальных сетей несовершеннолетних в МОУ
СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области им. П.П.Липачёва (далее - Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями); Федеральным законом от 27
июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
1.2. Данный мониторинг направлен на изучение контента, размещенного на страничках социальных
сетей несовершеннолетних обучающихся МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области
им. П.П. Липачёва (далее – Школа)
1.3. Задачи мониторинга:
- определение круга пользователей социальными сетями из числа обучающихся, зарегистрированных в
социальной сети под своим именем;
- выявление признаков девиантного поведения пользователей, указанной категории;
- выявление фактов распространения информации, склоняющей несовершеннолетних к асоциальному
поведению;
- своевременное выявление информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: пропаганда
суицидов, порнография, пропаганда насилия, экстремизм, агрессия, кибербуллинг, киднеппинг и др.
1.4. Мониторинг учащихся Школы в социальных сетях (далее - Мониторинг) - деятельность работников и
родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, направленная на выявление
негативных явлений, проявляющихся в информации, распространяемой обучающимися в соцсетях.
1.5. Мониторинг учащихся Школы в социальных сетях осуществляется в рамках работы Школы по
профилактике негативных явлений среди обучающихся.
2. Организация мониторинга
2.1. Педагогам, осуществляющим мониторинг социальных сетей учащихся, необходимо изучить
материалы по обеспечению безопасности при использовании сети Интернет:
- общая безопасность в интернете (правила работы);
- настройка родительского контроля;
- регистрация в социальных сетях;
- создание группы в социальных сетях, интернет – сервисах;
- специализированные программы для осуществления контентной фильтрации и др.
2.2. Классным руководителям организовывать разъяснительную работу с родителями (законными
представителями) и учащимися по работе с интернет – ресурсами в безопасном режиме, созданию
форумов, групп, блогов, использованию специализированных программ, зарегистрироваться в
социальных сетях, создавать группы совместно с учащимися, наполняя их интересным содержанием,
вовлекая в полезное для их развития общение.
2.3. Мониторинг социальных сетей всех учащихся проводится классными руководителями, начиная с 1
класса включительно, 1 раз в месяц с целью выявления несовершеннолетних, вовлеченных в активные
деструктивные сообщества, (особое внимание обращать, с кем общаются, отмечать, в каких группах
состоят, на тематики групп, записям на «стене» несовершеннолетних с суицидным подтекстом,
депрессивного настроения, пропагандой насилия, порнографической и эротической информации,
агрессивных проявлений или наркотического содержания).
2.4. При проведении мониторинга классные руководители обращают внимание на контакты, друзей,
записи, лайки и репосты, фотографии, видеозаписи, группы и сообщества в которых состоит
несовершеннолетний учащийся.
2.5. Мониторинг социальных сетей несовершеннолетних, состоящих на контроле, требующих
повышенного педагогического внимания («группа риска», СОП, из замещающих семей, относящихся к
различным субкультурам, проявляющие девиантное поведение или агрессию, находящихся в трудной
жизненной ситуации и иные) проводится 2 раза в месяц.
2.6. В случае поступления информации классному руководителю о возможном семейном
неблагополучии, результатах психодиагностики, а также при видимых негативных проявлениях у ребенка,
замкнутости, других проявлениях, мониторинг социальных сетей необходимо провести классному
руководителю в течение 5 дней.
3.Результаты мониторинга
3.1. Результаты, полученные в ходе мониторинга профилей учащихся, могут иметь большое значение
при организации воспитательной работы с подростками в конкретном классе.
3.2. Результаты мониторинга рекомендуется учитывать при разработке и корректировке планов
индивидуально-профилактической работы, планировании профилактических мероприятий, организации
работы с активом учащихся.
3.3. Классным руководителям при выявлении случаев деструктивных проявлений, склонности к
суицидальному поведению среди учащихся (наличие на странице «подозрительных» групп, лайки на
деструктивных форумах, фотографиях и др.):
- обратить внимание на поведение ребенка в школьной, классной среде;
- информировать педагога – психолога, социального педагога, заместителя директора по воспитательной
работе;
- осуществлять индивидуальные разъяснительные беседы с учащимися, их родителями (законными
представителями).
3.4. Далее педагог – психолог проводит психодиагностическое обследование, консультацию,
индивидуальную работу с несовершеннолетним, взаимодействует с классным руководителем, законным
представителями по выявлению условий воспитания, проблем во взаимоотношениях со сверстниками,
причин тревожных проявлений у ребенка.
Психологическая помощь оказывается несовершеннолетним в возрасте до 14 лет с согласия одного из
законных представителей, с 14 лет – с согласия несовершеннолетнего.
3.5. В случае подтверждения выявленных проблем в воспитании несовершеннолетнего,
взаимоотношений со сверстниками, неудовлетворительного психоэмоционального состояния ребенка,
заместитель директора по воспитательной работе организует работу во взаимодействии с подразделением
по делам несовершеннолетних ОМВД.
Работа с законными представителями, выявленными несовершеннолетними работа ведется
конфиденциально, основывается на доверительных взаимоотношениях.
3.6. Результаты мониторинга социальных сетей вносятся в журнал.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящее Положение принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора
образовательного учреждения. Положение вступает в силу с момента его утверждения.
4.2. Дальнейшие изменения вносятся по мере необходимости. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в том же порядке, что и само Положение. После принятия новой редакции Положения
предыдущая редакция утрачивает силу.
4.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, регулируются в соответствии с
требованиями законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих соответствующие
нормы права, а также локальными нормативными актами образовательногоучреждения.
Памятка для педагогических работников
«Основные аспекты мониторинга страниц обучающихся в социальных сетях»
С целью профилактики приобщения несовершеннолетних к деструктивным интернет-сообществам
рекомендуется проводить мониторинг социальных страниц обучающихся. При этом особое внимание
следует обращать на содержаниепротивозаконной, неэтичной и вредоносной информации. К ней, в первую
очередь, относится:
пропаганда насилия, жестокости и агрессии;
разжигание расовой ненависти, нетерпимости по отношению к другим людям по национальным,
социальным, групповым признакам;
пропаганда суицида;
пропаганда азартных игр;
пропаганда и распространение наркотических и отравляющих веществ;
пропаганда
деятельности различных
сект, неформальных молодежных движений;
материалы порнографического содержания;
нецензурная лексика и т.д.
Проводя
анализ
страниц
обучающихся
в социальных
сетях педагогическим
работникам необходимо обратить внимание на:
Личное творчество, «репосты» из групп, их содержание и эмоциональнуюокраску:
стихи, цитаты и изображения, несущие негативный характер или пропагандирующие вредные
привычки;
тексты, комментарии, написанные с использованием ненормативнойлексики;
постоянные репосты из групп, пропагандирующих вредные привычки и антисоциальный образ
жизни;
фразы, иллюстрации на тему самоунижения и нанесения себе травм и порезов.
Список групп и публичных страниц, на которые подписан учащийся, имеющих деструктивную
направленность, содержащих названия или иллюстрации на аватарах, пропагандирующие вредные
привычки и нецензурную брань, эротические и порнографические изображения.
Список сохраненных или добавленных аудио- и видеозаписей:
клипы, в которых прослеживается пропаганда суицидального и антисоциального поведения,
вредных привычек;
музыка, песни деструктивной и девиантной направленности (алкогольная, наркотическая
тематика, ненормативная лексика, пропаганда случайных связей, «тюремной романтики»).
Личную информацию:
правдивость информации на личной странице (возраст, имя, род занятий идр.);
наличие/отсутствие семейного положения, социальный статус;
«хэштеги»;
группа «подозрительных друзей», появившихся за короткое время (может свидетельствовать о том,
что подросток попал в опасную компанию).
фотографии обучающихся, выставленные в публичный доступ и комментарии к ним:
фотографии, сделанные на встречах со сверстниками, наличие на них алкоголя, наркотических
веществ, запрещенной атрибутики;
изображения или рисунки, выражающие депрессивное или агрессивное настроение с
соответствующими комментариями;
содержание комментариев учащихся, их друзей к фотографиям, ответы на данные комментарии;
закрывание лица руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца
на таких снимках, загруженных в социальные сети, что символизирует суицидальные мысли.
Тревожными сигналами являются:
картинки с мемами (короткие высказывания или картинки, которые мгновенно становятся
популярными). На картинках – слова «одиночество»,
«прыгай», «боль», «смерть», «тоска», «вешайся», «достали», фоном для которых служат
могилы, виселицы, ножи, лезвия, таблетки либо многоэтажные дома, мосты, рельсы, поезда, безрадостные
пейзажи, серое небо, открытые окна многоэтажек и т.д.;
подписи к фотографиям, дискредитирующие общечеловеческие ценности,например:
«Я перестал верить в любовь»;
«Влюбленных много, счастливых мало»;
«Скажи, как мне быть жизнерадостным?»;
«Жизнь разносилась как туфля, из потолка растет петля»;
«Недосып как стиль жизни»;
«Тебя предадут те, кому ты больше всего веришь»;
«Нас только трое: я, мое одиночество и бухло»;
«Ничего не радует»;
«Коллективный суицид. С собой покончили: Вера, Надежда, Любовь»;
«Каждый был хоть однажды настолько одинок или расстроен, что думал о суициде...»;
«Любовь – медленный суицид»;
- изображения атрибутов БДСМ (психосексуальная субкультура, включающая ролевые игры в
господство и подчинение): плети, наручники, люди в соответствующей одежде;
- изображения оккультных символов: пентаграмм, числа 666 и т.п.;
- изображение сатанистских символов и знаков, знака со словами «ОНО» и «АД» (этот знак был
разработан как символика «суицидального квеста»);
- изображение часов, показывающих время 4:20;
- изображения порезанных рук, вскрытых вен, ссадин, гематом, проколотыхбулавками губ и т.д.;
- страницы, посвященные книгам «50 дней до моего самоубийства», «Сказка о самоубийстве»
либо фильмам (например, «Зал самоубийц»);
- страницы, посвященные подросткам-самоубийцам, «колумбайнерам».
При выявлении на страницах учащихся в социальных сетях деструктивных проявлений и контентов
педагогическим работникам следует проинформировать специалистов социально-педагогической и
психологической службы учреждения образования и законных представителей несовершеннолетних с
целью профилактики противоправного поведения и организации эффективного психологопедагогического сопровождения учащихся. Также необходимо помнить о фиксации в Журнале учета
информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальных
контент факты наличия в социальных страницах несовершеннолетних информации, пропагандирующей
суицидальное поведение либо свидетельствующей о наличии мыслей и намерений суицидального
характера.
Словарь терминов:
Аватарка (аватар) — это изображение, которое можно назвать «лицом» пользователя на форуме или
сайте. Обычно Аватарка, это просто картинка со смыслом либо личная фотография. Иногда Аватарка
несёт в себе черты, которые подчёркивают или отражают сферу деятельности, увлечения или пристрастия
конкретного человека.
Аккаунт — это учётная запись пользователя, совокупность таких понятий, как адрес почтового ящика,
пароль и логин. Эти элементы строго обязательны, однако существуют ещё и дополнительные. Например,
можно вписать в аккаунт свой номермобильного телефона, загрузить свою фотографию либо аватар.
Модератор – пользователь на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах) имеющий более узкие
права, чем администратор, но более широкие права, чем обыкновенные пользователи. В отличие от
администраторов чаще всего следит за соблюдением правил ресурса в конкретных темах или разделах
сетевого ресурса. Кроме обеспечения порядка, в круг задач модератора также может входить
обеспечение популярности ресурса, привлечение новых пользователей и увеличение числа обсуждаемых
тем. В число расширенных прав модератора могут входить: право удалять чужие сообщения, право
редактировать, обрезать или скрывать часть чужих сообщений, право удалять страницы пользователей,
ограничивать пользователей в правах редактирования и просмотра сайта (банить).
Онлайн (с английского online – на линии) – находящийся в данный момент в состоянии подключения к
Интернету.
Открытая группа – группа социальной сети, к которой без каких-либо предварительных условий и в
любое время, может присоединиться любой пользователь социальной сети и принять участие в форуме и
других событиях жизни группы.
Пост – отдельно взятое сообщение в форуме, в какой-то теме. Может быть удалено или исправлено
администратором и модератором на свое усмотрение без предварительного предупреждения (обычно в
случаях нарушений правил). Это также сам процесс написания сообщения.
Сайт (от английского site) – дословно «узел сети». Совокупность размещенных в сети Интернет вебстраниц, объединенных единой темой, дизайном и единым адресным пространством домена.
Сервер/server – объёмный компьютер, ресурсы которого используются многими пользователями.
Сообщения – фрагменты информации, передаваемые от одного пользователя социальной сети к другому.
Сообщества – группы людей со схожими интересами.
Спам, спаминг/spamming – назойливая реклама сомнительного характера в комментариях, личной почте,
форуме и других сообщениях. Рассылка большому количеству пользователей с принудительной выдачей
им не запрошенной ими информации.
Статус (от латинского – положение, состояние) – состояние, в которомпользователь находится
или находился. Для выставления статуса в социальныхсетях
представляется
форма,
ограниченная 100
символами, позволяющаяпользователю вносить любую информацию,
отражающую его настоящее состояние.
Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения
и
организации
социальных взаимоотношений в Интернете. Функционал
социальной сети состоит в предоставлении каждому пользователю его персонального профиля, в
возможностисоздать связи с другими аккаунтами, а также в ряде дополнительных услуг.
Журнал
учета информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры,
имеющие суицидальный контент
№
п/п
Ф.И.О.
несовершеннолетнего
Дата
рождения
Адрес места
жительства
Дата поступления
информации, №
входящего
документа
От кого
поступила
информация
Оказанная помощь
несовершеннолетнему
Оказанная помощь
законным представителям
несовершеннолетнего
Журнал
учета работы по мониторингу аккаунтов обучающихся в социальных сетях
Дата
мониторинга
ФИО проводившего мониторинг
Класс
Результат
Принятые меры