Положение о проведении мониторинга социальных сетей несовершеннолетних

1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение о проведении мониторинга социальных сетей несовершеннолетних в МОУ
СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области им. П.П.Липачёва (далее - Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями); Федеральным законом от 27
июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
1.2. Данный мониторинг направлен на изучение контента, размещенного на страничках социальных
сетей несовершеннолетних обучающихся МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области
им. П.П. Липачёва (далее – Школа)
1.3. Задачи мониторинга:
- определение круга пользователей социальными сетями из числа обучающихся, зарегистрированных в
социальной сети под своим именем;
- выявление признаков девиантного поведения пользователей, указанной категории;
- выявление фактов распространения информации, склоняющей несовершеннолетних к асоциальному
поведению;
- своевременное выявление информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: пропаганда
суицидов, порнография, пропаганда насилия, экстремизм, агрессия, кибербуллинг, киднеппинг и др.
1.4. Мониторинг учащихся Школы в социальных сетях (далее - Мониторинг) - деятельность работников и
родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, направленная на выявление
негативных явлений, проявляющихся в информации, распространяемой обучающимися в соцсетях.
1.5. Мониторинг учащихся Школы в социальных сетях осуществляется в рамках работы Школы по
профилактике негативных явлений среди обучающихся.

2. Организация мониторинга
2.1. Педагогам, осуществляющим мониторинг социальных сетей учащихся, необходимо изучить
материалы по обеспечению безопасности при использовании сети Интернет:
- общая безопасность в интернете (правила работы);
- настройка родительского контроля;
- регистрация в социальных сетях;
- создание группы в социальных сетях, интернет – сервисах;
- специализированные программы для осуществления контентной фильтрации и др.
2.2. Классным руководителям организовывать разъяснительную работу с родителями (законными
представителями) и учащимися по работе с интернет – ресурсами в безопасном режиме, созданию
форумов, групп, блогов, использованию специализированных программ, зарегистрироваться в
социальных сетях, создавать группы совместно с учащимися, наполняя их интересным содержанием,
вовлекая в полезное для их развития общение.
2.3. Мониторинг социальных сетей всех учащихся проводится классными руководителями, начиная с 1
класса включительно, 1 раз в месяц с целью выявления несовершеннолетних, вовлеченных в активные
деструктивные сообщества, (особое внимание обращать, с кем общаются, отмечать, в каких группах
состоят, на тематики групп, записям на «стене» несовершеннолетних с суицидным подтекстом,
депрессивного настроения, пропагандой насилия, порнографической и эротической информации,
агрессивных проявлений или наркотического содержания).
2.4. При проведении мониторинга классные руководители обращают внимание на контакты, друзей,
записи, лайки и репосты, фотографии, видеозаписи, группы и сообщества в которых состоит
несовершеннолетний учащийся.
2.5. Мониторинг социальных сетей несовершеннолетних, состоящих на контроле, требующих
повышенного педагогического внимания («группа риска», СОП, из замещающих семей, относящихся к
различным субкультурам, проявляющие девиантное поведение или агрессию, находящихся в трудной
жизненной ситуации и иные) проводится 2 раза в месяц.
2.6. В случае поступления информации классному руководителю о возможном семейном
неблагополучии, результатах психодиагностики, а также при видимых негативных проявлениях у ребенка,
замкнутости, других проявлениях, мониторинг социальных сетей необходимо провести классному
руководителю в течение 5 дней.

3.Результаты мониторинга
3.1. Результаты, полученные в ходе мониторинга профилей учащихся, могут иметь большое значение
при организации воспитательной работы с подростками в конкретном классе.
3.2. Результаты мониторинга рекомендуется учитывать при разработке и корректировке планов
индивидуально-профилактической работы, планировании профилактических мероприятий, организации
работы с активом учащихся.
3.3. Классным руководителям при выявлении случаев деструктивных проявлений, склонности к
суицидальному поведению среди учащихся (наличие на странице «подозрительных» групп, лайки на
деструктивных форумах, фотографиях и др.):
- обратить внимание на поведение ребенка в школьной, классной среде;
- информировать педагога – психолога, социального педагога, заместителя директора по воспитательной
работе;
- осуществлять индивидуальные разъяснительные беседы с учащимися, их родителями (законными
представителями).
3.4. Далее педагог – психолог проводит психодиагностическое обследование, консультацию,
индивидуальную работу с несовершеннолетним, взаимодействует с классным руководителем, законным
представителями по выявлению условий воспитания, проблем во взаимоотношениях со сверстниками,
причин тревожных проявлений у ребенка.
Психологическая помощь оказывается несовершеннолетним в возрасте до 14 лет с согласия одного из
законных представителей, с 14 лет – с согласия несовершеннолетнего.
3.5. В случае подтверждения выявленных проблем в воспитании несовершеннолетнего,
взаимоотношений со сверстниками, неудовлетворительного психоэмоционального состояния ребенка,
заместитель директора по воспитательной работе организует работу во взаимодействии с подразделением
по делам несовершеннолетних ОМВД.
Работа с законными представителями, выявленными несовершеннолетними работа ведется
конфиденциально, основывается на доверительных взаимоотношениях.
3.6. Результаты мониторинга социальных сетей вносятся в журнал.

4. Заключительные положения
4.1. Настоящее Положение принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора
образовательного учреждения. Положение вступает в силу с момента его утверждения.
4.2. Дальнейшие изменения вносятся по мере необходимости. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в том же порядке, что и само Положение. После принятия новой редакции Положения
предыдущая редакция утрачивает силу.
4.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, регулируются в соответствии с
требованиями законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих соответствующие
нормы права, а также локальными нормативными актами образовательногоучреждения.

Памятка для педагогических работников
«Основные аспекты мониторинга страниц обучающихся в социальных сетях»
С целью профилактики приобщения несовершеннолетних к деструктивным интернет-сообществам
рекомендуется проводить мониторинг социальных страниц обучающихся. При этом особое внимание
следует обращать на содержаниепротивозаконной, неэтичной и вредоносной информации. К ней, в первую
очередь, относится:
 пропаганда насилия, жестокости и агрессии;
 разжигание расовой ненависти, нетерпимости по отношению к другим людям по национальным,
социальным, групповым признакам;
 пропаганда суицида;
 пропаганда азартных игр;
 пропаганда и распространение наркотических и отравляющих веществ;
 пропаганда
деятельности различных
сект, неформальных молодежных движений;
 материалы порнографического содержания;
 нецензурная лексика и т.д.
Проводя
анализ
страниц
обучающихся
в социальных
сетях педагогическим
работникам необходимо обратить внимание на:
Личное творчество, «репосты» из групп, их содержание и эмоциональнуюокраску:
 стихи, цитаты и изображения, несущие негативный характер или пропагандирующие вредные
привычки;
 тексты, комментарии, написанные с использованием ненормативнойлексики;
 постоянные репосты из групп, пропагандирующих вредные привычки и антисоциальный образ
жизни;
 фразы, иллюстрации на тему самоунижения и нанесения себе травм и порезов.
Список групп и публичных страниц, на которые подписан учащийся, имеющих деструктивную
направленность, содержащих названия или иллюстрации на аватарах, пропагандирующие вредные
привычки и нецензурную брань, эротические и порнографические изображения.
Список сохраненных или добавленных аудио- и видеозаписей:
 клипы, в которых прослеживается пропаганда суицидального и антисоциального поведения,
вредных привычек;
 музыка, песни деструктивной и девиантной направленности (алкогольная, наркотическая
тематика, ненормативная лексика, пропаганда случайных связей, «тюремной романтики»).
Личную информацию:
 правдивость информации на личной странице (возраст, имя, род занятий идр.);
 наличие/отсутствие семейного положения, социальный статус;
 «хэштеги»;
 группа «подозрительных друзей», появившихся за короткое время (может свидетельствовать о том,
что подросток попал в опасную компанию).
 фотографии обучающихся, выставленные в публичный доступ и комментарии к ним:
 фотографии, сделанные на встречах со сверстниками, наличие на них алкоголя, наркотических
веществ, запрещенной атрибутики;
 изображения или рисунки, выражающие депрессивное или агрессивное настроение с
соответствующими комментариями;
 содержание комментариев учащихся, их друзей к фотографиям, ответы на данные комментарии;
 закрывание лица руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца
на таких снимках, загруженных в социальные сети, что символизирует суицидальные мысли.
Тревожными сигналами являются:
 картинки с мемами (короткие высказывания или картинки, которые мгновенно становятся
популярными). На картинках – слова «одиночество»,
 «прыгай», «боль», «смерть», «тоска», «вешайся», «достали», фоном для которых служат
могилы, виселицы, ножи, лезвия, таблетки либо многоэтажные дома, мосты, рельсы, поезда, безрадостные
пейзажи, серое небо, открытые окна многоэтажек и т.д.;
 подписи к фотографиям, дискредитирующие общечеловеческие ценности,например:
«Я перестал верить в любовь»;
«Влюбленных много, счастливых мало»;
«Скажи, как мне быть жизнерадостным?»;
«Жизнь разносилась как туфля, из потолка растет петля»;
«Недосып как стиль жизни»;
«Тебя предадут те, кому ты больше всего веришь»;
«Нас только трое: я, мое одиночество и бухло»;
«Ничего не радует»;

«Коллективный суицид. С собой покончили: Вера, Надежда, Любовь»;
«Каждый был хоть однажды настолько одинок или расстроен, что думал о суициде...»;
«Любовь – медленный суицид»;
- изображения атрибутов БДСМ (психосексуальная субкультура, включающая ролевые игры в
господство и подчинение): плети, наручники, люди в соответствующей одежде;
- изображения оккультных символов: пентаграмм, числа 666 и т.п.;
- изображение сатанистских символов и знаков, знака со словами «ОНО» и «АД» (этот знак был
разработан как символика «суицидального квеста»);
- изображение часов, показывающих время 4:20;
- изображения порезанных рук, вскрытых вен, ссадин, гематом, проколотыхбулавками губ и т.д.;
- страницы, посвященные книгам «50 дней до моего самоубийства», «Сказка о самоубийстве»
либо фильмам (например, «Зал самоубийц»);
- страницы, посвященные подросткам-самоубийцам, «колумбайнерам».
При выявлении на страницах учащихся в социальных сетях деструктивных проявлений и контентов
педагогическим работникам следует проинформировать специалистов социально-педагогической и
психологической службы учреждения образования и законных представителей несовершеннолетних с
целью профилактики противоправного поведения и организации эффективного психологопедагогического сопровождения учащихся. Также необходимо помнить о фиксации в Журнале учета
информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальных
контент факты наличия в социальных страницах несовершеннолетних информации, пропагандирующей
суицидальное поведение либо свидетельствующей о наличии мыслей и намерений суицидального
характера.
Словарь терминов:
Аватарка (аватар) — это изображение, которое можно назвать «лицом» пользователя на форуме или
сайте. Обычно Аватарка, это просто картинка со смыслом либо личная фотография. Иногда Аватарка
несёт в себе черты, которые подчёркивают или отражают сферу деятельности, увлечения или пристрастия
конкретного человека.
Аккаунт — это учётная запись пользователя, совокупность таких понятий, как адрес почтового ящика,
пароль и логин. Эти элементы строго обязательны, однако существуют ещё и дополнительные. Например,
можно вписать в аккаунт свой номермобильного телефона, загрузить свою фотографию либо аватар.
Модератор – пользователь на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах) имеющий более узкие
права, чем администратор, но более широкие права, чем обыкновенные пользователи. В отличие от
администраторов чаще всего следит за соблюдением правил ресурса в конкретных темах или разделах
сетевого ресурса. Кроме обеспечения порядка, в круг задач модератора также может входить
обеспечение популярности ресурса, привлечение новых пользователей и увеличение числа обсуждаемых
тем. В число расширенных прав модератора могут входить: право удалять чужие сообщения, право
редактировать, обрезать или скрывать часть чужих сообщений, право удалять страницы пользователей,
ограничивать пользователей в правах редактирования и просмотра сайта (банить).
Онлайн (с английского online – на линии) – находящийся в данный момент в состоянии подключения к
Интернету.
Открытая группа – группа социальной сети, к которой без каких-либо предварительных условий и в
любое время, может присоединиться любой пользователь социальной сети и принять участие в форуме и
других событиях жизни группы.
Пост – отдельно взятое сообщение в форуме, в какой-то теме. Может быть удалено или исправлено
администратором и модератором на свое усмотрение без предварительного предупреждения (обычно в
случаях нарушений правил). Это также сам процесс написания сообщения.
Сайт (от английского site) – дословно «узел сети». Совокупность размещенных в сети Интернет вебстраниц, объединенных единой темой, дизайном и единым адресным пространством домена.
Сервер/server – объёмный компьютер, ресурсы которого используются многими пользователями.
Сообщения – фрагменты информации, передаваемые от одного пользователя социальной сети к другому.
Сообщества – группы людей со схожими интересами.
Спам, спаминг/spamming – назойливая реклама сомнительного характера в комментариях, личной почте,
форуме и других сообщениях. Рассылка большому количеству пользователей с принудительной выдачей
им не запрошенной ими информации.
Статус (от латинского – положение, состояние) – состояние, в которомпользователь находится
или находился. Для выставления статуса в социальныхсетях
представляется
форма,
ограниченная 100
символами, позволяющаяпользователю вносить любую информацию,
отражающую его настоящее состояние.
Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения
и
организации
социальных взаимоотношений в Интернете. Функционал
социальной сети состоит в предоставлении каждому пользователю его персонального профиля, в
возможностисоздать связи с другими аккаунтами, а также в ряде дополнительных услуг.

Журнал
учета информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры,
имеющие суицидальный контент
№
п/п

Ф.И.О.
несовершеннолетнего

Дата
рождения

Адрес места
жительства

Дата поступления
информации, №
входящего
документа

От кого
поступила
информация

Оказанная помощь
несовершеннолетнему

Оказанная помощь
законным представителям
несовершеннолетнего

Журнал
учета работы по мониторингу аккаунтов обучающихся в социальных сетях

Дата
мониторинга

ФИО проводившего мониторинг

Класс

Результат

Принятые меры


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».