МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области им. П.П. Липачёва
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании МО
на заседании
Директор ОУ
Протокол № 1
от «28» 08. 2024 г.
педагогического совета
протокол № 1
________________________
от «28» 08. 2024 г
Родионова О. И.
Приказ № 44 §1 от «29» 08. 2024.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Экспериментарий по физике»
для 7 класса
с использованием оборудования центра «Точка Роста»
на 2024-2025 учебный год
с. Поим 2024 г.
Содержаниение
Пояснительная записка ........................................................................................... 2
Раздел 1. Целевой .................................................................................................... 2
1.1 Цели и задачи: ................................................................................................ 2
1.2 Направленность программы: ........................................................................ 2
1.3 Целевые ориентиры и результаты: .............................................................. 2
Раздел 2 Содержание программы внеурочной деятельности ............................. 4
Раздел 3: Организация занятий .............................................................................. 6
Раздел 4: Календарно-тематическое планирование ........................................... 7
1
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями:
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»;
Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации»;
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
Национального проекта «Образование» – паспорт утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 № 16);
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 286;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 287;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 12.08.2022 № 732.
Раздел 1. Целевой
1.1 Цели и задачи:
обучение основам проектно-исследовательской деятельности и формирование цифровых
компетенций в работе с высокотехнологичным оборудованием центра «Точка роста» и их
применение в практической деятельности.
1.2 Направленность программы:
техническая, направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов
научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских
способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического
творчества (сфера деятельности «человек- машина»).
1.3 Целевые ориентиры и результаты:
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
Личностные:
В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:
2
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научится:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве
Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связах;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью
инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
3
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
• могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному
плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению
задачи.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других
людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Предметные:
- ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их
применимости;
- понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы;
- понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты и
явления природы;
- знание модели поиска решений для задач по физике;
- знать теоретические основы математики.
- примечать модели явлений и объектов окружающего мира;
- анализировать условие задачи;
- переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой;
- составлять план решения;
- выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;
- владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи.
Раздел 2. Содержание программы внеурочной деятельности
7 класс
Введение. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности.
4
Роль эксперимента в жизни человека.
Теория: Изучить основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных
измерений, максимальная погрешность косвенных измерений, учет погрешностей
измерений при построении графиков. Представление результатов измерений в форме
таблиц и графиков.
Практика: Основы теории погрешностей применять при выполнении экспериментальных
задач, практических работ. (с использованием оборудования «Точка роста»)
Характеристика основных видов деятельности:
Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления, физическое тело,
вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать физические явления
(фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать). Познакомиться с
экспериментальным методом исследования природы. Сборка приборов и конструкций.
Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических
работ. Диагностика и устранение неисправностей
приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Механика.
Теория: Равномерное и неравномерное движение. Графическое представление движения.
Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения.
Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических
понятий в жизнедеятельности человека. Сила упругости, сила трения.
Практика: Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от
степени деформации пружины. Определение коэффициента трения на трибометре. (с
использованием оборудования «Точка роста»)
Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение
свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций.
Изображать систему координат, выбирать тело отсчёта и связывать его с системой
координат. Использовать систему координат для изучения прямолинейного движения
тела. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ (с использованием оборудования «Точка
роста»). Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на
основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий
по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и
проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют,
выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной,
групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого
поведения.
Гидростатика.
Теория: Закон Архимеда, Закон Паскаля, гидростатическое давление, сообщающиеся
сосуды, гидравлические машины.
Практика: задачи: выталкивающая сила в различных системах; приборы в задачах
(сообщающиеся сосуды, гидравлические машины, рычаги, блоки). Экспериментальные
задания:
1)измерение силы Архимеда, 2)измерение момента силы, действующего на рычаг,
3)измерение
работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного
блока.(с использованием оборудования «Точка роста»)
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Сборка
приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение
лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов.
5
Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и
моделирование. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё
решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности.
Подготовка сообщений и докладов. Участие в диалоге в соответствии с правилами
речевого поведения.
Статика.
Теория: Блок. Рычаг. Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент силы.
Правило моментов. Центр тяжести. Исследование различных механических систем.
Комбинированные задачи, используя условия равновесия.
Практика: Изготовление работающей системы блоков.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение
свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций.
Наблюдать действие простых механизмов. Познакомиться с физической моделью
«абсолютно твёрдое тело». Решать задачи на применение условия(правила) равновесия
рычага. Применять условие (правило) равновесия рычага для объяснения действия
различных инструментов, используемых в технике и в быту. Сборка приборов и
конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и
практических работ. Диагностика и
устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся
данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по
усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и
проверка методики экспериментальной работы.
Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение,
действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка
сообщений и докладов. Осуществляют самооценку, взаимооценку деятельности. Участие
в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Раздел 3: Организация занятий
Начало учебных занятий – 2 сентября
Окончание учебных занятий – 25 мая
Количество учебных недель – 34
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 мин
Формы контроля: зачёты, тест, защита презентации, анкетирование, проекты.
Формы и методы работы
В процессе занятий используются различные формы занятий: рассказ, семинар,
практические занятия, самостоятельные творческие работы учащихся, лекции.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.),
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) учителем, работа по образцу и др.),
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию),
репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности),
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения,
эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с учителем),
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
6
занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы,
групповой – организация работы в группах,
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Раздел 4: Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Дата
Тема урока
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника
безопасности.
Система единиц, понятие о прямых и косвенных
измерениях
Физический эксперимент. Виды физического
эксперимента. Погрешность измерения. Виды
погрешностей измерения. Расчёт погрешности
измерения.
Лабораторная работа «Измерение объема
твердого тела». Правила оформления
лабораторной работы.
Равномерное и неравномерное движения.
Графическое представление движения.
Решение графических задач, расчет пути и
средней скорости неравномерного движения.
Понятие инерции и инертности. Центробежная
сила.
Сила упругости, сила трения
Лабораторная работа «Исследование
зависимости силы упругости, возникающей в
пружине, от степени деформации пружины».
Лабораторная работа «Определение
коэффициента трения на трибометре».
Лабораторная работа «Исследование
зависимости силы трения от силы нормального
давления».
Плотность. Задача царя Герона
Решение задач повышенной сложности на
расчет плотности вещества.
Решение задач повышенной сложности
Давление жидкости и газа. Закон Паскаля
Сообщающиеся сосуды.
Лабораторная работа «Изготовление модели
фонтана»
Лабораторная работа «Изготовление модели
Использование
оборудования центра
естественнонаучной
и технологической
направленностей
«Точка роста»
Компьютерное
оборудование
Компьютерное
оборудование
Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
лабораторных работ и
ученических опытов
Оборудование для
лабораторных работ и
ученических опытов
(на базе комплектов
для ОГЭ)
Оборудование для
лабораторных работ и
ученических опытов
(на базе комплектов
для ОГЭ)
Оборудование для
лабораторных работ и
ученических опытов
Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
лабораторных работ и
ученических опытов
7
20
фонтана»
Закон Паскаля. Давление в жидкостях и газах.
Гидравлические машины. Сообщающиеся
сосуды.
Выталкивающая сила. Закон Архимеда.
21
Лабораторная работа «Выяснение условия
плавания тел».
22
Блок задач на закон Паскаля, закон Архимеда.
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Блок задач на закон Паскаля, закон Архимеда.
Блок. Рычаг.
Равновесие твердых тел. Момент силы. Правило
моментов.
Центр тяжести. Исследование различных
механических систем
Комбинированные задачи, используя условия
равновесия.
Комбинированные задачи, используя условия
равновесия
Лабораторная работа «Изготовление
работающей системы блоков». Оформление
работы.
Работа над проектом «Блоки». Лабораторная
работа «Изготовление работающей системы
блоков».
Лабораторная работа «Изготовление
работающей системы блоков».
32
Оформление работы.
33
34
Защита проектов.
(на базе комплектов
для ОГЭ
Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
лабораторных работ и
ученических опытов
Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
демонстраций
Оборудование для
лабораторных работ и
ученических опытов
(на базе комплектов
для ОГЭ
Оборудование для
лабораторных работ и
ученических опытов
Компьютерное
оборудование
8