МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования Белинского района
МОУ СОШ с. Поима
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол №1
От 29.09.24.
Одобрено
на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 29.09.24.
Утверждено
директор ОУ
Родионова О.И.
Приказ №44§1
От 29.09.24.
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Удивительная химия»
(с использованием оборудования «Точка Роста»)
Составитель: Потапова Т.В.
учитель химии
Содержание.
- Пояснительная записка
Раздел 1. Целевой
1.1. Цели и задачи
1.2. Направление воспитания
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Раздел 2 Содержательный
2.1 Виды, формы, содержание внеурочной деятельности.
Раздел 3. Организационный.
3.1 Календарный план внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями:
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»;
Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
действующей редакции);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
Национального проекта «Образование» – паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 № 16);
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732.
Программа «Удивительная химия» имеет естественно - научную направленность и
представляет
школьников.
собой
вариант
программы
организации
внеурочной
деятельности
Программа составлена с учетом требований федеральных государственныхстандартов и
соответствует возрастным особенностям. Программа способствует формированию
предметных и универсальных способов действий, самоорганизации, саморегуляции,
развитию познавательной и эмоциональной сферы личности ребёнка, обеспечивающих
возможность продолжения образования в основной школе.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что программа
предусматривает создание учащимися малых и
больших проектов, основанных на
интересах и потребностях ребят, направленных на вовлечение
эксперимента,
позволяющего получать достовернуюинформацию о протекании тех или иных химических
процессов, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных
обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять
закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения
школьников в динамичную учебно-познавательную и исследовательскую деятельность, на
развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа
«Удивительная химия» предназначена для обучающихся, интересующихся
исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения
поставить цель и организовать её
достижение. Креативных качеств – гибкость ума,
терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативность.
Раздел.1 Целевой.
Цель: развитие
1.1
способностей
каждого
ученика
и выявление
наиболее способных к химической деятельности учащихся.
Задачи:
• реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам
естественно-научной направленности, в том числе
в рамках внеурочной
деятельности обучающихся;
• разработка и реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных
программ естественно-научнойнаправленности, а также иных программ, в том числе
в каникулярныйпериод;
• вовлечение учащихся и педагогических работников в проектную деятельность;
• повышение
профессионального
мастерства
педагогических
работников,
реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы.
Организация занятий
• Начало учебных занятий – 2 сентября
• Окончание учебных занятий – 25 мая
• Количество учебных недель – 34
• Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 мин
• Формы контроля: зачёты, тест, защита презентации, анкетирование, проекты.
Формы и методы работы
В процессе занятий используются различные формы занятий: рассказ, семинар,
практические занятия, самостоятельные творческие работы учащихся, лекции.1.2.
Направление воспитания
Ценности научного познания – воспитание стремления к познанию себя и других
людей, природы и общества. Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Решение задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания,
которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения.
А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут,
так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. Примеры проектов:
учебно- познавательные и исследовательские работы (Биологические и пищевые добавки,
Борьба с вредителями, Вода, которую мы пьем и др.).
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию,
систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора
сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск
информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные
предметы
(книги,
библиотеки,
фильмы);
организации
(музеи,
библиотеки,
предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты,
учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в
одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии.
Основные
этапы
внеурочной проектной деятельности:
1. Выбор темы.
2.Сбор сведений.
3.Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентации.
Выбор темы.
На первом этапе, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предлагаются им
на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Хорошо, чтобы в любой момент в
классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов,
рекомендуется
ориентироваться
на
местные
условия
и
предоставлять
детям
разнообразные виды деятельности.
Занятия разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может
носить как групповой, так и индивидуальный характер. Реализация проектов - на этом этапе
дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых
уроках и после уроков) и вне школы.
Каждый ребенок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах в разных
ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект
– Связь с предметной деятельностью
– Работа
над
темой
и проектная
деятельность
позволяют
связывать
урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое.
– В современной школе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности,
формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
– Принцип системности
– Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебнымпроцессом.
– Принцип гуманизации
– Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития
способностей детей.
– Принцип опоры
– Учёт интересов и потребностей учащихся; опора наних.
– Принцип
совместной
деятельности
детей
и
взрослых
– Привлечение
родителей
и
детей
на
всех
этапах
исследовательской деятельности: планировании, обсуждении,
проведении.
– Принцип обратной связи
– Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с - учащимися необходимо
обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их
настроение и перспективу.
– Принцип успешности
– Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение кокружающим его
людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен,
то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка
успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех
и реальное достижение.
– Описание места курса внеурочной деятельности
в учебно-познавательной работе.
Программа«Удивительная химия »рассчитана на 34 часа, 1час в неделю. (8-9 класс). В основе
практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебнопознавательных,
исследовательских
проектов
деятельности;
основы
гражданской
идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Планируемые результаты изучения курса
В результате работы по программе курса учащиеся научатся
Объяснять суть химических процессов;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по
одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу
исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения
и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и
эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции
окислительно- восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и
необратимые); составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей,
солей; полные и сокращённые ионные
уравнения реакций обмена; уравнения
окислительно-восстановительных реакций;
прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных
веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании
химической реакции;
приготовлять растворы с определённой массовой долей растворенного вещества;
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски
индикаторов;
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах
веществ отдельных ионов
Содержание программы «Точка роста» связано с многими учебнымипредметами, в
частности - математика, биология, физика, география.
Личностные универсальные учебные действия
выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности,в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
чувство прекрасного и эстетические чувства на основезнакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
внеучебной
деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных напомощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачейи условиями
ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать
правильность
выполнения
действия
на
уровне
адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
различать
способ
и
результат
действия.
Выпускник
возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
получит
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и
в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий
с использованием учебной литературы и воткрытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в томчисле с помощью
инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
изучаемом
круге
явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,его строении,
свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающиекомпоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и
инструментыИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точекзрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно
использовать
различных
речевые
средства
коммуникативных
для
задач,
решения
строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в
сотрудничестве
отличные от
собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
адекватно использовать речевые средства дляэффективного решения
разнообразныхкоммуникативных задач.
Формы контроля и выход на результат.
Контроль текущий, промежуточный, итоговый.
Результаты работы и контроль осуществляется
как на занятиях внеурочной деятельности, так и
на различных конкурсах, олимпиадах.
Возможно представление наиболее успешных
проектов среди учеников начал
Раздел 2 Содержательный
2.1 Содержание внеурочной деятельности.
№
1
2
3
4
Тема раздела
Химия – наука о веществах и превращениях
Вещества вокруг тебя! Оглянись!
Кол-во часов
2
16
12
4
Увлекательная химия для экспериментаторов
Индивидуальные проекты
Раздел3.Организационный
Календарный план внеурочной деятельности
№п/п
№
по
теме
1
1
2
2
3
3
4
4
Тема урока
Тип урока
Время проведения
по плану
Химия или магия?
Вводный урок
Немного из истории
химии.
Техника безопасности в
кабинете химии
Алхимия. Химия
Урок
вчера,
сегодня,
лекция,
завтра.
беседа
Вещество,
Урок
физические
систематиза
свойства вещества.
ции знаний.
Отличие чистых
веществ от смесей.
Способы
Урок
повторения,
разделения
обобщения и
смесей.
систематизац
ии материала
Фактически
Примечание
5
5
Вода– многоели
мы о нейзнаем?
Вода и её
свойства.Что
необычного в
воде?
Вода
пресная
и
морская.
Способы очистки
воды:отставание,
фильтрование,
обеззараживание
Урок
повторения,
обобщения
и
систематизаци
и материала
6
6
Столовый уксус и
уксусная эссенция.
Свойства уксусной
кислоты и ее
физиологическое
воздействие.
Урок
повторения,
обобщения
и
систематизаци
и материала
7
7
8
9
10
Питьеваясода.
Свойства
и
применение.
8 Чай, состав,
свойства,
физиологическ
ое
действие на
организм
человека.
9 Мыло или
мыла?
Отличие
хозяйстве
нного мыла от
туалетного.
Щелочной
характер
хозяйственного
мыла.
10
Стиральные
порошки и
другие моющие
средства. Какие
порошки самые
опасные.Надол
иопасаться
жидких
моющих
средств.
Урок изучения
нового
Урок изучения
нового
Урок изучения
нового
Урок
изучения
нового
11
11
12
12
13
13
14
14
15
15
16
16
Лосьоны,
духи,
кремы и прочая
парфюмерия.
Могут ли
представлять
опасность
косметические
препарат ы?
Можно ли самому
изготовить духи?
Многообразие
лекарственных
веществ. Какие
лекарства мы
обычно можем
встретить в
своей домашней
аптечке?
Аптечный
йод и его
свойства.
Почему йод
надо
держать в
плотно
закупоренн
ой склянке
«Зелѐнка» или
раствор
бриллиантового
зелѐного
Перекись водородаи
гидроперит.
Свойства перекиси
водорода..
Аспирин или
ацетилсалици
ловая кислотаи
его свойства.
Опасность при
применении
аспирина
Урок практикум
Урок
изучения
нового
Урок практикум
Урок контроля
Урок
повторения,
обобщения и
систематизации
материала
Урок практикум
Крахмал, его
свойства и
применение.
Образование
крахмала в
листьях
растений.
Глюкоза, ее
свойства и
применение.
Маргарин,
сливочное и
растительное
масло, сало.
Чего мы о них
не знаем?
Симпатические
чернила:
назначение,
простейшие
рецепты.
17
17
18
18
19
19
20
20
21
21
22
22
23
23
Индикаторы.
Изменение
окраски
индикаторов в
различных средах.
24
24
25
25
Лабораторная
работа 16.
«Секретные
чернила».
Лабораторная
работа 17.
«Получение
акварельных
красок».
Состав
акварельных
красок. Правила
обращения с
ними.
История
мыльных
пузырей.
Физика
мыльных
пузырей.
Состав олного
мела.
Урок
изучения
нового
Урок
повторения,
обобщения и
систематизац
ииматериала
Урок
повторения,
обобщения и
систематизац
ии
материала
Урок
повторения,
обобщения и
систематизац
ииматериала
Урок
творчест
ва
Урок повторения,
обобщения и
систематизации
материала
Урок
практикум
Урок практикум
Урок практикум
Лабораторная
работа 18.
«Мыльные
опыты».
Лабораторная
работа 19. «Как
выбрать
школьный мел».
Лабораторная
работа 20.
«Изготовление
школьных
мелков».
Лабораторная
работа 21.
«Определение
среды раствора с
помощью
индикаторов».
Лабораторная
работа 22.
«Приготовление
растительных
индикаторов и
определение
спомощью них рН
раствора».
Подготовка и
защита проектов
26
26
27
27
28
28
29
29
30
30
31
31
32
32
Подготовка и
защита проектов
33
33
Подготовка и
защита проектов
34
34
Подготовка и
защита проектов
34часа
Итого:
Урок практикум
Урок практикум
Урок практикум
Урок практикум
Урок
практикум
Урок
повторения,
обобщения и
систематизац
ии
материала
Урок
повторения,
обобщения и
систематизац
ииматериала
Урок повторения,
обобщения и
систематизации
материала
Урок контроля