Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наша родина от края до края", 3-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области
имени П.П. Липачѐва

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол № 1
от "27" 08 2024 г.

ОДОБРЕНО
на заседании
педагогического
совета
Протокол № 1
от "29" 08 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ОО
__________Родионова О.И.
Приказ № 44 §.1
от "29" 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Наша Родина от края до края»
3-4 классы
Срок реализации: 1 год

Поим, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Содержание курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края»
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Наша
Родина от края и до края»
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края
и до края» (далее – программа) составлена на основе требований к результатам
освоения

основной

образовательной

программы,

представленных

в

федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования

(ФГОС

НОО),

утвержденного

приказом

Министерства

просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 № 732.
Актуальность

программы

внеурочной

деятельности

обусловлена

важностью формирования ценностного отношения младших школьников

к

природе родной страны, ее разнообразию, богатству и красоте, а также
необходимостью объединять вклад учебной и внеучебной деятельности
обучающихся в развитие и воспитание обучающихся.
Для современной системы российского образования весьма важной
является идея интеграции обучения и воспитания, взаимосвязи учебной работы
обучающихся и их внеурочной деятельности. Именно интеграция
значительной

степени

повышает

успешность

формирования

в

такой

нравственной ценности, как патриотизм – прочный фундамент прошлого,
настоящего и будущего России, одна из главных опор общества и государства.
От сопричастности подрастающего поколения к судьбе своей Родины зависит
будущее страны. Одной из основ патриотического воспитания является
формирование внимательного и бережного отношения к природе России.
Безусловно, существенный вклад в гражданско-патриотическое воспитание
младших школьников вносит изучение предметов учебного плана – русский
язык и литературное чтение, музыка и изобразительное искусство. Необходимо
отметить особую роль предмета «Окружающий мир», особенно изучение темы
«Природные зоны».
В начальной школе эта тема имеет важное значение – она закладывает
основы для курсов географии и биологии на уровне основного общего
образования. От того, насколько хорошо усвоена эта тема в начальной школе,
зависит и достижение основной цели изучения предмета «Окружающий мир» –
создание у младшего школьника образа целостной картины мира.
Программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до
края» в совокупности с уроками окружающего мира дает возможность

обучающимся более широко и углубленно изучить многообразие и богатство
природы России.
Зачастую педагоги используют на уроках изучения природных зон
объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (рассказ учителя с
опорой на визуальный ряд мультимедийной презентации, чтение учебника,
ответы на вопросы) и рассматривают природные зоны по однотипной схеме.
Все это приводит к тому, что обучающиеся нередко воспринимают урок
окружающего мира как еще один урок чтения и теряют к нему интерес.
Организация

исследовательской

деятельности

на

уроках

происходит

эпизодически.
В начальной школе исследовательская деятельность проходит этап
становления

и

развития.

С

помощью

программы

курса

внеурочной

деятельности «Наша Родина от края и до края» можно сделать изучение темы
природных зон более эмоционально окрашенным и запоминающимся.
Освоение материала происходит с помощью исследовательских методов:
наблюдение, сравнение, поиск ошибки, дополнение информации, решение
проблемной ситуации. Используются разные формы работы, в том числе
игровые: дидактические и ролевые игры, ведение Дневника путешественника,
составление описания растения или животного, конференция. Кроме того,
формы

занятий

предполагают

сочетание

коллективной,

групповой

и

индивидуальной работы младших школьников, предоставляя им возможность
научиться работать совместно, а также проявить и развить самостоятельность.
Основная цель курса – активизация процесса познания младшими
школьниками окружающего мира, обеспечение условий для разнообразной
активной

поисковой,

исследовательской

деятельности

детей,

совершенствования их функциональной грамотности.
Курс внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края»
предназначен для обучающихся 3–4 классов и направлен на освоение ими
элементарных умений исследовательской деятельности; осознание культуры
исследовательского труда; развитие интереса к творческому поиску через
знакомство с природой нашей Родины. Активная групповая работа формирует
умения использовать различные способы поиска информации (в печатных и

электронных

источниках),

аргументированно

представлять

собственную

позицию, адекватно с учетом правил речевого этикета вести учебный диалог,
осуществлять самоконтроль за выбором достоверной информации.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом
рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания и учитывает
психолого-педагогические особенности младших школьников. Это позволяет
на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребенка. Это проявляется:
–

в приоритете личностных результатов реализации программы

внеурочной деятельности, направленной на формирование у детей младшего
школьного возраста гражданско-патриотических чувств;
–

в формировании позитивного отношения школьников к базовым

ценностям общества (Отечество, природа, человек, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом;
–

в

интерактивных

формах

занятий

для

школьников,

обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и
другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детсковзрослых

общностей,

ключевое

значение

которых

для

воспитания

подчеркивается федеральной рабочей программой воспитания.
Программа представлена в объѐме 34 часа в год (1 час в неделю). В
предлагаемой программе участвуют третьеклассники и четвероклассники.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ»

«НАША

Раздел 1. Зона арктических пустынь – край снега и льда
Понятие «природная зона». Общая характеристика зоны арктических
пустынь: погода, температура воздуха в летнее и зимнее время. Явления
природы: полярная ночь и полярный день, северное сияние. Зависимость жизни
растительного и животного мира от состояния неживой природы. Особенности

растительного мира Арктики: приспособление растений к суровым условиям
жизни, примеры арктических растений. Особенности животного мира Арктики:
приспособление животных к суровым условиям жизни, примеры животных,
обитающих в Арктике. Заповедный остров Врангеля.
Раздел 2. Тундра – самая северная материковая зона
Расположение

зоны

тундры

на

карте

Российской

Федерации.

Особенности неживой природы тундровой зоны: погода, температура воздуха,
продолжительность зимы и лета. Особенности растительного мира тундры,
примеры растений, произрастающих в этой зоне. Цветковые растения тундры.
Особенности животного мира тундры: приспособление животных к условиям
жизни, основные признаки приспособления. Народы, проживающие в тундре, и
их занятия.
Раздел 3. Тайга
Особенности самой большой природной зоны России, расположение на
карте России. Тайга как край хвойных деревьев. Особенности внешнего вида
хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна). Лиственница – долгожитель.
Богатство и разнообразие животного мира тайги. Примеры животных таежного
края: внешний вид, повадки, образ жизни. Использование человеком таежных
богатств. Изучение Сибири. В.К. Арсеньев. Сихотэ-Алинский заповедник.
Раздел 4. Зона смешанных и широколиственных лесов
Расположение зоны смешанных и широколиственных лесов на карте
Российской Федерации. Особенности времен года зоны смешанных лесов:
погода, температура в разные сезоны. Этажи леса. Примеры растений разных
этажей леса. Разнообразие и богатство растительного мира смешанных лесов.
Примеры растений смешанного леса. Разнообразие и богатство животного мира
смешанных лесов. Главные представители животного мира, обитающие

в

смешанном лесе: внешний вид, образ жизни, повадки. Лес – богатство,
значение леса для жизни и труда человека.

Раздел 5. Зона степей
Особенности степи, отличающие эту зоны от других природных зон:
недостаток влаги, высокая температура, особенность почвы. Сезонные
изменения в степи. Приспособление растений и животных к условиям жизни в
степи. Примеры растений и животных, обитающих в этой природной зоне.
Раздел 6. Зона субтропиков
Факторы, влияющие на климат и погоду в субтропиках (море, горы).
Южные моря – особенности, влияние моря на эмоциональное состояние
человека.

Богатство

и

своеобразие

растительного

мира

юга

России.

Разнообразие и особенности внешнего мира растений субтропиков. Животный
мир субтропиков. Южный край – здравница России.
Раздел 7. Заключение. Итоговая конференция
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование гражданско-патриотических чувств, чувства гордости
за свою страну, ee природные богатства, разнообразие и красоту; проявление
желания изучать природу родной страны, описывать
природные зоны, создавать тексты-картинки для Дневника путешественника.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия: понимать зависимости
жизни и состояния живого мира природы
от

явлений

неживой

приспособления

природы;

растительного

и

называть
животного

и

описывать

мира к

особенности

среде обитания;

анализировать и оценивать факторы адаптации растений и животных

к

окружающей

среде;

выбирать,

анализировать,

систематизировать

и

интерпретировать
информацию;

аргументировать

свое мнение;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного обсуждения в группе или в паре.
Универсальные

коммуникативные

действия:

включаться

в

коллективное обсуждение вопросов с педагогом
и сверстниками; формулировать ответы
на вопросы;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении
заданий; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное
общение друг
с другом; участвовать в беседе (дискуссии): умение задавать вопросы,
высказывать
свое мнение, соблюдать правила ведения диалога; конструировать суждения,
выражать свою точку зрения; понимать
намерения других участников занятий, проявлять уважительное отношение к
ним; в корректной форме формулировать свои возражения;
создавать

небольшие

тексты

описательного,

повествовательного

характера; публично представлять результаты работы, связанные с тематикой
курса.
Универсальные регулятивные действия: проявлять
активность в познавательной деятельности;
работать с информацией, представленной в текстовой, иллюстративной и
графической форме; оценивать результат коллективной (групповой)
работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
находить и показывать основные природные зоны на физической карте
и на карте природных зон России; объяснять, почему происходит смена
природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны,
сравнивать различные природные зоны; приводить примеры растений и
животных разных природных зон,
описывать и сравнивать их; оценивать деятельность людей в разных природных
зонах, влияние
особенностей зоны на деятельность человека и влияние деятельности человека
на природу зоны; называть возникающие экологические проблемы и способы
их решения, приводить примеры заповедников России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование
Количество
разделов
и
тем
часов
учебного предмета

Программное содержание

Характеристика
обучающихся

деятельности

Раздел 1. Зона арктических пустынь – край снега и льда
1.1

Арктика – самая 3
северная зона России

Понятие «природная зона». Общая
характеристика зоны арктических
пустынь: погода, температура воздуха
в летнее и зимнее время. Явления
природы: полярная ночь и полярный
день, северное сияние. Зависимость
жизни растительного и животного
мира от состояния неживой природы.
Особенности растительного мира
Арктики: приспособление растений к
суровым условиям жизни, примеры
арктических растений

Работают

с

географической

картой, учатся ориентироваться
в ней.
Проводят
сравнительносопоставительный
анализ по карте «Природные зоны
России».

Ведут

путешественника»,

«Дневник
в

т.

ч.

фиксируют в нем географические
данные. Участвуют в обсуждении
особенностей зоны арктических
пустынь в России.
Участвуют
в
коллективной
творческой работе – создании

картины-аппликации
сияние»
1.2

Как

животные 3

приспособились

Особенности

животного

«Северное

мира Участвуют в диалоге с целью

Арктики: приспособление животных сравнения объектов животного
к суровым условиям жизни, примеры мира Арктики.

к

условиям Арктики.

животных, обитающих в Арктике. Классифицируют информацию
Знакомство с северным заповедником
на основе внесения данных в
«Остров Врангеля»
таблицу
«Способы

Заповедный остров
Врангеля

приспособления

животных

Арктики».
Просматривают
и
обсуждают
видеофильм «Остров Врангеля»
Итого по разделу

6

Раздел 2. Тундра – самая северная материковая зона

2.1

Природная
тундра

зона

–3

2.2

Жители тундры и их 2
занятия

Расположение зоны тундры на карте
Российской Федерации. Особенности Находят
объекты
на
карте
неживой природы тундровой зоны:
природных зон.
погода,
температура
воздуха,
продолжительность зимы и лета. Сравнивают объекты неживой
Особенности растительного мира и живой природы тундры
тундры,
примеры
растений, (групповая работа: на карточке
представлено описание,
по
произрастающих в этой зоне.
которому нужно найти
на
Цветковые
растения
тундры.
иллюстрации
представителя
Особенности
животного
мира
живой природы тундры). Ведут
тундры: приспособление животных к
«Дневник путешественника»
условиям жизни, основные признаки
приспособления
Народы, проживающие в тундре, и их Описывают одежду и жилища
занятия
коренных народов Севера по
иллюстрациям.
Участвуют в дискуссии «Могут ли
северные

народы

заниматься

растениеводством?»
Обсуждают основные
народов Севера
Итого по разделу

5

занятия

Раздел 3. Тайга
3.1

3.2

Тайга
–
самая 2
большая природная
зона России

Край
деревьев

хвойных 3

Находят объекты на карте
Особенности
самой
большой
природной
зоны
России,
расположение на карте России.
Богатство
и
разнообразие
растительного и животного мира
тайги

природных

зон

и

описывают их.
Просматривают
и
обсуждают
видеофильм о таежном крае.
Заполняют
«Дневник
путешественника»

Тайга как край хвойных деревьев. Сравнивают и выявляют с опорой
Особенности внешнего вида хвойных на
иллюстрации
особенности
деревьев (кедр, пихта, ель, сосна).
хвойных деревьев (кедр, пихта,
Лиственница – долгожитель
ель, сосна, лиственница), способы
их приспособления к условиям
тайги.
Сравнивают с опорой на схему
объекты живой природы – сосну и
лиственницу.
Работают
со
справочной
литературой
для
выявления
способа
приспособления
лиственницы

3.3

Участвуют в дидактической игре

3

«Узнай животное по описанию».
Обсуждают вопрос «Почему
тайге

можно

встретить

разнообразных

человек

животных?»

Анализируют

и

выбирают

использует

информацию

в

текстовом

описании

теме

таежные

богатства.
В.К.

много

тайги.

Животные
Как

в

Арсеньев

–

ученый,
исследующий
Сибирь и Дальний
Восток.
Сихотэ-Алинский
заповедник

Примеры животных таежного края:
внешний вид, повадки, образ жизни.
Использование человеком таежных
богатств. Изучение Сибири.

по

«Занятия

населения зоны тайги».
Участвуют в дискуссии
«Может ли тайга «заболеть?

Как
«вылечить»
тайгу?»
В.К. Арсеньев, его изучение Сибири.
Участвуют в беседе о красоте и
Сихотэ-Алинский заповедник
богатстве таежного края.
Обсуждают
картины

репродукцию
В.М.

Васнецова

«Северный край».

Обсуждают

рассказ учителя
исследователе
Дальнего

об ученомСибири

Востока

и
В.К.

Арсеньеве.
Просматривают и обсуждают
видеоматериал
«СихотэАлинский заповедник»

8

Итого по разделу

Раздел 4. Зона смешанных и широколиственных лесов
4.1

5

Природная зона
смешанные леса

–

Особенности времен года зоны Участвуют в беседе по сравнению
смешанных
лесов:
погода, и
выявлению
признаков
температура в разные сезоны. Этажи
смешанного леса как природной
леса. Примеры растений разных
этажей леса. Разнообразие и богатство зоны с опорой на наглядный
растительного мира смешанных лесов. материал.
Примеры растений смешанного леса. Осуществляют творческую работу
Разнообразие и богатство животного
устному
описанию
мира смешанных лесов. Главные по
представители
животного
мира, особенностей леса.
обитающие в смешанном лесе: Работают с картой природных зон
внешний вид, образ жизни, повадки.
–
находят
границы
зоны
Лес – богатство, значение леса для
смешанных и широколиственных
жизни и труда человека

лесов.
Участвуют в беседе по серии
иллюстраций с целью расширения
представлений

о

разнообразии

растительного мира смешанного
леса.
Устанавливают
причинноследственные
связи

при

заполнении

схемы «Ярусы леса».
Участвуют

в

ролевой

игре

«Легенда о ландыше».
Просматривают
и
обсуждают
видеофильм «Звуки осени.
Сентябрь».
Заполняют
путешественника»

Итого по разделу
Раздел 5. Зона степей

5

«Дневник

5.1

Природная
степь

зона

–4

Особенности степи, отличающие эту
зону от других природных зон:
недостаток

Итого по разделу
Раздел 6. Зона субтропиков

4

влаги,

Работают с географической картой

высокая по выделению границ зоны степей.

температура, особенности почвы.

Участвуют в дискуссии «Почему в

Сезонные изменения в степи.
Приспособление растений
и
животных к условиям жизни в
степи. Примеры растений
и
животных, обитающих в этой
природной зоне

степи не растут деревья?»
Участвуют в дидактической игре
«Узнай животное по описанию».
Читают и обсуждают поэтические
произведения, посвященные степи.
Просматривают
и
обсуждают
видеофильм «Бегущие сайгаки в
Калмыкии».
Заполняют
«Дневника путешественника»

6.1

Природная зона
субтропики

–4

Факторы, влияющие на климат

и

погоду в субтропиках (море, горы).
Южные моря – особенности, влияние
моря на эмоциональное состояние
человека. Богатство и своеобразие

Участвуют в беседе по выявлению
особенностей зоны субтропиков с
опорой на наглядный материал.
Работают с картой по нахождению

зоны
России. границ
Разнообразие и особенности внешнего Просматривают
растительного

мира

субтропиков.

юга

и

обсуждают

видеоматериалы
«Ласточкино
мира растений субтропиков.
Животный мир субтропиков. Южный гнездо», «Водопад Джур-Джур».
край – здравница России
«Сочи. Субтропики». Участвуют
в беседе по поэтическому отрывку
о красоте моря.
Рассматривают и обсуждают
репродукции

картин

И.

Айвазовского.
Сопоставляют тексты описаний и
создают
иллюстрации
растительного мира субтропиков.
Участвуют в дидактической игре
«Угадай-ка»: описание животного
по фото.

Заполняют
путешественника»
Итого по разделу

«Дневник

4

Раздел 7. Заключение
7.1

Итоговая
конференция

2

Итого по разделу

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Обобщение,
подведение
изучения природных зон

итогов

Создают презентации на тему
«Какая природная зона мне
запомнилась больше всего»
и
готовят устное представление ее
содержательной части


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».