Анализ воспитательной работы
В МОУ СОШ с. Поима им.П.П.Липачѐва
за 2023-2024 учебный год
Воспитательная работа в школе организована в соответствии с рабочей программой
воспитания и календарными планами воспитательной работы на уровне НОО, ООО и СОО. На
основании календарного плана воспитательной работы школы классные руководители,
социальный педагог, педагог-психолог разрабатывали свои рабочие документы.
Цель воспитательной работы
школы
личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Реализация цели и задач рабочей программы воспитания осуществлялась в рамках
следующих направлений - модулей воспитательной работы школы:
1) «Основные школьные дела»;
2) «Классное руководство»;
3) «Урочная деятельность»;
4) «Внеурочная деятельность»;
5) «Внешкольные мероприятия»;
6) «Взаимодействие с родителями»;
7) «Профилактика и безопасность»;
8) «Самоуправление»;
9) «Профориентация»;
10) «Школьные медиа»;
11) «Организация предметно-пространственной среды»;
12) «Социальное партнѐрство»;
13) «Детские общественные объединения»;
14) «Добровольческая деятельность»;
15) «Школьный спортивный клуб «ОЛИМП»;
16) «Школьный музей»;
17) «Школьный театр»;
18) Волонтѐрский отряд «Светочъ».
В сентябре 2023 года в школе сформировано 14 общеобразовательных классов.
Классными руководителями составлены планы воспитательной работы с классами на
учебный год в соответствии с рабочей программой воспитания и календарным планам
воспитательной работы школы. В воспитательной деятельности классные руководители
использовали различные формы работы с обучающимися и их родителями:
тематические классные часы;
участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков,
фотоконкурсы, конкурс чтецов, конкурс патриотической песни;
участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах;
индивидуальные беседы с учащимися;
интерактивные КВИЗы;
акции;
индивидуальные беседы с родителями;
родительские собрания.
Гражданское воспитание
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся организуется в рамках
реализации рабочей программы воспитания. Деятельность носит системный характер и
направлена на формирование:
гражданского правосознания;
патриотизма и духовно-нравственных ценностей;
экологической культуры как залога сохранения человечества и окружающего
мира;
активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении.
С 1 сентября 2023 в школе создана музейная комната на тему: «Советское детство».
Собран интересный материал из истории жизни советского прошлого - это и школьная
форма, игрушки, книги, элементы быта. Постоянно комната пополняется новыми
экспонатами.
В 2023 году в рамках патриотического воспитания осуществлялась работа по
формированию представлений о государственной символике РФ: изучение истории герба,
флага и гимна РФ. Изучение правил применения государственных символов;
формирование ответственного отношения к государственным символам, в том числе
знакомство с мерами ответственности за нарушение использования или порчу
государственных символов и т. п.
В феврале 2024 года учащиеся нашей школы под руководством
педагога
дополнительного образования Максаковой И.В. приняли участие в региональном
конкурсе музейных миниатюр «Мы помним!». На конкурс представили миниатюру «В
наших сердцах Ленинград», посвящѐнную всем жителям блокадного города и
показывающую жизнь семьи Тани Савичевой, то, как люди были готовы отдать свой
последний кусочек хлеба ради жизни ближнего. В выставочной работе ребята показали
предметы быта семьи Савичевых, выполненные вручную, с использованием разных
материалов. В изготовлении миниатюры участвовали дети, родители, учителя. В итоге
многодневная работа по созданию панно в масштабе 1×10 была по достоинству оценена
жюри. Миниатюра «В наших сердцах Ленинград» получила специальный Приз
Пензенского регионального отделения ВООВ «Боевое Братство». Детям вручили кубок,
грамоту, ценные призы и подарки.
Патриотическое воспитание
В рамках 35-летия со дня вывода советских войск из Афганистана учащиеся 6-го, 8-го и
10-го классов побывали в Поимском сельском библиотечно-досуговом центре, где для них
был организован час мужества «Афганистан болит в моей душе…». Ольга Анатольевна
Хорошева рассказала о том, как всѐ начиналось, как уходили и, увы, не возвращались,
наши юные солдаты - срочники и офицеры. О трудностях, с которыми столкнулись они в
чужой далѐкой стране. Приглашѐнные гости, Проскурдин Дмитрий и Быков Геннадий,
участники боевых действий в Афганистане, поделились воспоминаниями о своей службе.
Дмитрий Владимирович предоставил для выставки книги и круговую фото-диораму, тех
мест в Афганистане, где нѐс службу. Учащиеся 6 класса научились пользоваться плащ –
палаткой и примерили на себе каждый головные уборы воинов – участников боевых
действий. На встрече прозвучали патриотические песни под гитару в исполнении учениц
Поимской
школы
Рогановой
Анны
и
Макоян
Элеоноры.
Активисты Движения Первых и школьного юнармейского отряда выстояли вахту
памяти всем, кто погиб в Афганистане, выполняя свой воинский долг. Также ребята под
руководством советника директора по воспитанию Рогановой Ольги Евгеньевны записали
видеообращения к однополчанам Дмитрия со словами благодарности и пожеланиями
мирного неба и крепкого здоровья.
В преддверии Дня Защитника Отечества учащиеся 8-го класса, побывали на экскурсии
на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, посетили исторические места в
центре Москвы, включая Красную площадь и Александровский сад. У могилы
неизвестного солдата они почтили память всех воинов, отдавших жизнь за родину в годы
Великой Отечественной войны. На территории ВДНХ ребята посетили павильон «Армия
детям», где имелось много интересного и познавательного. Приятным бонусом стала
встреча и беседа с курсантами Московского высшего общевойскового командного
училища. Особенное внимание привлекла зона тактической медицины, где все желающие
могли узнать об оказании первой медицинской помощи, работе медиков в фронтовых
условиях и закрепить полученные знания на практике.
В 2023 году в школе проведено 4 общешкольных мероприятия, 8 единых классных часов.
В честь 79 годовщины великой Победы проведено 6 акций: «Георгиевская лента», «Окна
Победы», «Сад памяти», «Письма солдату», «Пенза своих не бросает», «Волонтѐры
Победы» патриотической направленности. Учащиеся школы принимали в них самое
активное участие.
Деятельность педагогического коллектива по патриотическому воспитанию
осуществляется в соответствии с поставленными целью и задачами на
удовлетворительном уровне. Все запланированные мероприятия реализованы в полном
объѐме. Эффективность воспитательной работы школы за отчѐтный период оценивалась
по результатам анкетирования обучающихся и их родителей, анкетирования педагогов, а
также по результатам оценки личностных результатов школьников в динамике (по
сравнению с предыдущим периодом). На основании этих данных можно сделать вывод об
удовлетворительном уровне организации воспитательной работы школы.
Духовно- нравственное воспитание
Проект «Киноуроки в школах России» реализуется в школе. Целью проекта
является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов
воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами
внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с целью
распространения традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в
школах России. Проект является инновационной педагогической технологией и позволяет
организовать воспитательный процесс в школе в увлекательной и интерактивной форме.
Каждый киноурок посвящен раскрытию одного личностного качества человека.
илинравственного понятия. Этот проект наиболее эффективно воздействует
на
современных детей. Игровое детское кино вызывает эмоциональный интерес, раскрывает
образ главного героя, модель поведения. Проведен мониторинг по реализации проекта
«Киноуроки в школах России» с целью эффективности организации мероприятий в
проекте принимают участие 14 классов в них 217 обучающихся.
Результаты
мониторинга представлены ниже:
В 1 четверти было организовано -15 просмотров;
Из 14 классов:
7А посмотрел 3 фильма;
3 класса (6,8,7Б) по 2 фильма;
6 классов(1,2,3, 4А, 9А,10) посмотрели по 1 фильму;
4 класса (4Б,5, 9Б,11) не приняли участие;
Во 2 четверти было организовано - 11 просмотров:
Из 14 классов:
2 класса (4Б, 6,7А) по 2 фильма;
3 класса (5, 7Б, 11) по 1 фильму;
7 классов (1,2,3, 4А, 8, 9А,10) не приняли участие в проекте.
В 3 четверти было организовано- 17 просмотров;
Из 14 классов:
2 класса (6,7А) посмотрели 3 фильма;
2 класса (7Б, 10) по 2 фильма;
7 классов (1,2,3, 4А,4Б,8,9Б) по 1 фильму;
3 классов (5, 9А,11) не приняли участие в проекте.
В 4 четверти было организовано-20 просмотров;
Из 14 классов:
1 класс (10) посмотрел 3 фильма;
5 классов (2,4Б,5,7А, 9А) по 2 фильма;
7 классов(1,4А, 6, 7Б, 8,9Б,11) по 1 фильму:
Один 3 класс не приняли участие в проекте.
Важно отметить, что информация о проведении Киноуроков активно размещается на
сайте образовательной организации, в социальной сети в контакте.
Хотелось бы отметить разнообразие проведенных социальных практик по следующей
тематике:
•
ответственность за свои поступки перед другими людьми;
•
радость познания;
•
не забывайте ветеранов;
•
умение прощать;
•
честь и мужество;
•
друг в беде не бросит;
•
подарок солдату;
•
благородству открываются сердца;
•
сила воли спасает от падения;
•
созидательный труд;
•
дружба и т.д.
В рамках программы развития социальной активности учащихся начальных классов
в сентябре 2023г. второклассники были зарегистрированы в проекте «Орлята России» дети вместе со своим классным руководителем выполняют задания различных треков в
течение всего года и получают за них баллы. По итогам подсчета баллов и определения
победителя из числа участников всей страны у ребят есть возможность посетить летнюю
смену в ВДЦ «Орленок». Школа в отчетном периоде принимала активное участие в
воспитательных событиях муниципального, регионального и всероссийского уровней (и в
очном, и в дистанционном форматах)
Интересно, зрелищно прошел выпускной 9 классов, в торжественной обстановке
вручили заветный документ - аттестат об основном общем образовании. Получение
аттестата – значимое событие для каждого девятиклассника, ведь это не только общая
оценка школьных успехов выпускников, но и путевка во взрослую жизнь для многих
ребят. Разделить радость и поздравить выпускников пришли родители, педагоги, гости.
Прозвучали напутственные слова в адрес ребят с пожеланиями дальнейших успехов в
обучении и праздничный концерт силами выпускников и их родителей. Спасибо классным
руководителям
Парамошкиной М.А. и Мокаревой Т.В. за организацию вечера.
Выпускной вечер для 14-ти одиннадцатиклассников состоялся на сцене Поимского ДК.
Они с гордостью и трепетом шагнули в новую главу своей жизни. На этот праздник,
полный эмоций, школа собрала выпускников, их родителей, учителей и всех, кто был
неравнодушен к судьбе юных талантов. Праздничная атмосфера царила в воздухе с
первых минут. Звучали поздравления от директора школы, учителей, приглашенных
гостей и родителей. Трое выпускников, закончивших школу с отличием,
получили заслуженные награды - две золотые и серебряную медали.
Особую
трогательность вечеру придал концерт под названием "Прощальная гастроль",
подготовленный самими выпускниками. Ребята продемонстрировали свои таланты: пели,
танцевали, разыгрывали шуточные сценки из школьной жизни, вызвав у зрителей смех и
слезы умиления. Кульминацией вечера стал трогательный и незабываемый последний
школьный вальс. Под звуки музыки выпускники кружились в красивом танце, словно
прощаясь с беззаботным детством и вступая во взрослую жизнь. Хотелось бы сказать
спасибо классному руководителю 11 класса Матвеевой Е.В., выпускникам и их родителям
за минуты позитива и удовольствия, полученные во время торжественного события.
Интересно и разнообразно была организована работа пришкольного лагеря
«Непоседы» в июне. Благодаря начальнику Рогановой Л.С. и воспитателям : Пановой
О.А, Максаковой И.В., Парамошкину А.В., Ухиной Н.Ю. дети с удовольствием
посещали мероприятия, экскурсии, занятия по интересам.
Для них проводились
конкурсы, квесты, викторины. Детям надолго запомнится время, проведенное в лагере.
Третий год в школе продолжает работать советник директора по воспитанию и
взаимодействию с детскими общественными объединениями. Основная задача советника
– реализация программ воспитательной работы, организация в школе интересных и
полезных воспитательных дел, привлечение школьников к активному участию в детских
общественных объединениях. Под руководством советника активисты РДДМ «Движение
Первых» участвуют в акциях в рамках Дней единых действий. Дни единых действий
помогают сформировать у детей понимание ключевых календарных дат и системы
ценностей современной России, привычные календарные даты становятся интересными и
осмысленными для школьников, а участие в акциях дает им возможность проявить свои
организаторские и творческие способности. Во всех мероприятиях советник по
воспитанию задействует детей разных возрастных групп, начиная от начальной школы и
заканчивая старшеклассниками. Все дети с большим удовольствием и желанием
участвуют в акциях.
Физическое воспитание
Самая главная ценность у каждого человека - это здоровье, поэтому в нашей школе
отводится большая роль воспитанию здорового ребенка. Вырасти здоровым, крепким,
сильным помогает спорт. Заниматься физкультурой полезно, а веселой физкультурой
вдвойне. С целью повышения интереса молодого поколения к ведению здорового и
активного образа жизни в школьном спортивном зале состоятся игры «Веселые старты».
В ходе соревнований ребята соревнуются
в силе, ловкости, быстроте, гибкости,
меткости. Дети очень эмоциональны, с большим азартом участвовали в эстафетах.
Каждый участник старается не подвести команду и отдает все силы для победы.
Проведенные конкурсы с мячом, обручем, скакалкой, эстафета с воздушными шарами и
др. «Веселые старты» проходили в упорной, бескомпромиссной борьбе. В этой борьбе не
было проигравших, потому что каждая команда старалась изо всех сил, боролась до
конца. Эти соревнования развивают ловкость, быстроту, силу, но и уверенность в своих
силах,
воспитывают
в
детях
чувство
коллективизма,
взаимопомощи
и
доброжелательности. Они учат тому, что с сильной и дружной командой легче преодолеть
жизненные трудности. В преддверии Всемирного Дня Здоровья в нашей школе был
проведен общешкольный день здоровья. Это был особенный праздник, в котором все
учащиеся приняли активное участие. Начался день с утренней зарядки, которую провел,
учитель физической культуры Парамошкин А.В. Дети с удовольствием выполняли
комплекс утренней гимнастики и получили заряд бодрости на целый день, который был
наполнен весельем, соревнованиями и движением. Ребята с удовольствием участвовали в
различных физических испытаниях. Все ученики проявили свои спортивные навыки и
старались выполнить поставленные задания наилучшим образом. Некоторые показали
впечатляющие результаты, преодолевая собственные рекорды, а другие научились новым
упражнениям и развили свои физические возможности. Этот день призван привлечь
внимание к вопросам не только о физическом здоровье, но и об активном образе жизни.
Всемирный день здоровья напоминает нам о необходимости заботиться, о своем теле,
укреплять мышцы и развивать физическую выносливость. Он также подчеркивает
важность правильного питания, регулярных физических нагрузок и отказа от вредных
привычек. В прошедшем учебном году увеличился интерес обучающихся к освоению
программ физкультурно - спортивной направленности. В рамках дополнительного
образования функционировал школьный спортивный клуб «ОЛИМП». В рамках клуба
реализуются программы дополнительного образования:
• волейбол – 1 группа;
• футбол – 1 группа;
• легкая атлетика – 1 группа;
• лыжная подготовка – 1 группа;
• шахматы – 1 группа;
• плавание – 1 группа;
• настольный теннис – 1 группа.
В объединениях клуба за истекший период, было занято 85 обучающихся, что
составляет 39% обучающихся школы. Благодаря внесению необходимых изменений в
программы дополнительного образования, работа выполнена в полном объеме, удалось
сохранить контингент обучающихся.
Видна положительная динамика качества
дополнительного образования. Учащиеся школы принимают самое активное участие в
ежегодном губернаторском проекте «Учусь плавать», работа которого ведѐтся в нашей
школе с 2017 года под руководством педагога дополнительного образования Максаковой
И. В. Так, в этом году из 26-ти ребят, ездивших на занятия по плаванию в бассейн
«Мечта» города Белинского, научились плавать 12 человек. К сожалению, в
физкультурно-спортивной деятельности клуба есть и недостатки, над которыми
необходимо работать:
есть срывы занятий секций в рамках внеурочной деятельности;
- отсутствует база данных лучших спортсменов школы;
- нет системы подготовки к муниципальной эстафете;
- набор детей на участие в эстафете проходит стихийно;
- нет должного сотрудничества между учителями физической культуры и
руководителями спортивных секций.
Профилактика и безопасность
Профилактической работе и безопасности в школе уделяется особое внимание.
Дети, находящиеся на различных видах учета находятся в поле зрения социально психологической службы. С ними ведѐтся постоянная, кропотливая работа. Организуются дни
профилактики, педагогические консилиумы, советы профилактики, рейды. Все обучающиеся
заняты во внеурочное время. 100% обучающихся было охвачено СПТ и медицинским
тестированием.. Картина рейтинга удовлетворительная, не выявлено употребляющих
наркотические средства и алкоголь. Есть курящие дети, с ними продолжим работать.
Отдельное спасибо социальному педагогу Паниной Т.Ю., она профессионал своего дела и
не безразличный человек к чужой проблеме и беде. Благодаря Татьяне Юрьевне школа
приняла участие в региональном конкурсе за лучшую профилактическую работу среди
образовательных организаций области. Мы стали призѐрами, получив диплом третьей
степени.
Безопасность образовательного учреждения – это создание условий для сохранения жизни
и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей учреждения от
возможных террористических актов, несчастных случаев, пожаров, аварий и других
чрезвычайных ситуаций. В школе проводится постоянная работа по обеспечению
комплексной безопасности образовательного учреждения и усилению охраны школы от
пожаров и возможных противоправных действий. В связи с этим были проведены
инструктажи с учениками 1- 11 классов по безопасности дорожного движения перед
началом учебного года и обновлены информационные стенды по ПДД, противопожарной
безопасности, антитеррористической защищенности. Проведены родительские собрания с
1 по 11 классы - 1 (в сентябре) В целях обеспечения пожарной безопасности проведены
следующие мероприятия:
- тренировочная эвакуация учащихся из здания школы в случае возникновения пожара;
-конкурс рисунков «Безопасность глазами детей».
Просмотр видеофильмов о правилах безопасного поведения школьников «Оказание
первой помощи при ЧС» на уроке ОБЖ в 8-11 классах.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности проведены следующие
мероприятия:
-проведены инструктажи по террористической опасности;
-проведены беседы, классные часы по правилам поведения в ЧС
В целях обеспечения безопасности дорожного движения проведены следующие
мероприятия:
-оформлен уголок по ПДД ;
-классные часы, практические тренировки «Безопасный путь в школу» «Законы дороги»
-мероприятия с участием отряда ЮИД;
- Конкурс рисунков: «Будь умным пешеходом»
- «Колесо безопасности» игра-конкурс для 5 классов
-викторина для учеников начальной школы «Как таблицу умноженья знай правила
дорожного движения».
В целях обеспечения личной безопасности проведены следующие мероприятия:
Тематические классные часы, беседы на тему: «Запомнить твердо нужно нам,
пожар не возникает сам!» «Правила поведения с незнакомцем», «Твоя безопасность в
твоих руках» , «Опасные и экстремальные ситуации», «Катастрофы»
24.05 , в рамках "Недели безопасности" в школе была проведена плановая эвакуация.
После сигнала тревоги ребята спокойно и организованно вышли на улицу, на "безопасное
место"
Трудовое воспитание
С 1 сентября 2023 года вступили в действие поправки в Федеральный закон «Об
образовании в РФ», которые касаются трудового воспитания в школе (Федеральный закон
от 04.08.2023 № 479-ФЗ). Поправки о трудовом воспитании внесли в уже действующие
статьи. Так, дополнили понятие «воспитание» – определили его как деятельность, которая
направлена на формирование у школьников трудолюбия, ответственного отношения к
труду и его результатам (п. 2 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ).
Школьники обязаны участвовать в трудовой деятельности, которую зафиксировали в
ООП. В закон добавили и новые обязанности для учеников. Теперь они должны
участвовать в общественно полезном труде в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями (п. 6 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 №
273-ФЗ). Еще учеников обязали бережно относиться к имуществу школы и поддерживать
в ней чистоту и порядок (п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Также школа получила право содействовать добровольческой и волонтерской
деятельности школьников (п. 19.1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ). Это поможет развивать у детей чувство причастности к единому делу, вырабатывать
активную жизненную позицию. Закон говорит о том, что трудовое воспитание в школе
обязательно нужно отразить в основных общеобразовательных программах НОО, ООО и
СОО. ООП каждого уровня обязательны к освоению в полном объеме, поэтому согласие
родителей к такому труду не требуется. Трудовое воспитание детей в школе происходит
через все виды образовательной деятельности: урочную, внеурочную, воспитательную.
Обучающиеся нашей школы принимали активное участие в весеннем общешкольном
субботнике 20 апреля, все участники привели в порядок школьную территорию: собрали
мусор, очистили цветники, подмели дорожки. Совместными усилиями территория школы
стала чистой. Субботник – прекрасный способ проявить наше желание жить в чистоте,
всем вместе пообщаться на открытом воздухе! Все дети и взрослые проявили единство в
достижении цели – сделать территорию школы комфортной для учебы и работы.
Субботник - это отличная возможность позаботиться об окружающей среде, сделать чтото полезное и внести свой вклад в благоустройство нашего села. Участвовать в
субботниках давно стало доброй и полезной традицией. Она объединяет людей, чтобы
сделать общее и нужное дело - навести порядок и чистоту во дворах и общественных
пространствах, высадить цветы и деревья, убрать клумбы и дорожки. Обучающиеся
школы 27 апреля трудились на школьном участке под задорную музыку. Они окапывали
кустарники, пропалывали сорняки, готовили почву под посадку картофеля. Сажали лук,
морковь. Все ребята остались довольны своей работой. В течение учебного года в школе
часто проходили трудовые десанты по уборке территорий, акции «Чистый двор»,
генеральные уборки в классах и т.п.
В летний период была организована 5 трудовая четверть. Обучающиеся помогали
проводить ремонт в кабинетах и на пришкольном участке. Лето – это время не только
отдыха и развлечений. Но для многих школьников возможность приобщиться к труду и
получить ценный опыт. Пришкольный участок – это идеальное место для летней
практики, здесь дети могут не только поработать на свежем воздухе, но и научиться
полезным навыкам, которые пригодятся им в жизни. Летняя отработка на пришкольном
участке – это не просто работа, а возможность для детей получить незабываемый опыт,
почувствовать свою значимость и узнать о мире природы. А полученный урожай будет
хорошим подспорьем в школьной столовой. Приятно осознавать, что ты причастен к
выращиванию овощей.
Экологическое воспитание
В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более
приоритетным направлением. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше
богатство", а потому, что она самоценна. Экологическое образование и воспитание сейчас
ещѐ и веление времени: в результате потребительского отношения к окружающему миру
человечество стоит перед лицом экологической катастрофы, чтобы сегодня выжить и
обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо
овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои
взаимоотношения с окружающим миром.
Ежегодно ребята участвуют в экологической акции «Помощь птицам. Изготовление
кормушки», которая учит детей не быть равнодушными.
Проводится акция «Лепим снежные фигуры», развивающая креативность и также
взаимодействовать с природой.
Для детей организованы кружки экологической направленности «Цветоводство»,
«Растениеводство». Уход за цветами и различными растениями позволяет каждому
ребѐнку привнести свой личный вклад, учит любить и понимать природу.
Работа по воспитанию экологического сознания ведется ежедневно, непрерывно и при
соблюдении режима дня, т. к. режим дня, гигиена, здоровый образ жизни являются
компонентами экологического воспитания. В каждый из режимных моментов имеется
возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.
26 апреля - Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. В этот
день в 1986 году на Чернобыльской атомной электростанции произошла крупнейшая в
мире техногенная катастрофа: было выброшено в атмосферу около 190 тонн
радиоактивных веществ. События этого дня запомнились всем как самая крупная
трагедия, связанная с радиацией. В преддверии памятной даты старшеклассники школы
приняли активное участие в уроке – конференции на тему: «Экологические последствия
использования тепловых, атомных и гидроэлектростанций». Шѐл разговор о причинах и
последствиях аварии на Чернобыльской АЭС. Ребята посмотрели презентацию и
документальный фильм, учитель физики Барышева Светлана Вениаминовна рассказала,
как
большая
часть
населения
северного
полушария
в
результате чернобыльской аварии подверглась воздействию радиации в разной степени. В
группу риска попали персонал АЭС, участники ликвидации последствий аварии,
эвакуированные люди и население пораженных территорий. Ребята сделали вывод о
важности и неукоснительном соблюдении техники безопасности при эксплуатации
тепловых, атомных и гидроэлектростанций. Почтили память жертв чернобыльской
катастрофы минутой молчания. Чернобыль – наша память и боль…
Школьники принимают активное участие в акции «Бумажный БУМ» по сбору
вторичного сырья. Они понимают, что акция необходима. В этом году силами учащихся и
педагогов было собрано 300 кг. макулатуры. Продолжается сбор переработанных
батареек.
Ценности научного познания
В целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к
научно-исследовательской деятельности, создания необходимых условий для поддержки
одаренных детей, в марте прошла районная научно-практическая конференция
школьников «Старт в науку». В конференции приняла участие ученица 11 класса нашей
школы Комарова Виктория. Она выступила с исследовательской работой на тему:
«Влияние стресса на организм детей». Виктория познакомила присутствующих с
понятием стресса, его видами, последствиями, а также предложила ряд рекомендаций как
избежать стресса детям разного возраста. По решению жюри Виктория заняла 2 место.
С 11 апреля по 2 мая в школе проходила защита индивидуальных проектов учащимися
11 классов. В течение 2-х лет выпускники вместе со своим научным руководителем
Павловой Е.Ю. занимались исследованиями, проводили опыты, разбирали социальнозначимые вопросы. На защите обучающиеся продемонстрировали свои навыки проектной
деятельности, публичных выступлений, умение раскрывать глубину темы, показали
креативный подход к созданию продукта проектной работы. Среди представленных к
защите проектов были социальные и исследовательские. Проекты писались по разным
учебным дисциплинам: физике, химии, информатике, обществознанию. Защита
сопровождалась презентациями и демонстрацией собственных работ учащихся по
выбранной теме. Выпускники получили бесценный опыт в постановке цели,
планировании своей деятельности, осуществлении поиска, обработке, осмыслении
информации и представлении результата своей работы. Проекты старшеклассников маленькие стартапы для будущей жизни. Есть интересные идеи, находки, замыслы.
Полученный опыт воплощается в жизнь!
Внеурочная деятельность
Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС НОО,
ООО, СОО уровней образования. Структура рабочих программ внеурочной
деятельности соответствует требованиям ФГОС к структуре рабочих программ
внеурочной деятельности.
Все рабочие программы имеют аннотации и размещены на официальном сайте
школы. Формы организации внеурочной деятельности включают: секции, клубы,
творческие студии, научные общества, летний лагерь.
Таблица 3. Информация по программам внеурочной
деятельности, реализуемым в 2023-2024 учебном году
№
п/п
1.
Наименование курса внеурочной
деятельности (НОО)
«Разговоры о важном»
Количество
часов(в неделю)
Класс
1
1,2,3, 4А,4Б
2.
«Секреты функциональной
грамотности»
1
1,2,3,4Б
3.
«Тропинка в профессию»
1
1,2,3,4А,4Б
4.
Творческая студия «Праздники,
традиции и ремѐсла Пензенского края
1
1,2,3, 4А,4Б
5.
«Ритмика»
1
1,2,3,4А,4Б
6.
Литературное краеведение
1
1,2
7.
Орлята России
1
1,2,3, 4А,4Б
№
п/п
Наименование курса внеурочной
деятельности (ООО)
Количество часов Класс
(в неделю)
1.
«Разговоры о важном»
1
5,6,7А, 7Б,8,9А,9Б
2.
«Тропинка в мир профессий»
1
5
3.
«Россия - мои горизонты»
1
6, 7А, 7Б,8,9А ,9Б
4.
Функциональная грамотность
1
5, 6, 8
5.
«Билет в будущее»
1
7А,7Б
6.
«ОФП и спортивные игры»
1
5,6, 7А, 7Б,8, 9Б
7
«Сложные вопросы математики»
1
9А,9Б
8
«Тренинг по русскому языку»
1
9А,9Б
9
«Семьеведение»
1
8
№
п/п
Наименование курса внеурочной
деятельности (СОО)
Количество часов
(в неделю)
Класс
1
«Разговоры о важном»
1
10,11
2
«Россия – мои горизонты»
1
10,11
3
«Тренинг по русскому языку»
1
10
4
«Решение математических задач»
1
10, 11
5
«Теория и практика написания
сочинения»
Экология/ История пензенского края
1
11
1
11
6
С 1 сентября 2023 года в планах внеурочной деятельности уровней образования
выделено направление – еженедельные информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о
важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» ведутся на основе
примерной программы курса «Разговоры о важном», одобренной решением
ФУМО (протокол от 15.09.2022 № 6/22), внесены в расписание и проводятся по
понедельникам первым уроком еженедельно. Первое занятие состоялось 4 сентября
2023 года. Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий
«Разговоры о важном» являются классные руководители.
С 1 сентября 2023 внедрение единой модели профориентации и профминимума в
школьную программу. Введен новый курс внеурочной деятельности «Россия - мои
горизонты» (письмо Минпросвещения от 01.06.2023 № АБ-2324/05). Каждый
четверг, первым уроком, классные руководители проводят занятия, используя
методическое сопровождение Министерства образования РФ.
В 2023- 24 учебном году проведены занятия в каждом классе, в полном объеме.
Темы занятий соответствуют тематическим планам Минпросвещения, формы
проведения занятий соответствуют рекомендациям.
Дополнительное образование
Охват обучающихся дополнительным образованием в школе в 2023-2024 учебном году
составил - 94%.
С сентября 2023 школа реализует 14 дополнительных общеразвивающих
программ по шести направлениям:
художественная
(«Танцевальная студия «Радуга», «Школьный музей»);
физкультурно-спортивная («Волейбол», «Футбол», «Настольный теннис»,
«Легкая атлетика/Лыжная подготовка», «Шахматная азбука», «Плавание»);
социально-гуманитарная «Школа волонтера», «Я и закон», «Школьный
медиа -центр», «Юнармия»);
туристско-краеведческая («Люби и знай свой край»);
естественно-научная («Растениеводство», «Цветоводство»);
техническая («Робототехника» ).
Таблица 4. Информация о работе объединений дополнительного образования
№п/п
1.
2.
Программа
Танцевальная студия
«Радуга»
«Растениеводство»
Количество
часов
(в неделю)
8
3
Количество
обучающихся
30
12
Срок
реализации
программы
2 года
1 год
Спортивная секция
«Легкая атлетика/Лыжная
подготовка»
4.
Спортивная секция
«Плавание»
5.
Спортивная секция
«Настольный теннис»
6.
«Шахматная азбука»
7.
Спортивная секция
«Волейбол»
8.
Спортивная секция
«Футбол»
9.
«Школа волонтера»
10.
«Я и закон»
11.
«Школьный медиацентр»
12
«Робототехника»
3.
2
12
1 год
3
15
1 год
1
10
1 год
2
2
10
18
1 год
1 год
2
20
1 год
2
1
2
15
10
12
1 год
1 год
1 год
4
10
1 год
13
«Юнармия»
7-8
15
1 год
14
«Люби и знай свой край»
5-6
15
1 год
Итого:
204 чел.
составляет
94%
Выросла доля обучающихся, осваивающих дополнительные общеразвивающие
программы технической и социально-гуманитарной направленности. Данные о выборе
направлений дополнительного образования по годам представлены в гистограмме.
Выбор направленностей дополнительного
образования по годам
техническая
естественно-научная
туристско-краеведческая
2023
социально-гуманитарная
2022
2021
физкультурно-спортивная
художественная
20
40
60
80
100
120
Работа с родителями
В течение учебного года работа с родителями проводилась в системе. Родители
принимали участие в заседаниях родительского комитета, на которых обсуждались
важные вопросы по обучению и воспитанию детей. Знакомили родителей и с
инновациями в воспитательной работе. Обсуждали и локальные акты по запрету и
использованию мобильных телефонов во время образовательного процесса. Проводились
тематические родительские собрания на актуальные темы. Перед уходом на каникулы
проводили инструктаж с родителями по
безопасности детей.
Общешкольный
родительский комитет адекватно реагирует на внеплановые заседания и встречи.
Груздина Нина Юрьевна приняла участие в региональном родительском форуме
«Счастье-это…». В работе с родителями используются и не традиционные формы работы.
На базе школы реализуется проект «Большие семейные выходные». В ходе этого проекта
проведены народные гуляния на Масленичной недели для учащихся 1-5 классов и их
родителей. Праздничное мероприятие "Широкая масленица"- весѐлые проводы зимы и
встреча весны – один из любимых праздников у детей. Разделить с ними это событие
пришли мамы, папы, бабушки, братья и сѐстры. Приобщение детей к народным
традициям является важным условием воспитания. Масленица – это один из самых
веселых народных мероприятий. Ведущие рассказали об обычаях и традициях праздника.
Ребята от души веселились: водили хоровод, играли в игры, пели песни и частушки,
соревновались в различных конкурсах. После веселья все собравшиеся попробовали
традиционное блюдо - блины с разными начинками. Совместное событие принесло много
тепла и радости!
Информация об участии воспитательного блока в конкурсах, акциях, форумах
МОУ СОШ с. Поима. 2023-2024 учебный год
№
п\п
мероприятие
уровень
сроки
участники
результат
1
Конкурс сочинений
I-полугодие
муниципальный сентябрь
2
Конкурс сочинений
муниципальный
сентябрь
3
Конкурс сочинений
муниципальный
сентябрь
муниципальный
сентябрь
муниципальный
16.09.
Тарасов Алексей
1 место
муниципальный
16.09
Папшева Полина
1 место
муниципальный
16.09
Папшев Данила
2 место
муниципальный
16.09
региональный
28.09
4
5
6
7
8
9
РДДМ «Движение
первых». Создание
школьного
пространства.
Соревнования по
лѐгкой атлетике
Соревнования по
лѐгкой атлетике
Соревнования по
лѐгкой атлетике
Соревнования по
лѐгкой атлетике
Соревнования по
лѐгкой атлетике
Мяготина
Виктория
Попович Артем
Попович Арина
Кривова Кира,
Топилина
Екатерина
Актив РДДМ
Кудрявцева
Анастасия
Папшев Д.,
Папшева П.,
Кудрявцев И.,
Кудрявцева А.,
Хорошев М.,
Мусатова К.,
1 место
2 место
3 место
грамота
2 место
10
Легкоатлетическая
эстафета
Региональный
30.09
11
Конкурс «Быть
хозяином на Земле»
региональный
сентябрь октябрь
12
Конкурс «Быть хозяином
на Земле»
13
Соревнования по
региональный
мини-футболу
Соревнования по
региональный
мини-футболу
Фестиваль – конкурс
муниципальный
детского творчества
«Пензенские
звѐздочки»
Фестиваль – конкурс
муниципальный
детского творчества
«Пензенские
звѐздочки»
Акция по сбору
Всероссийская
макулатуры «БумБатл»
14
15
16
17
18
19
Конкурс постеров ДТД
«Мы доверяем»
Конкурс эссе «День
Рубля»
региональный
сентябрь октябрь
Попович А,
Глухова Я,
Васильев М.,
Парамошкина Е.
Папшев Д.,
Папшева П.,
Кудрявцев И.,
Кудрявцева А.,
Хорошев М.,
Мусатова К.,
Попович А,
Глухова Я. (в
составе сборной
района)
Яриго А.
1 место
Ситникова М.
Грамота за
участие
31.10
команда 2010г.р.
3 место
31.10
команда 2009г.р.
4 место
21.11
Беля Юлия
грамота
21.11
Роганова Анна
грамота
декабрь
команды классов
региональный
декабрь
Хлопков Никита
благодарность
школе,
активистам
диплом
региональный
декабрь
Родионова
Ярослава
сертификат
II- полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
Соревнования по
волейболу
Соревнования по
мини-футболу
Новогодний бал
старшеклассников
«Зимний сон»
муниципальный
05.01
команда юношей
1 место
муниципальный
06.01
команда юношей
2 место
региональный
13.01
Лыжные гонки
Лыжные гонки
Лыжные гонки
Лыжня России
Лыжня России
муниципальный
муниципальный
муниципальный
муниципальный
муниципальный
25.01
25.01
25.01
10.02
10.02
группа
благодарность
старшеклассников
школе,
10 пар
сертификаты
детям
Попович Арина
1 место
Васильев Михаил
2 место
Глухова Яна
2 место
Попович Арина
2 место
Васильев Михаил
2 место
9
10
Лыжня России
фотоконкурс «Мир
глазами детей»
муниципальный
муниципальный
10.02
12.02
Глухова Яна
Роганова Варвара
11
фотоконкурс «Мир
глазами детей»
муниципальный
12.02
Беля Юлия
12
фотоконкурс «Мир
глазами детей»
муниципальный
12.02
Дѐмина Елена
13
фотоконкурс «Мир
глазами детей»
муниципальный
12.02
Ухина София
14
фотоконкурс «Мир
глазами детей»
муниципальный
12.02
Роганова Анна
15
фотоконкурс «Мир
глазами детей»
муниципальный
12.02
Роганова Варвара
16
17
18
Лыжные гонки
Шахматы
Шахматы
муниципальный
муниципальный
муниципальный
18.02
18.02
18.02
19
Шахматы
муниципальный
18.02
20
Конкурс музейных
миниатюр « Мы
помним»
региональный
19.02
21
Соревнования по мини
- футболу «Спорт против наркотиков
Соревнования по мини
– футболу «Спорт против наркотиков»
Конкурс на лучшую
профилактическую
работу
Игра «Зарница»
Спартакиада
допризывной
молодѐжи
Спартакиада
допризывной
муниципальный
29.02
муниципальный
29.02
региональный
15.03
Васильев Михаил
Шахов Дмитрий
Мажирина
Виктория
команда:
Макаров А.,
Шохин И.,
Шахов Д.,
Мажирина В.
Ситникова М.,
Беля Ю.,
Мельников А.,
Хлопков Н.
( команда
мальчиков 20082009г.р.)
( команда
мальчиков 20102011 г.р.)
Панина Т.Ю.
муниципальный
муниципальный
19.04
24.04
команда детей
команда детей
участие
участие
муниципальный
24.04
Шохин Игорь
2 место
22
23
24
25
26
2 место
3 место в
номинации
«Жанровый
снимок»
3 место в
номинации
«Живой мир»
1 место в
номинации
«Живой мир»
1 место в
номинации
«Моей семьи
счастливые
моменты»
3 место в
номинации
«Моей семьи
счастливые
моменты»
3 место в
номинации
«Портрет»
3 место
3 место
3 место
Участие
Гран-при
2 место
3 место
3 место
27
28
29
30
31
32
33
молодѐжи. Сборка и
разборка автомата
Фестиваль – конкурс
«Танцевальная весна –
2024»
Фестиваль-конкурс
военнопатриотической песни
«Катюша»
Фестиваль-конкурс
военнопатриотической песни
«Катюша»
Легкоатлетическая
эстафета
Соревнования по
теннису
Соревнования по
теннису
Легкоатлетическая
эстафета 2/4
муниципальный
26.04
Ансамбль
«Радуга»
грамота
муниципальный
02.05
Дѐмина Елена
участие
муниципальный
02.05
Роганова Анна
участие
муниципальный
08.05
4 место
муниципальный
17.05
муниципальный
17.05
команда 12
человек
Команда девочек
3 чел.
Команда 6 чел.
муниципальный
01.06
2 команды по 4
чел.
3 место
грамота