Рабочая программа обучающихся с УО (вариант 1) - Мир природы и человека

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области
имени П.П. Липачёва

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол № 1
от "27" 08 2024 г

ОДОБРЕНО
на заседании
педагогического
совета
Протокол № 1
от "29" 08 2024 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор ОО
__________Родионова О.И.
Приказ № 44 §.1
от "29" 08 2024 г

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

учебного предмета «Мир природы и человека»

с. Поим 2024

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И
ЧЕЛОВЕКА»
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке,
месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая
направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни
в конкретных природных и климатических условиях.
Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями
природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и
диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и
составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный
труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Цель курса «Мир природы и человека»
 повышение уровня психологической и функциональной готовности детей с
нарушением интеллекта к школьному обучению;
 формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание
простейших взаимосвязей существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека»
решает следующие коррекционнообразовательные и воспитательные задачи:

2

 уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать
новые знания об основных ее элементах;
 на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира
к условиям внешней среды;
 выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
 сформировать знания учащихся о природе своего края;
 сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности
человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана.
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классе отводится по 2 часа в
неделю, курс рассчитан на 66 часа (33 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Структура курса представлена следующими разделами: «Неживая природа», «Сезонные изменения», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и
ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток:
утро, день, вечер, ночь, их признаки. Занятия взрослых и детей в течение суток.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений,
животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо,
жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной
и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Причина сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (схема деревьев);
признаки осени, зимы, весны, лета. Выбор одежды по погоде.
Занятия людей в разные времена года.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой
природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, листопад,
дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня

3

Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой
деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование
плодов и семян; приспособление к смене времен года. Семена растений, определение
растений по семенам. Плоды растений, их польза, фрукты и овощи.
Условия жизни для растений (свет, тепло, вода).
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям
жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Части тела животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.
Различия животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, места обитания).
Детёныши животных.
Домашние животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем
кормятся). Значение для человека. Забота и уход за животными.
Дикие животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Значение в природе. Помощь птицам зимой и весной.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках,
приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение
Различие людей по возрасту, полу. Имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган
зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов
чувств человека.
Основные гигиенические навыки людей. Практическое выполнение умывания и
чистки зубов.
Глаза – орган зрения, значение для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза.
Правила бережного отношения к глазам, забота о зрении.
Строение, работа и назначение органов слуха для человека. Правила, которые
помогают сохранить слух и органы слуха.

4

Орган обоняния и дыхания. Значение органов для жизни человека, правила ухода
за ним. Профилактика простудных заболеваний.
Строение ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые
ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи.
Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью.
Кожа, осязание. Значение кожи, осязания для жизни человека. Уход за кожей.
Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов.
Представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний.
Рекомендуемые экскурсии, наблюдения и практические работы
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий
для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в
парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
Личностные:
 формирование представления о себе;
 формирование представлений о собственных возможностях;
 овладение начальными навыками адаптации в новом социальном пространстве: умение обратиться за помощь;
 формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами
социального взаимодействия: умение отвечать на вопросы, умение вести диалог со
сверстниками, применение ритуалов социального взаимодействия.
 формирование способности к принятию социального окружения, формирование представлений о семье, родственных связях, принятие соответствующих возрасту
ценностей;
 формирование социально значимых мотивов учебной деятельности, навыков
школьной дисциплины;
 формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных
социальных ситуациях: умение договариваться, признавать вину.
 формирование эстетических потребностей, чувств: умение замечать красоту
окружающего мира; умеет направлять собственную активность во благо природе, людям, себе;
 формирование этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей, должного отношения к своим поступкам;
 формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни:
навыков самообслуживания, способности к коллективным формам деятельности;

5

 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни: соблюдение
дисциплины на уроках, режима труда и отдыха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность
Регулятивные :
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать,
выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные :
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-наблюдать.
Коммуникативные :
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в
спорной ситуации
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным
критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений
Минимальный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
- называть своё имя, фамилию, возраст, пол;
- называть и показывать органы чувств человека;

6

- знать правила гигиены органов чувств;
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное,
санитар леса);
- относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное).
Достаточный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- знать правила гигиены органов чувств;
- знать отличительные существенные признаки групп объектов;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может
быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к
уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
 «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;
 «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;
 «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематическое планирование предмета «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
в 1 классе включает в себя следующие разделы
№
п/п

Название раздела,темы

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

Неживая природа

12

-

2.

Времена года. Осень

6

-

3.

Живая природа. Растения

12

-

4.

Времена года. Зима

6

-

5.

Живая природа. Животные

8

-

6.

Времена года. Весна

6

-

7.

Живая природа. Человек

11

-

8.

Времена года. Лето

5

-

66

-

Итого:

8

№

Тема предмета

Кол-во
часов

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

Живая и неживая
природа

1

2

Живая и неживая
природа

1

3

Земля и Солнце

1

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Программное содержание

Минимальный уровень

Неживая природа - 12 часов
Просмотр краткого видеосюПросматривают видеосюжет о
жета о планете Земля
планете Земля
Рассматривание рисунка в
Рассматривают объекты жиучебнике
вой и неживой природы на илУзнавание объектов живой и
люстрациях, фотографиях
неживой природы
Находят объекты живой и неНахождение и показ объектов живой природы на картинке
живой и неживой природы на Отвечают на вопросы
картинке
Просмотр краткого видеосюРассматривают рисунки
жета о планете Земля, Солнце Находят изученные объекты и
и Луне Рассматривание ринеживой природы (Земля и
сунка
Солнце) на иллюстрациях, фоНахождение и показ на картографиях
тинке Земли, Солнца, Луны
Срисовывают Солнце и Луну
Зарисовка объектов природы: Отвечают на вопросы
Солнца. Луны
Отгадывание загадок о Земле
и Солнце

Достаточный уровень
Просматривают видеосюжет и отвечают на вопросы о взаимосвязях
между изученными объектами живой и неживой природы, их месте
в окружающем мире
Находят и показывают изученные
объекты живой и неживой природы в натуральном виде в естественных условиях
Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы о взаимосвязях
между изученными объектами неживой природы, их месте в окружающем мире (Солнце, Земля).
Находят и указывают на изученные объекты неживой природы в
натуральном виде в естественных
условиях (видео Солнца и Земли)
Зарисовывают Солнце и Луну
Отгадывают загадки о Земле и
Солнце

9

4

Смена времен года

1

5

День и ночь

1

6

Небо днем и ночью

1

7

Сутки

1

Просмотр презентации
Ответы на вопросы учителя
Рассматривание картинок:
зима – солнце светит,
мало, греет слабо, жизнь замирает;
лето – солнце долго светит,
греет сильно, все оживает
Составление рассказа по рисунку, нахождение несоответствия
Отгадывание загадок про времена года по картинкам
Просмотр видеосюжета о
смене дня и ночи
Рассматривание картинки
Ответы на вопросы по картинке Составление рассказа о деятельности человека днём и
ночью
Выбор по картинке предметов
Просмотр краткого видеосюжета о сутках
Рассматривание схемы
Рассматривание рисунка,
нахождение ошибок
Прослушивание стихотворения
Ответы на вопросы

Просматривают презентацию
о смене времен года
Рассматривают картинки
Отвечают на вопросы
Составляют краткий рассказ
по рисунку
Отгадывают загадки с опорой
на картинки
-

Просматривают презентацию
Отвечают на вопросы о взаимосвязях между движением Солнца и
сменой времен года
Составляют рассказ по рисунку
Находят несоответствия
Отгадывают загадки

Просматривают видеосюжет о
смене дня и ночи на иллюстрациях, фотографиях
Рассматривают картинки
Отвечают на вопросы
Составляют краткий рассказ о
деятельности человека днем и
ночью по картинке с помощью
учителя
Просматривают краткий видеосюжет о сутках
Рассматривают рисунок
Прослушивают стихотворение
Отвечают на вопросы

Просматривают видеосюжет
Отвечают на вопросы о взаимосвязи дня и ночи
Составляют рассказ о деятельности человека днем и ночью
Выбирают предметы по картинке

Просматривают краткий видеосюжет о сутках
Отвечают на вопросы о взаимосвязи смены времени суток и положением Солнца
Рассматривают схемы, находят
ошибки
Прослушивают стихотворение

10

8

Сутки
Занятие людей в
течение суток

1

9

Сутки
Занятие людей в
течение суток

1

10

Значение Солнца
в жизни человека

1

11

Солнце и жизнь
растений

1

Рассматривание схемы
Ознакомление с информацией
о занятиях людей в течение
суток
Различение частей суток:
утро, день, вечер, ночь
Составление короткого рассказа о деятельности в различное время суток
Составление расписания уроков по рисунку
Изображение рисунка урока
Просмотр видеосюжета о значении Солнца в жизни человека
Рассматривание картинки
Отгадывание загадок
Разучивание игры «Горелки»
Составление рассказа о влиянии Солнца на жизнь людей

Прослушивание текста о влиянии Солнца на развитие растений
Рассматривание рисунков
Составление краткого рассказа по рисункам

Рассматривают схему
Прослушивают информацию о
занятиях людей в течение суток
Различают части суток по фотографиям и иллюстрациям
Изображают рисунок
Отвечают на вопросы

Рассматривают схему
Прослушивают информацию о
взаимосвязи занятий людей и времени суток
Различают части суток в естественных условиях
Составляют короткий рассказ
Составляют расписание уроков по
рисунку

Просматривают видеосюжет о
значении Солнца в жизни человека.
Рассматривают картинки о
влиянии Солнца на жизнь людей
Разучивают игру и играют в
нее
Отгадывают загадки с опорой
на картинки
Составляют краткий рассказ
Прослушивают текст о значении Солнца в жизни растений
Рассматривают иллюстрации,
фотографии
Составляют краткий рассказ
по рисунку

Просматривают видеосюжет
Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни человека
Рассматривают картинки
Отгадывают загадки
Разучивают игру и играют в нее
Составляют рассказ

Прослушивают текст
Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни растений
Рассматривают рисунки
Составляют краткий рассказ по
серии рисунков

11

12

Времена года

1

13

Осень
Признаки осени

1

14

Осень
Признаки осени

1

15

Осень
Признаки осени
Осенние месяцы

1

Знакомство с временами года и
их названиями
Определение времен года по
изображению
Составление рассказа по картинке, наблюдение взаимосвязи
изменений в неживой и живой
природе по временам года

Знакомятся с первоначальными представлениями о
временах года и их названиями по иллюстрациям, фотографиям
Соотносят рисунки с определенными временами года
Узнают времена года по картинкам
Наблюдают взаимосвязь изменений неживой и живой
природы по временам года
Времена года. Осень – 6часов
Наблюдения: изменение окрас- Наблюдают изменения в
ки
природе осенью по иллюлистьев, листопад, увядание
страциям
трав Нахождение рисунка в со- Находят рисунки признаков
ответствии с темой
осени на иллюстрациях, фоРабота с календарем с помощью тографиях
учителя
Работают с календарем с поСоставление рассказа с опорой мощью учителя
на иллюстрации
Составляют краткий рассказ
Прослушивание стихотворения с опорой на иллюстрации
Прослушивают стихотворение
Отвечают на вопросы
Просмотр видеосюжета о приПросматривают видеосюжет
знаках осени
о признаках осени
Нахождение рисунка в соответ- Рассматривают иллюстраствии с темой
ции, фотографии
Работа с календарем
Работают с календарем с поСоставление рассказа с опорой мощью учителя

Знакомятся с первоначальными
представлениями о взаимосвязи
времен года
Знакомятся с временами года и их
названиями в естественных условиях
Определяют время года по изображению
Составляют рассказ по картинке

Отвечают на вопросы о взаимосвязи солнца и осенних изменениях в природе
Наблюдают и называют признаки
осени в естественных условиях
Работают с календарем частично
самостоятельно
Составляют рассказ по иллюстрациям

Просматривают видеосюжет о
признаках осени
Отвечают на вопросы о взаимосвязи признаков осени и осенних
месяцев
Находяти называют осенние меся-

12

на схему о перелете птиц
Прослушивание стихотворения
Срисовывание осенних листьев
из учебника в тетрадь
16

Занятия и одежда
людей осенью

1

Рассматривание рисунка
Составление рассказа по рисунку
Выбор по рисунку одежды для
осенней прогулки людей

17

Осень
Урожай

1

Выбор по рисунку инструментов для уборки сада
Работа с опорными словами
(урожай, грибы)
Перечисление осенних месяцев
Название предметов урожая

18

Осень
Грибы

1

Рассматривание рисунков
Называние нескольких грибов
Работа с опорными словами
(урожай, грибы)
Прослушивание стихотворения
Перечисление осенних месяцев
по схемам

Прослушивают стихотворение
Раскрашивают изображения
осенних листьев
Отвечают на вопросы
Рассматривают занятия людей осенью на иллюстрациях, фотографиях
Составляют краткий рассказ
по рисунку с помощью учителя
Выбирают по рисунку сезонную одежду для осени
Отвечают на вопросы
Выбирают по рисунку инструменты для уборки сада
Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетания
Перечисляют осенние месяцы с помощью учителя
Показывают предметы урожая
Отвечают на вопросы
Рассматривают рисунки
Называют 1-2 гриба
Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетание
Прослушивают стихотворение

цыв натуральном виде в естественных условиях
Составляют рассказ о перелетных
птицах
Срисовывают осенние листья
Рассматривают занятия людей
осенью в естественных условиях
Составляют рассказ по рисунку, с
частичной помощью учителя
Выбирают сезонную одежду для
осени
Отвечают на вопросы
Выбирают инструменты для уборки сада в натуральном виде в естественных условиях
Работают с опорными словами
(урожай, грибы), составляют
предложение
Перечисляют осенние месяцы с
частичной помощью учителя
Называют и показывают предметы
урожая
Отвечают на вопросы
Рассматривают рисунки
Называют 2-3 гриба
Работают с опорными словами
(урожай, грибы), составляют
предложение
Прослушивают стихотворение и
повторяют 2-3 строки

13

19

Растения
Части растений

1

20

Растения
Строение и сходство растений

1

21

Различия растений
Разнообразие растений

1

Перечисляют осенние месяцы по рисункам
Отвечают на вопросы
Живая природа. Растения– 12часов
Просмотр краткого видеосюже- Просматривают краткий вита о растениях леса
деосюжет о растениях леса
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунок
Нахождение на иллюстрациях
Находят на иллюстрациях
объектов природы (дерево, цве- объекты природы (дерево,
ток, трава, кустарник)
цветок, трава, кустарник)
Работа со словарем (лес, дерево, Работают со словарем (лес,
трава)
дерево, трава), составляют
Рассматривание схемы строесловосочетание
ния растений
Рассматривают схемы строеЧасти растений: корень, стебель ния растений
(ствол), лист, цветок
Работают со словарем (цвеРабота со словарем (цветок,
ток, стебель, лист, корень),
стебель, лист, корень)
составляют словосочетание
Отвечают на вопросы
Рассматривание схемы Нахождение части растений по рисунку
Ответы на вопросы по различию растений
Сравнение частей растений и
нахождение сходства (лист,
стебель, корень)
Рассматривание иллюстрации
Нахождение объектов природы
на рисунке (цветы)
Нахождение сходства и разли-

Рассматривают схемы
Находят части растений по
рисунку
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Сравнивают части растений
(лист, стебель, корень) по
иллюстрациям
Рассматривают иллюстрации
Находят объекты природы на
рисунке (цветы)
Находят сходства объектов

Перечисляют осенние месяцы по
схемам
Отвечают на вопросы
Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса
Рассматривают рисунок
Находят объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник) в
натуральном виде в естественных
условиях
Работают со словарем (лес, дерево,
трава), составляют предложение
Рассматривают схемы строения
растений
Показывают части растений
Работают со словарем (цветок,
стебель, лист, корень), составляют
предложение
Отвечают на вопросы
Рассматривают схемы
Находят части растений в натуральном виде в естественных
условиях. Отвечают на вопросы.
Сравнивают части растений (лист,
стебель, корень) и находят сходство
Рассматривают иллюстрации
Находят объекты природы в натуральном виде в естественных
условиях (цветы)

14

чия объектов природы (цветы)
по рисунку
Зарисовка листьев разных растений
Прослушивание стихотворения
Составление рассказа об уходе
за растениями

22

Семена растений

1

Рассматривание изображения
растений и семян
Составление рассказа об использовании семян (в приготовлении пищи) Составление рассказа по картинке (выращивание растения из семян)
Практическая работа по посадке растения (семени)
Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода)

природы (цветы) по рисунку
Раскрашивают листья разных
растений
Прослушивают стихотворение
Составляют краткий рассказ
об уходе за растениями с помощью учителя
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Рассматривают изображения
растений и семян
Составляют краткий рассказа
об использовании семян (в
приготовлении пищи) по
картинке с помощью учителя
Сажают семена растения
(практическая работа)
Работают с опорными словами (семена, свет, тепло, вода), составляют словосочетание.
Отвечают на вопросы с помощью учителя

Находят сходства и различия объектов природы (цветы)
Рисуют листья разных растений по
образцу
Прослушивают стихотворение
Составляют рассказ об уходе за
растениями
Отвечают на вопросы
Рассматривают растения и семена
в натуральном виде
Составляют рассказ по картинке
(выращивание растения из семян)
Сажают семена растения (практическая работа)
Работают с опорными словами
(семена, свет, тепло, вода), составляют предложения
Отвечают на вопросы

15

23

Плоды
Овощи

1

Рассматривание сюжетных рисунков
Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (овощи)
Нахождение и называние знакомых объектов на картинке
(овощи)

24

Плоды
Фрукты

1

Рассматривание иллюстрации
(фрукты)
Ответы на вопросы учителя
Нахождение и называние знакомых объектов на картинке
(фрукты)
Составление рассказа о пользе
фруктов с помощью учителя

25

Ягоды

1

Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (ягоды)
Называние ягод
Нахождение и называние знакомых объектов на картинке
(ягоды)

26

Овощи, фрукты,
ягоды

1

Называние нескольких овощей,
фруктов, ягод
Обобщение представлений о
плодах

Рассматривают рисунки
Прослушивают учебный
текст
Рассматривают иллюстрации
(овощи)
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Находят и указывают знакомые объекты на картинке
(овощи)
Рассматривают иллюстрации
(фрукты)
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Находят и указывают знакомые объекты на картинке
(фрукты)
Составляют рассказ о пользе
фруктов с помощью учителя
Прослушивают учебный
текст
Рассматривают иллюстрации
(ягоды)
Находят и называют (указывают по слову) некоторые
знакомые ягоды на картинке
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Называют овощи, фрукты,
ягоды (по 1-2)
Различают овощи, фрукты,
ягоды в натуральном виде

Рассматривают рисунки
Прослушивают учебный текст
Рассматривают овощи в натуральном виде
Отвечают на вопросы
Находят и называют знакомые
объекты на картинке (овощи)

Рассматривают фрукты в натуральном виде
Отвечают на вопросы
Находят и называют знакомые
объекты на картинке (фрукты)
Составляют рассказ о пользе
фруктов
Прослушивают учебный текст.
Рассматривают ягоды в натуральном виде.
Находят и называют знакомые
ягоды на картинке
Отвечают на вопросы

Называют овощи, фрукты, ягоды
(по 2-3)
Различают овощи, фрукты, ягоды
на картинке

16

27

Приспособление
растений к сезонным изменениям

1

28

Приспособление
растений к разным
условиям жизни

1

Различение понятий: овощи,
фрукты, ягоды
Составление рассказа о пользе
овощей, фруктов и ягод с помощью учителя
Прослушивание стихотворения
о витаминах
Наблюдения за жизнью
растений в своей местности:
рост, цветение, образование
плодов и семян; приспособление к смене времен года Рассматривание иллюстрации,
определение времени года

Прослушивание вводного слова
учителя
Просмотр краткого видео о
жизни растений в разных условиях
Рассматривание иллюстрации,
определение условий жизни
растения

Отвечают на вопросы с помощью учителя
Составляют рассказ о пользе
овощей, фруктов и ягод с
помощью учителя
Прослушивают стихотворение о витаминах
Наблюдают за жизнью
растений в своей местности:
рост, цветение, образование
плодов и семян в натуральном виде в естественных
условиях
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Рассматривают иллюстрации
Определяют времена года по
состоянию растений на картинке с помощью учителя
Прослушивают вводное слово учителя
Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях
Рассматривают иллюстрации
Отвечают на вопросы с помощью учителя

Отвечают на вопросы
Составляют рассказ о пользе овощей, фруктов и ягод
Прослушивают стихотворение о
витаминах и повторяют 1-2 строки
Наблюдают за жизнью
растений в своей местности: рост,
цветение, образование плодов и
семян в натуральном виде в естественных условиях
Отвечают на вопросы
Рассматривают иллюстрации
Определяют времена года по состоянию растений на картинке

Прослушивают вводное слово
учителя
Просматривают краткое видео о
жизни растений в разных условиях
Рассматривают иллюстрации
Показывают на картинке разные
условия жизни растений
Отвечают на вопросы

17

29

Уход за растениями

1

Рассматривание иллюстраций
об основных приемах ухода за
растениями
Практические действия: протирать листья, поливать растения,
рыхлить почву
Инвентарь для ухода за растениями, называние предметов
Названия растений и инвентаря

30

Растения (обобщающий урок)

1

Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном
участке (экскурсия)
Рассматривание рисунков
Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники)
Работа с опорными словами
(калина, сирень, смородина,
крыжовник)

Рассматривают иллюстрации
об основных приемах ухода
за растениями
Выполняют практическую
работу: протирают листья,
поливают растения, рыхлят
почву с помощью учителя
Рассматривают инвентарь
для ухода за растениями,
называют предметы с помощью учителя
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Показывают объекты природы (деревьев и кустарников)
на пришкольном участке
(экскурсия)
Рассматривают рисунки
Показывают знакомые объекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Работают с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) с помощью учителя

Рассматривают иллюстрации об
основных приемах ухода за растениями
Выполняют практическую работу:
протирают листья, поливают растения, рыхлят почву
Рассматривают инвентарь для
ухода за растениями, называют
предметы
Отвечают на вопросы

Показывают и называют объекты
природы (деревьев и кустарников)
на пришкольном участке (экскурсия)
Рассматривают рисунки
Показывают и называют знакомые
объекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях
Отвечают на вопросы
Работают с опорными словами
(калина, сирень, смородина, крыжовник), составляют предложения

18

31

Зима
Признаки зимы

1

32

Признаки зимы
Зимние месяцы

1

33

Зимующие птицы

1

Времена года. Зима – 6 часов
Рассматривание сюжетного ри- Рассматривают сюжетный
сунка
рисунок
Работа по схемам
Работают по схемам
Проведение опыта совместно с Проводят опыт совместно с
учителем
учителем (наблюдение за таРабота с опорными словами
янием снега в помещении)
(зима, снегопад)
Отвечают на вопросы с поВырезание снежинки
мощью учителя
Работают с опорными словами (зима, снегопад), составляют словосочетания
Раскрашивают снежинку
Просмотр краткого видео о
Просматривание краткого
признаках зимы
видео о признаках зимы
Нахождение и называние приПоказывают признаки сезона
знаков сезона на иллюстрациях в естественных условиях
Работа с опорными словами
Отвечают на вопросы с по(снег, снежинки, воробей, воро- мощью учителя
на)
Работают с опорными словаСоставление рассказа о зиме по ми (снег, снежинки, воробей,
опорным знакам (схемам)
ворона), составляют словосочетание
Составляют рассказ о зиме
по картинкам
Наблюдения за зимующими
Наблюдают за зимующими
птицами и их описание: ворона, птицами: ворона, воробей
воробей
Рассматривают рисунок
Рассматривание рисунка
Отвечают на вопросы с помощью учителя

Рассматривают рисунок
Работают по схемам
Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега
в помещении)
Отвечают на вопросы
Работают с опорными словами
(зима, снегопад), составляют
предложение
Вырезают снежинку
Просматривание краткого видео о
признаках зимы
Называют признаки зимы в естественных условиях
Называют зимние месяцы
Отвечают на вопросы
Работают с опорными словами
(снег, снежинки, воробей, ворона),
составляют предложения
Составляют рассказ о зиме по
опорной схеме
Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы

19

34

Животные зимой

1

35

Зимняя одежда и
обувь
Занятия людей
зимой
Зимняя одежда и
обувь
Занятия людей
зимой

1

Животные: звери,
птицы, рыбы,
насекомые

1

36

37

1

Рассматривание рисунков
Сравнение внешнего вида животных в различное время года
Нахождение несоответствия в
изображении, тексте

Рассматривают рисунок
Наблюдают за животными в
различное время года на картинках.
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Находят несоответствия в
изображении, тексте с помощью учителя
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунок
Выбор нужных предметов
Отвечают на вопросы с поодежды для зимней прогулки
мощью учителя
Разучивание текста и правил
Выбирают нужные предметы
подвижной игры «Мороз Крас- одежды для зимней прогулки
ный Нос»
Разучивают правила подвижной игры «Мороз Красный Нос»
Прослушивают стихотворный текст
Живая природа. Животные – 8 часов
Рассматривание рисунков с
Рассматривают рисунки с
изображением животных
изображением животных
Показ и называние знакомых
Показывают знакомых жиживотных
вотных
Просмотр видео о разнообразии Просматривают видео о разживотного мира
нообразии животного мира
Ответы на вопросы по теме
Отвечают на вопросы с поурока
мощью учителя

Рассматривают рисунок.
Наблюдают за животными и сравнивают их внешний вид в различное время года на картинках
Отвечают на вопросы
Находят несоответствия в изображении, тексте
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы
Выбирают нужные предметы
одежды для зимней прогулки
Разучивают правила подвижной
игры «Мороз Красный Нос»
Прослушивают стихотворный
текст и запоминают 2-3 строки

Рассматривают рисунки с изображением животных
Показывают и называют знакомых
животных
Просматривают видео о разнообразии животного мира
Отвечают на вопросы

20

38

Сходство и различие животных

1

39

Сходство и различие животных

1

40

Детёныши животных

1

Прослушивание вводных слов
учителя
Рассматривание рисунков с
изображением животных Называние и показ знакомых животных
Нахождение и называние различия животных (форма тела,
окраска, повадки, место обитания)
Сравнение животных по внешнему виду, окраске
Работа по опорным словам
(шерсть, перья, чешуя)
Составление рассказа по опорным вопросам
Просмотр краткой презентации
и прослушивание комментариев
учителя
Рассматривание рисунков
Называние детенышей зверей,
птиц, рыб
Составление рассказа по картинке
Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных)

Прослушивают вводное слово учителя
Рассматривают рисунки с
изображением животных
Показывают знакомых животных по слову учителя
Находят и называют различия животных (форма тела,
окраска, повадки, место обитания)
Составляют словосочетания
по опорным словам (шерсть,
перья, чешуя)
Составляют рассказ по опорным вопросам с помощью
учителя
Просматривают краткую
презентацию и прослушивают комментарии учителя
Рассматривают рисунки
Показывают детенышей зверей, птиц, рыб
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Составляют рассказ по картинке с помощью учителя
Разучивают игру «Один –
много» (детеныши животных)

Прослушивают вводное слово
учителя
Рассматривают рисунки с изображением животных
Показывают и называют знакомых
животных
Сравнивают животных по отличительным признакам (форма тела,
окраска, повадки, место обитания)
с опорой на картинку
Составляют рассказ-описание по
опорным словам (шерсть, перья,
чешуя)

Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя
Рассматривают рисунки
Показывают и называют детенышей зверей, птиц, рыб
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ по картинке
Разучивают игру «Один – много»
(детеныши животных)

21

41

Домашние животные

1

Прослушивание текста «Домашние животные»
Определение и называние животных по рисунку
Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов
из молока, шерсти)
Составление описательного
рассказа о домашнем животном
Рисование (аппликация) «Мое
домашнее животное»

42

Дикие животные

1

43

Приспособление
животных к смене
времён года

1

Просмотр краткого видео о диких животных
Рассматривание рисунка и
называние изображенных животных
Рассматривание рисунков и
нахождение соответствия
Название сказок про диких животных
Сочинение сказки по рисунку
Просмотр краткого видео
Рассматривание рисунка
Работа с опорными словами
Составление рассказов с опорой
на картинку
Просмотр видео и ответы на
вопросы о кормлении птиц зимой

Прослушивают текст «Домашние животные»
Показывают изображения
животных на картинке
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Составляют рассказ по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти) с помощью учителя
Рисуют «Мое домашнее животное»
Просматривают краткое видео о диких животных
Рассматривают рисунок и
показывают изображенных
животных
Называют сказки про диких
животных по картинкам
Отвечают на вопросы с помощью учителя

Прослушивают текст «Домашние
животные»
Показывают и называют изображения животных на картинке
Отвечают на вопросы
Составляют описательный рассказ
о домашнем животном
Выполняют аппликацию «Мое
домашнее животное»

Просматривают краткое видео
Рассматривают рисунок
Составляют словосочетания
с опорными словами
Составляют краткий рассказ
с опорой на картинку
Просматривают видео и отвечают на вопросы о кормлении птиц зимой с помо-

Просматривают краткое видео
Рассматривают рисунок
Составляют предложения с опорными словами
Составляют рассказ с опорой на
картинку
Просматривают видео и отвечают
на вопросы о кормлении птиц зимой

Просматривают краткое видео о
диких животных
Рассматривают рисунок и называют изображенных животных
Называют сказки про диких животных
Отвечают на вопросы
Сочиняют сказку по рисунку

22

44

Животные (обобщающий урок)

1

45

Весна
Признаки весны

1

щью учителя
Рассматривают картинки с
изображением животных
Показывают и дифференцируют диких и домашних животных
Сравнивают животных по
отличительным признакам с
помощью учителя
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Составляют краткий рассказ
о животном с помощью учителя
Времена года. Весна – 6 часов
Рассматривание рисунков
Рассматривают рисунки с
Нахождение отличий
изображением 2 времен года
Определение с помощью учите- Находят 1-2 отличия
ля по схемам причин сезонных
Показывают с помощью учиизменений
теля по схемам причины сеПрослушивание стихотворения зонных изменений
Работа с опорными словами
Отвечают на вопросы с по(весна, ручьи, почки)
мощью учителя
Прослушивают стихотворение
Составляют словосочетания
с опорными словами (весна,
ручьи, почки)
Рассматривание картинок с
изображением животных
Называние диких и домашних
животных
Обобщение понятий по характерным признакам (дикие - домашние животные)
Сравнение животных по внешнему виду, окраске Составление
рассказа о животном

Рассматривают сюжетные картины
Показывают и называют диких и
домашних животных.
Сравнивают животных по отличительным и сходным признакам,
обобщают в слове (дикие, домашние)
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ о животном
по картинке

Рассматривают рисунки с изображением 2 времен года
Находят 2-3 отличия
Показывают и называют по схемам причины сезонных изменений
Отвечают на вопросы
Прослушивают стихотворения
Составляют предложения с опорными словами (весна, ручьи, почки),

23

46

Признаки весны
Весенние месяцы

1

Прослушивание текста
Нахождение признаков весны
по иллюстрациям
Ответы на вопросы по тексту
учебника
Рисование объектов природы
(подснежника) по образцу Разучивание стихотворения Работа с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач,
скворец)

47

Перелётные птицы

1

Просмотр видео о перелетных
птицах
Рассматривание рисунка
Называние перелетных птиц
Составление рассказа по рисунку и опорным словам

48

Животные весной

1

Рассматривание и называние
изображенных объектов природы (животные весной)
Составление рассказа по рисунку и опорным словам
Называние детенышей животных

Прослушивают текст
Показывают признаки весны
в естественных условиях и
по иллюстрациям
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Раскрашивают объекты природы (подснежники)
Прослушивают стихотворение
Составляют словосочетания
с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач,
скворец)
Просматривают видео о перелетных птицах
Рассматривают рисунки с
изображением птиц
Показывают 1-2 перелетные
птицы
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Составляют рассказ по рисунку и опорным словам с
помощью учителя
Рассматривают и показывают животных весной на картине
Составляют рассказ по рисунку и опорным словам
Показывают детенышей животных

Прослушивают текст
Показывают и называют признаки
весны в естественных условиях и
по иллюстрациям
Отвечают на вопросы
Рисуют объекты природы (подснежники) по образцу
Прослушивают стихотворение и
запоминают 2-3 строки Составляют предложения с опорными словами (сосульки, жук, бабочка,
грач, скворец)
Просматривают видео о перелетных птицах
Рассматривают сюжетный рисунок
Показывают и называют 2-3 перелетные птицы в
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ по рисунку

Рассматривают и называют животных весной на картине
Составляют рассказ по рисунку
Показывают и называют детенышей животных
Просматривают видео о жизни
животных весной

24

Просмотр видео о жизни животных весной

49

Весенняя одежда
и обувь
Занятия людей
весной

1

50

Весенняя одежда
и обувь.
Занятия людей
весной

1

51

Человек
Отличия по полу и
возрасту

1

Рассматривание рисунка
Выполнение задания по рисунку
Прослушивание стихотворения
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы с опорой на
картинку

Просматривают видео о жизни животных весной
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Рассматривают рисунок
Выполняют задания по рисунку с помощью учителя
Прослушивают стихотворение
Отвечают на вопросы с помощью учителя

Живая природа. Человек – 11 часов
Прослушивание вводных слов
Прослушивают вводные слоучителя
ва учителя
Нахождение сходства и разлиНаходят сходство людей по
чия людей по картинке (внешкартинке в естественных
ний вид, пол, возраст)
условиях (внешний вид, пол,
Называние изображенных лювозраст) с помощью учителя
дей
Называют изображенных
Рассказ о себе по плану
людей
Прослушивание стихотворения Рассказывают о себе по
Работа с опорными словами
краткому плану
Прослушивают стихотворение
Составляют словосочетания
с опорными словами
Отвечают на вопросы с помощью учителя

Отвечают на вопросы

Рассматривают рисунок
Выполняют задания по рисунку
Прослушивают стихотворение и
повторяют 1-2 строки
Отвечают на вопросы

Прослушивают вводные слова
учителя
Находят сходство и различия людей в естественных условиях и по
картинке (внешний вид, пол, возраст).
Называют и показывают изображенных людей
Рассказывают о себе по плану
Прослушивают стихотворение,
повторяют 3-4 строки
Составляют предложения с опорными словами
Отвечают на вопросы

25

52

Человек
Части тела

1

53

Человек.
Части тела

1

54

Гигиенические
навыки

1

Прослушивание вводных слов
учителя
Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом
Нахождение и показ частей тела
на рисунке (на объекте), называние частей тела
Игра в дидактическую игру
«Части тела»
Игра «Театр теней»
Работа с опорными словами
(голова, шея, туловище, руки,
ноги)
Составление рассказа о себе по
опорным вопросам
Просмотр краткого видео.
Разучивание правил гигиены.
Рассматривание рисунков.
Определение правила гигиены
по рисункам.
Составление рассказа о правилах ухода за телом.
Выполнение заданий на дифференциацию предметов по
назначению.
Разучивание стихотворения

Прослушивают вводные слова учителя
Прослушивают стихотворение
Находят и показывают части
тела на себе
Называют части тела на картинке
Играют в дидактическую игру «Части тела»
Составляют словосочетания
с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги)
Составляют рассказ о себе с
помощью учителя
Просматривают краткое видео.
Разучивают правила гигиены
по картинкам.
Рассматривают рисунки.
Отвечают на вопросы с помощью учителя.
Выполняют упрощенные задания на дифференциацию
предметов по назначению.
Прослушивают стихотворение

Прослушивают вводные слова
учителя
Прослушивают стихотворение,
работают с текстом
Находят и называют частей тела
на себе
Играют в дидактическую игру
«Части тела»
Составляют предложение с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги)
Составляют рассказ о себе по
опорным вопросам

Просматривают краткое видео.
Разучивают правила гигиены в
натуральном виде в естественных
условиях.
Рассматривают рисунки.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания на дифференциацию предметов по назначению.
Прослушивают и заучивают 2-3
строки стихотворения

26

55

Лицо человека

1

Рассматривание рисунка
Выполнение задания по рисунку
Игра «Свет мой, зеркальце,
скажи»
Нахождение сходства и различия лиц по рисунку
Называние частей лица человека
Рисование своего портрета

56

Глаза
Охрана зрения

1

Определение функции глаз по
рисункам
Рисование предмета
Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) у себя и на картинке
Работа с опорными словами
(брови, веки, ресницы)
Разучивание
правил гигиены глаз
Дидактическая игра по
иллюстрациям «Назови, кому
принадлежат глаза»
Разучивание гимнастики для
глаз «Автобус»

Рассматривают рисунок
Выполняют задания по рисунку
Играют в игру «Свет мой,
зеркальце, скажи»
Находят сходство лиц одноклассников
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Показывают части лица человека на рисунке
Раскрашивают портрет
Рассматривают рисунок,
определяют функции глаз с
помощью учителя
Рисуют глаз по образцу
Находят и показывают части
объекта (брови, веки, ресницы) у себя и на картинке
Составляют словосочетания
с опорными словами (брови,
веки, ресницы)
Разучивают
правил гигиены глаз
Играют по
иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза»
Разучивают гимнастику для
глаз «Автобус»

Рассматривают рисунок
Выполняют задания по рисунку
Играют в игру «Свет мой, зеркальце, скажи»
Находят сходство и различия лиц
одноклассников и на картинках
Отвечают на вопросы
Показывают части лица человека
на рисунке
Рисуют свой портрет
Рассматривают рисунок, определяют функции глаз Рисуют глаз по
образцу
Находят и называют части объекта
(брови, веки, ресницы) у себя и на
картинке
Составляют предложения с опорными словами (брови, веки, ресницы)
Разучивают
правил гигиены глаз
Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза»
Разучивают гимнастику для глаз
«Автобус»

27

57

Уши
Орган слуха

1

Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы
Определение функции уха
Отгадывание загадок Нахождение и называние
объекта у себя и на картинке
Работа с опорными словами
(уши, слух)
Разучивание правил гигиены
ушей
Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому
принадлежит голос»
Объяснение смысла выражения
«Ушки на макушке»

58

Нос
Орган дыхания

1

Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы
Определение функции носа у
себя
Практическая работа «Узнай по
запаху»
Нахождение и называние объекта у себя и на картинке
Работа с опорными словами
(нос, запах, обоняние, дыхание)
Разучивание правил гигиены
носа
Дидактическая игра
по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос»

Прослушивают текст (строение уха)
Определяют функции ушей с
помощью учителя
Находят и показывают
парный объект у себя и на
картинке
Составляют словосочетания
с опорными словами (уши,
слух)
Разучивают правила гигиены
ушей по картинкам
Играют по иллюстрациям
«Назови, кому
принадлежит голос»
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Прослушивают текст (строение носа)
Определяют функцию носа у
себя (по своим ощущениям)
Играют в игру «Узнай по запаху» (практическая работа)
Находят и показывают нос у
себя и у одноклассников.
Составляют словосочетания
с опорными словами (нос,
запах, обоняние, дыхание)
Разучивают1-2 правила гигиены носа с опорой на картинки
Играют по иллюстрациям

Прослушивают текст (строение
уха).
Определяют функции ушей
Находят, показывают и называют
парный объект у себя и на картинке
Составляют предложения с опорными словами (уши, слух)
Разучивают правила гигиены ушей
Играют по иллюстрациям «Назови, кому
принадлежит голос»
Объясняют смысл выражения
«Ушки на макушке»
Отвечают на вопросы
Прослушивают текст (строение
носа)
Определяют функцию носа у себя
(по своим ощущениям)
Играют в игру «Узнай по запаху»
(практическая работа)
Находят и показывают нос у себя
и у одноклассников, сравнивают
Составляют предложения с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание)
Разучивают 2-3 правила гигиены
носа
Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос»

28

59

Рот
Орган вкуса

1

60

Кожа
Орган осязания

1

Составление рассказа (обоняние собаки)
Объяснение смысла выражения
«Держать нос по ветру»

«Назови, кому принадлежит
нос»
Отвечают на вопросы с помощью учителя

Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы
Дифференциация предметов по
функциональному назначению
Практические работы «Найди
предметы для чистки
зубов», «Определи вкус продукта»
Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) у
себя и на картинке
Работа с опорными словами
(рот, язык, сладкий, кислый,
горький, соленый)
Разучивание правил гигиены
полости рта, поведения во время еды
Отгадывание загадок Объяснение выражения «Держать язык
за зубами»
Прослушивание текста
Рассматривание рисунка и
определение свойств предмета
Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек»)
Работа с опорными словами
(кожа, горячий, теплый, холод-

Прослушивают текст (строение рта)
Играют в игры «Найди
предметы для чистки зубов»,
«Определи вкус продукта»
(практическая работа)
Находят и показывают объект (рот, губы, зубы, язык) у
себя и на картинке
Составляют словосочетания
с опорными словами (рот,
язык, сладкий, кислый, горький, соленый)
Разучивают правила гигиены
полости рта, поведения во
время еды по картинке
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Прослушивают текст
Рассматривают рисунок
Называют предмет по ощущениям (Игра «волшебный
мешочек»)
Составляют словосочетания
с опорными словами (кожа,

Составляют рассказ об обонянии
собаки
Объясняют смысл выражения
«Держать нос по ветру»
Отвечают на вопросы
Прослушивают текст (строение
рта)
Играют в игры «Найди предметы
для чистки зубов», «Определи
вкус продукта» (практическая работа)
Находят и показывают, называют
объект (рот, губы, зубы, язык) у
себя и на картинке
Составляют предложения опорными словами (рот, язык, сладкий,
кислый, горький, соленый)
Разучивают правила гигиены полости рта, поведения во время еды
Отгадывают загадки
Объясняют смысл выражения
«Держать язык за зубами»

Прослушивают текст
Рассматривают рисунок
Называют и описывают свойства
предметов по ощущениям (Игра
«волшебный мешочек»)
Составляют предложения
с опорными словами (кожа, горя-

29

ный, твердый, мягкий)
Рассматривание рисунка
Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах ожогах
Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного»

61

Осанка
Скелет и мышцы
человека

1

62

Лето
Признаки лета

1

горячий, теплый, холодный,
твердый, мягкий)
Изучают правила работы с
ножом и утюгом, правила
гигиены кожи, правила поведения при порезах ожогах по
картинкам
Играют в игру «Чем покрыто тело животного»
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Рассматривание рисунка и
Рассматривают рисунок
нахождение картинки на праПрослушивают стихотворевильную осанку
ние для физкультминутки
Разучивание стихотворения для Изучают правила посадки за
физкультминутки
партой, ношения груза, праИзучение правил посадки за
вильной осанки на собственпартой, ношения груза, праном примере
вильной осанки
Разучивают и выполняют
Разучивание упражнений
упражнения утренней гимнаутренней гимнастики на разные стики на разные виды мышц
виды мышц
по показу учителя
Времена года. Лето - 5 часов
Рассматривание рисунков
Рассматривают рисунки
Нахождение и называние приНаходят и показывают признаков лета в естественных
знаки лета в естественных
условиях и на рисунке
условиях и на рисунке
Ответы на вопросы по рисунОтвечают на вопросы с покам (признаки лета)
мощью учителя
Определение по схемам сезонРассматривают и показываных изменений летом
ют по схемам сезонные изменения летом

чий, теплый, холодный, твердый,
мягкий)
Изучают правила работы с ножом
и утюгом, правила гигиены кожи,
правила поведения при порезах
ожогах
Играют в игру «Чем покрыто тело
животного»
Отвечают на вопросы
Рассматривают рисунок
Разучивают стихотворение для
физкультминутки
Изучают правила посадки за партой, ношения груза, правильной
осанки на собственном примере и
примере одноклассников
Разучивают и выполняют упражнения утренней гимнастики на
разные виды мышц в классе
Рассматривают рисунки
Находят и показывают, называют
признаки лета в естественных
условиях и на рисунке
Отвечают на вопросы
Рассматривают и показывают,
называют по схемам сезонные изменения летом

30

63

Признаки лета
Летние месяцы

1

Перечисление летних месяцев
Нахождение различий на рисунках
Нахождение признаков лета по
опорным схемам
Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения Работа с опорными словами (лето, цветы)
Составление рассказа по рисунку

64

Животные и растения летом

1

Рассматривание и называние
животных и растений по рисунку
Составление рассказа по рисунку и опорным словам
Называние детенышей животных

65

Летняя одежда и
обувь
Занятия людей
летом
Безопасные летние каникулы

1

Определение на календаре периода летних каникул, времени
занятий и отдыха, праздничных
дней
Выделение нужных предметов
одежды после прослушивания

Перечисляют летние месяцы
с помощью учителя по картинкам
Находят различия на рисунках
Находят признаки лета по
опорным схемам
Раскрашивают картину по
теме «Лето» после прослушивания стихотворения
Составляют словосочетания
с опорными словами (лето,
цветы)
Составляют рассказ по рисунку помощью учителя
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Рассматривают и показывают животных и растений по
рисунку
Составляют рассказ по рисунку и опорным словам
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Показывают 1-2 детенышей
животных
Показывают на календаре
период летних каникул, времени занятий
Показывают и выбирают
нужные предметы одежды
после прослушивания стихо-

Перечисляют летние месяцы
Находят различия на рисунках
Находят признаки лета на сюжетной картине
Рисуют по теме «Лето» после прослушивания стихотворения
Составляют предложения
с опорными словами (лето, цветы)
Составляют рассказ по рисунку
Отвечают на вопросы

Рассматривают и показывают,
называют животных и растений на
рисунках
Составляют рассказ по опорным
словам
Отвечают на вопросы
Показывают и называют 3-4 детеныша животных
Показывают на календаре период
летних каникул, времени занятий
и отдыха, праздничных дней
Показывают и называют нужные
предметы одежды после прослушивания стихотворения

31

66

Занятия людей
летом
Безопасные летние каникулы

1

стихотворения
Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей летом)
Проговаривание правил поведения на водоемах летом

творения
Отвечают на вопросы по рисункам (занятия людей летом).
Проговаривают правила поведения на водоемах летом
по картинкам

Отвечают на вопросы по рисункам
(занятия людей летом)
Проговаривают правила поведения
на водоемах летом

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Учебник: Матвеева Н. Б.; Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. «Мир природы и человека» учебник для 1 класса, в 2-х частях,
М., Просвещение,
. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Интернет ресурсы.
Презентации, разработанные учителем.
Электронное приложение к учебнику

32

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».