Рабочая программа по рисованию обучающихся с УО (вариант 1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области
имени П.П. Липачёва

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол № 1
от "27" 08 2024 г

ОДОБРЕНО
на заседании
педагогического
совета
Протокол № 1
от "29" 08 2024 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор ОО
__________Родионова О.И.
Приказ № 44 §.1
от "29" 08 2024 г

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

учебного предмета «Рисование (Изобразительное
искусство)»

с. Поим 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное
искусство)»

составлена

общеобразовательной

на

основе

программы

Федеральной

обучающихся

адаптированной

с

умственной

основной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом

Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей

и

возможностей.
Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к
предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « РИСОВАНИЕ
(ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)»
В результате обучения изобразительному искусству в 1 классе у обучающихся
развивается цветовосприятие и умение изображать увиденное цветными
художественными материалами, формируется умение анализировать форму, строение
(конструкционные особенности) объекта наблюдения, умение выделять в нем части,
определять пропорции и видеть объект целостно, потом изображать его, передавая
основное сходство.
На уроках по изобразительному искусству осуществляется пропедевтика
обучения композиционной деятельности, проводится работа по восприятию некоторых
произведений искусства, сопутствующих теме определенного занятия.
У обучающихся формируется база, основа для творческой деятельности: опыт
относительно полных и точных представлений о предметном мире и явлениях
окружающей действительности и зрительно-двигательные представления – способы
изображений увиденного.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«
РИСОВАНИЕ
(ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)»
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об
изобразительном
искусстве,
развитие
умения
пользоваться
полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Исходя из основной цели, задачами обучения рисованию являются:
 формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного
искусства;

2

 формировать умение создавать простейшие художественные образы по
образцу, представлению и воображению;
 раскрывать значение изобразительного искусства в жизни человека;
 обучать изобразительным техникам и приёмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений;
 обучать правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента и др.;
 формировать знания об элементарных основ реалистического рисунка;
 формировать умения создавать простейшие художественные образы с натуры
и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
 развивать умение выполнять тематические и декоративные композиции;
 совершенствовать умения правильного восприятия формы, строения,
величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в
изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
 формировать
умение
ориентироваться
в
задании,
планировать
художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои
действия;
 развивать ручную моторику; зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования;
 развивать зрительную память, внимание, наблюдательность, образное
мышление, представление и воображение.
 развивать умение выполнять тематические и декоративные композиции.
 воспитывать интерес к изобразительному искусству;
 воспитывать в детях эстетические чувства и понимания красоты окружающего
мира.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Рисование (изобразительное искусство)» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели
и составляет 1 час в неделю, 33 часа в год (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и
пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения,
осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических
фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и цветов;
ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и
ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

3

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке,
выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
 отщипывание кусков от целого куска пластилина, разминание;
 размазывание по картону;
 скатывание, раскатывание, сплющивание;
 примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
 приемы работы ножницами;
 раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга
в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от
…, слева от …, посередине;
 приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с
помощью пластилина.
 приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с
помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
 рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
 рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам
прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по
образцу);
 рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы
нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов
несложных форм (по образцу);
 штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы
штрихования (беспорядочная штриховка и порядоченная штриховка в виде сеточки);
 рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
 приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование
пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
 приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой
бумагой, трубочкой и т.п.;
 приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
 Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
 правила обведения шаблонов;
 обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных
форм, букв, цифр.
Композиционная деятельность
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «деталь», «часть»,
«элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», т.п.
Разнообразие форм предметного мира.
Сходство и контраст форм.
Геометрические фигуры. Природные формы. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве и т.п.

4

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для
передачи в рисунке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: рисование по опорным точкам,
дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное
рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный . Принципы
построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного
элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету;
расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в
рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь».
Цвета солнечного спектра (основные, составные). Теплые и холодные цвета.
Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание
кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета « Рисование (Изобразительное искусство)» на уровне
начального общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные:
 формирование представлений о собственных возможностях;
 овладение начальными навыками адаптации в новом социальном
пространстве: умение обратиться за помощь;
 формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами
социального взаимодействия: умение отвечать на вопросы, умение вести диалог со
сверстниками, применение ритуалов социального взаимодействия.
 формирование способности к принятию социального окружения,
формирование представлений о семье, родственных связях, принятие соответствующих
возрасту ценностей;
 формирование социально значимых мотивов учебной деятельности, навыков
школьной дисциплины;
 формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных
социальных ситуациях: умение договариваться, признавать вину.
 формирование эстетических потребностей, чувств: умение замечать красоту
окружающего мира;
 формирование этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей, должного
отношения к своим поступкам;
 формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни:
навыков самообслуживания, способности к коллективным формам деятельности;

5

 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни: соблюдение
дисциплины на уроках, режима труда и отдыха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета « Рисование (Изобразительное искусство)» на
уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Регулятивные:
- учить понимать учебную задачу;
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под
руководством учителя;
- использовать в своей деятельности простейшие инструменты;
- проверять работу, сверяясь с образцом.
Познавательные :
- ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством
учителя;
- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
- формировать приемы работы различными графическими материалами;
- наблюдать за природой и природными явлениями;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости.
Коммуникативные:
- участвовать в обсуждении содержания художественных произведений;
- выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в
высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой);
- оформлять свои мысли в устной речи;
- соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
- слушать и понимать речь других;
- уметь работать в паре;
- уметь отвечать на вопросы различного характера.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным
критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
− правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой;
− правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками кисть;
− обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом;
− проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, не вращая
при этом лист бумаги;
− различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

6

− узнавать, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал);
− знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей,
используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки;
− использовать в аппликации приемы вырезания ножницами (резать по прямой
линии)
Достаточный уровень:
− знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей ,
используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе;
− знать названия основных цветов солнечного спектра;
− знать названия изображаемых на уроках предметов, действий обьектов,
изобразительных действий;
− знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека,
части дерева, дома;
− знать основные особенности материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
− знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет».;
− находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать
все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
− передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов,
устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью
учителя;
− узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные
предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений
предметных результатов основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов к обучению и развитию
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не
проводится. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся,

7

используя только качественную оценку. Результат продвижения первоклассников в
развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок,
рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной
деятельности, демонстрируемые
обучающимися:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
− «неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематическое планирование предмета « Рисование (Изобразительное
искусство)» в 1 классе включает в себя следующие разделы:
№
п/п
1.

Название раздела, темы
Подготовительный период обучения

Количеств
о часов
3

Контрольные
работы
-

2.

«Обучение композиционной деятельности»

9

-

3.

«Развитие у обучающихся умений воспринимать

11

-

4

-

33

-

и изображать форму предметов, пропорции и
конструкцию»
4.

«Развитие у обучающихся восприятия цвета
предметов и формирование умений переливать
его в живописи»
Итого:

8

Кол-во
часов

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное
содержание

1

Вводный урок.
Как приготовить
рабочее место.
Чем рисуют?
На чем рисуют?

1

Знакомство с
художественными
материалами – карандаши,
бумага, ластик, точилка для
карандашей.
Организация рабочего места.
Отработка навыка
правильного захвата
карандаша.
Изучение последовательного
открывания альбома.

2

Игровые
упражнения на
различение
цветов

1

Знакомство с основными
цветами и их оттенками –
красный, желтый, синий,
оранжевый, зеленый,
фиолетовый.
Ответы на вопросы:
Что окрашено в желтый
цвет?
Что окрашено в красный
цвет?
Что окрашено в синий цвет?
Что зеленого цвета?

№

Тема
предмета

Дифференциация видов
деятельности
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Называют художественные
материалы.
С помощью учителя правильно
располагают материалы для
рисования на столе.
Отрабатывают навыки правильного
захвата карандаша.
С помощью учителя
последовательно открывают и
переворачивают альбомные листы.
С помощью учителя правильно
располагают материалы для
рисования на столе.
Знакомятся с основными цветами и
их оттенками.
Находят заданные цвета.
По наводящим вопросам учителя
соотносят цвета с картинкой.

Пользуются
художественными
материалами
Располагают материалы для
рисования на столе.
Следят за правильным
захватом карандаша в руке.
Самостоятельно открывают
альбом и последовательно
переворачивают листы.
Располагают материалы для
рисования на столе.
Называют цвета.
Отвечают на вопросы учителя.
Соотносят цвета с картинкой.

3

Упражнения на
развитие
моторики рук

1

Формирование правильного
удержания карандаша,
навыка произвольной
регуляции нажима,
произвольного темпа
движения (замедление,
ускорение).

С помощью учителя отрабатывают
навыки правильного захвата
карандаша.
С помощью учителя отрабатывают
толщину наносимых линий.
Проводят прямые линии.
Под контролем учителя рисуют
круги без отрыва руки.

Правильно удерживают
карандаш в руке.
Самостоятельно регулируют
толщину наносимых линий.
Проводят различные виды
линий (волнистые,
наклонные).
Рисуют круги без отрыва
руки.

4

Простые формы
предметов.
Рисование

1

Знакомство с понятиями
«форма», «простая форма».
Соотношение
геометрических форм – круг,
квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник с предметами
окружающей
действительности.
Анализ формы предмета.
Обучение действиям с
шаблонами и трафаретами.

Показывают, с помощью учителя,
геометрические фигуры.
С помощью учителя ориентируются
на листе бумаги.
Используют трафарет для обводки
фигур.
По наводящим вопросам учителя
называют форму предмета.

Называют все геометрические
формы.
Ориентируются на листе
бумаги.
Рисуют геометрические
формы без шаблона.
Раскрашивают
геометрические фигуры,
ориентируясь на контуры.

5

Сложные формы
предметов.
Рисование
Сложные формы
предметов.
Рисование

1

Знакомство с понятием
«сложная форма».
Изучение разных форм у
игрушек.
Изучение разных форм у
посуды.
Рисование зайца из овалов.
Рисование чашки
прямоугольной формы.
Обучение действиям с

Показывают, с помощью учителя,
геометрические фигуры.
Используют трафарет для обводки
фигур.
По наводящим вопросам
определяют форму посуды,
игрушек.
Подбирают цвета для
раскрашивания, под контролем

Находят в сложных формах
простые формы.
Называют все геометрические
формы.
Рисуют без шаблона.
Самостоятельно определяют
форму посуды.
Раскрашивают рисунок,
ориентируясь на контуры.

6

1

10

шаблонами и трафаретами.

учителя.

Самостоятельно подбирают
цвета для раскрашивания.

7

Знакомство с
лепкой

1

Знакомство с пластичными
материалами и приемами
работы с пластилином.
Изучение материалов для
лепки.
Подготовка рабочего места для
занятий лепкой.
Изучение техники безопасности
при работе с пластилином.

С помощью учителя изучают свойства
пластилина.
С помощью учителя организовывают
рабочее место.
Учатся отщипывать и разминать
пластилин.
По наводящим вопросам учителя
отвечают на вопросы по ТБ при работе
с пластилином.

Называют свойства пластилина.
Правильно организовывают
рабочее место.
Рассказывают правила работы с
пластилином.
Выполняют элементарные
приемы – отщипывание,
раскатывание, вытягивание.
Отвечают на вопросы по ТБ при
работе с пластилином.

8

Знакомство с
лепкой

1

9

Лепка овощей и
фруктов

1

Отработка навыков работы с
пластилином.
Знакомство с понятиями –
разомни, оторви, раскатай,
скатай, размажь, оттяни,
примажь.

Сравнивают форму овощей и
фруктов с геометрическими
фигурами по вопросам учителя.
Отрывают и разминают кусок
пластилина.
С помощью учителя выполняют
действия с пластилином.
С помощью учителя различают
цвета пластилина.

Сравнивают форму овощей и
фруктов с геометрическими
фигурами.
Владеют навыками работы с
пластилином.
Работают со стекой.
Различают цвета пластилина.
Самостоятельно выполняют
действия с пластилином.

11

1
0

Лепка овощей и
фруктов

1

Знакомство с бумагой.
Изучение свойств бумаги.
Изучение техники
аппликация.

Знакомятся со свойствами бумаги.
Под контролем учителя учатся
отрывать бумагу.
Сминают бумагу.
Изучают технику аппликации.

1
1

Знакомство с
аппликацией

1

Знакомство с аппликацией в
технике «рваной» бумаги.

1
2

Аппликация
«Осеннее дерево»

1

1
3

Аппликация
«Осеннее дерево»

1

Под контролем учителя подбирают
необходимые цвета бумаги.
С помощью учителя отрывают
бумагу.
С помощью учителя правильно
располагают готовые части
аппликации на ствол дерева.
Приклеивают части дерева, под
контролем учителя.
Правильно удерживают карандаш в
руке под контролем учителя.
Проводят прямые, волнистые,
ломаные линии под контролем
учителя.
Сравнивают форму линий и точек с
другими формами.
С помощью учителя дорисовывают
линии.

Знакомство с разными
линиями – прямые,
волнистые, ломаные.
Отработка умения проводить
различные линии.
Дорисовывание картинок
разными линиями.
Дорисовывание человечкам
волос разной длины.
Дорисовывание забора.
Дорисовывание волн на
море.

Называют основные свойства
бумаги.
Умеют отрывать небольшие
кусочки бумаги.
Самостоятельно выполняют
действия с бумагой.
Изучают технику аппликации.
Подбирают необходимые
цвета бумаги по образцу.
Отрывают небольшие кусочки
бумаги.
Правильно располагают
детали аппликации.
Самостоятельно выполняют
аппликацию по образцу.
Правильно удерживают
карандаш в руке.
Самостоятельно проводят
прямые, волнистые, ломаные
линии.
Анализируют, по вопросам
учителя, различные предметы
с точки зрения строения их
формы.
Работают самостоятельно по
образцу.

12

1
4

Игровые
графические
упражнения.
Линии.
Точки

1

1
5

Игровые
графические
упражнения.
Линии.
Точки
Украшение
новогодней елки
разноцветными
флажками.
Аппликация и
рисунок

1

Украшение
новогодней елки
разноцветными
флажками.
Аппликация и
рисунок

1

1
6

1
7

1

Знакомство с понятиями –
Новый год, елка, флажки,
украшение.
Передача ощущения
праздника художественными
средствами.
Украшение елки
нарисованными флажками
(готовая форма).

Подбирают цвета по образцу.
Работают по шаблонам.
Раскрашивают и украшают флажки
по образцу под контролем учителя.
Работают в технике аппликации
под контролем учителя.

Подбирают цвета по образцу.
Самостоятельно располагают
рисунок на альбомном листе.
Украшают флажки узорами с
помощью линий разной
толщины, по образцу.
Работают в технике
аппликация.

Выполнение аппликации
«Снеговик».
Украшение снеговика.

Под контролем учителя подбирают
бумагу для аппликации.
Вырезают части снеговика под
контролем учителя.
С помощью учителя располагают
готовые детали снеговика на листе.
Украшают снеговика по образцу,
под контролем учителя.

Самостоятельно подбирают
бумагу для аппликации.
Самостоятельно вырезают
части снеговика.
Самостоятельно выполняют
аппликацию по образцу.
Украшают снеговика по
предложенному образцу.

13

Зима.
Аппликация
«Снеговик»
«Рыбки в
аквариуме».
Аппликация и
рисунок

1

2
0

«Рыбки в
аквариуме».
Аппликация и
рисунок

1

2
1

Изображение
деревьев

1

2
2

Пирамидка, рыбка.
Рисование

1

1
8
1
9

1

Изучение формы.
Форма и создание композиции
внутри заданной формы.
Развитие художественных
навыков при создании
аппликации на основе знания
простых форм.
Работа с шаблоном.
Творческие умения и навыки
работы фломастерами и
цветными карандашами.
Различие деревьев по временам
года.
Изучение строения дерева –
ствол, ветки, листья, иголки,
корни.

Правильное расположение
картинки на листе бумаги.
Работа с шаблоном.
Дорисовывание картинок.
Раскрашивание картинок.

Называют простые формы.
Владеют приемами составления
аппликации.
Рисуют аквариум и рыбок с
помощью шаблона.
Подбирают цвета под
контролем учителя.

Называют простые формы.
Владеют приемами
составления аппликации.
Создают сложную
многофигурную
композицию.
Работают самостоятельно по
образцу.

Различают деревья по временам
года, под контролем учителя.
Показывают и называют, с
помощью учителя части дерева.
Под контролем учителя
ориентируются на альбомном
листе.
Рисуют под контролем учителя.
С помощью учителя
располагают картинки на листе.
Подбирают цвета под
контролем учителя.
Работают по шаблону.
Стараются раскрашивать
картинки по контуру.

Различают деревья в разное
время года.
Называют части дерева.
Ориентируются на листе
альбома.
Рисуют дерево
самостоятельно по образцу.
Самостоятельно, по образцу
располагают рисунок на
листе бумаги.
Подбирают цвета по
образцу.
Создают и изображают на
плоскости средствами
аппликации и графическими
средствами (цветные
карандаши, фломастеры)
14

заданный образ (пирамидка,
рыбка).
2
3

Сказка «Колобок».
Рисование

1

Рассматривание иллюстрации
сказки «Колобок».
Анализ форм предметов.
Развитие наблюдательности.
Усвоение понятий «слева» и
«справа».

Узнают героев сказки.
По наводящим вопросам
учителя, называют форму
предметов.
С помощью учителя находят
заданные параметры на листе.
Дорисовывают рисунок по
опорным точкам.

Определяют характер героев
сказки.
Ориентируются в
пространстве листа.
Находят заданные
параметры.
Рисуют самостоятельно по
образцу.

2
4

Сказка «Колобок».
Рисование

1

Изучение частей
многоэтажного дома (дом,
стены, окна, дверь, крыша,
этажи)
Различие зданий.
Знакомство с ножницами.
Устройство ножниц.
Техника безопасности при
работе с ножницами.
Приемы резания ножницами по
прямым линиям.
Выполнение аппликации.

Показывают части дома.
Показывают части (детали)
ножниц.
Разрезают бумагу по короткой
линии смыкая лезвие ножниц
до конца.
Выполняют аппликацию под
контролем учителя.

Называют части дома.
Различают здания.
Соблюдают технику
безопасности при работе с
ножницами.
Разрезают бумагу по
короткой линии смыкая
лезвие ножниц до конца.
Самостоятельно выполняют
аппликацию.

15

2
5

Аппликация
«Дом в городе»

1

Определение времени года.
Повторение ориентировки на
альбомном листе – слева,
справа, над, под
Знакомство с красотой и
разнообразием весеннего мира
природы.
Эстетическое восприятие
деталей природы (красоты
весенних деревьев.

2
6

Весна.
Почки на деревьях.
Рисование

1

2
7

Рисование картины
по опорным точкам
«Кораблик»

1

Повторение времен года.
Рисование по описанию.
Построение рисунка с
использованием
вспомогательных точек.
Выбор необходимого цвета.

2
8

Знакомство с
гуашью

1

Подготовка рабочего места для
рисования гуашью.
Знакомство со свойствами
гуаши.
Знакомство с художественными
инструментами – краска гуашь,
кисти, палитра.
Изучение способа

С помощью учителя, по
картинам, определяют время
года.
Рассматривают весенние
картины.
Ориентируются на листе
бумаги по вопросам учителя.
Рисуют деревья с помощью
учителя.
Про наводящим вопросам
определяют время года.
Называют геометрические
фигуры, из которых состоит
рисунок.
Проводят линии, под
контролем учителя.
Подбирают цвета, под
контролем учителя.

Рассматривают картины и
определяют по картине
время года.
Отвечают на вопросы по
содержанию картин.
Ориентируются на листе
бумаги.
Рисуют деревья по образцу.

С помощью учителя
организовывают свое рабочее
место.
Изучают свойства гуаши.
Знакомятся с художественными
инструментами – краска гуашь,

Называют свойства гуаши.
Называют детали кисти.
Называют и различают
художественные
инструменты – краска гуашь,
кисти, палитра.

Называют признаки
весеннего время года.
Называют геометрические
фигуры, из которых состоит
рисунок.
Самостоятельно соединяют
линии и раскрашивают
рисунок.
Подбирают цвета по
образцу.

16

примакивания.

2
9

Рисование солнца на
небе, травки на
земле

1

3
0

Рисование радуги

1

3
1

Аппликация
«Коврик для куклы»

1

3
2

Аппликация
«Коврик для куклы»

1

кисти, палитра.
Задание выполняют под
контролем учителя.
Выражение настроения в
Повторяют и называют цвета.
изображении.
С помощью учителя
Какое настроение вызывают
организовывают свое рабочее
разные цвета?
место.
Развитие навыков работы с
По наводящим вопросам
красками, цветом.
повторяют технику работы с
Усвоение таких понятий, как
гуашью.
«ясно», «пасмурно».
Практика работы с красками.
Рисунок выполняют по
образцу, под контролем
учителя.
Повторение цветов радуги.
Повторяют и называют цвета.
Метод примакивания.
По наводящим вопросам
называют свойства гуаши.
С помощью учителя
организовывают свое рабочее
место.
Рисунок выполняют по образцу
под контролем учителя.
Знакомство
с
узором, Владеют приемами составления
орнаментом,
ритмичностью аппликации.
формы, украшением.
Рассматривают орнаменты,
Правильное
расположение
находят в них природные и
узора в полосе.
геометрические мотивы.
Получают первичные навыки
декоративного изображения.

Задание выполняют
самостоятельно.
Владеют приемом
примакивания.
Называют свойства гуаши.
Правильно организовывают
рабочее место.
Называют и применяют
технику работы с гуашью
Рисунок выполняют
самостоятельно по образцу.
Владеют приемом
примакивания.
Называют свойства гуаши.
Правильно организовывают
рабочее место.
Рисунок выполняют
самостоятельно по образцу.
Называют простые формы.
Владеют
приемами
составления аппликации.
Находят орнаментальные
украшения в предметном
окружении человека, в
предметах, созданными
17

человеком.

3
3

Нарисуй свою
картину

1

Рассматривание рисунков.
Отбор объектов изображения.
Формирование
пространственных
представлений у детей.
Расположение объектов на
листе. Правильная ориентация
на плоскости листа бумаги.
Расстановка
предметов
в
рисунке. Понятие вертикальной
плоскости (небо или стена).
Развитие
пространственных
представлений.
Понятия
«над»,
«под»,
«посередине», «в центре»

Рассматривают рисунки.
Под
контролем
учителя
располагают
объекты,
выбранные для изображения на
листе бумаги.
Под
контролем
учителя
усваивают понятия
«над»,
«под»,
«посередине»,
«в
центре»
Выполняют работу по выбору,
из предложенных образцов

Отвечают на вопросы по
рисункам.
Правильно
располагают
объекты, выбранные для
изображения
на
листе
бумаги.
Различают понятия (над,
под, посередине, в центре).
Учитывают размер и форму
предметов.
Работают самостоятельно

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

М.Ю.Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы линии «Изобразительное искусство» для детей с ограниченными возможностями
здоровья 1–4 классов
. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
. М.Ю.Рау, М.А. Зыковой «Изобразительное искусство» для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы линии «Изобразительное искусство» для детей с ограниченными
возможностями здоровья 1–4 классов

18

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Интернет ресурсы.
Презентации, разработанные учителем.
Электронное приложение к учебнику

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».