Положение о наставничестве

1.Общие положения
1.1 Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с педагогическими
работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном
учреждении или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта
работы.
Наставник – наиболее подготовленный педагог, обладающий высокими профессиональными и
нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания, имеющий
стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться своим опытом, обладающий
коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
Молодой специалист – начинающий педагог, как правило, имеющий теоретические знания в
области предметной специализации и методики обучения по программе высшего или среднего
специального педагогического учебного заведения, проявивший желание и склонность к дальнейшему
совершенствованию своих профессиональных навыков и умений.
1.2 Наставничество устанавливается на срок не менее одного года.
1.3 Наставник утверждается приказом образовательного учреждения при обоюдном согласии
предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен. Наставник может
вести не более трех молодых специалистов.
1.4 Организация работы наставников и осуществление контроля за их деятельностью возлагается
на заместителя руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе.
1.5 Правовой основой института наставничества в образовательном учреждении является
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145, локальные
акты образовательного учреждения, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки
учителей и специалистов образовательных учреждений и настоящее Положение.
1.6 Настоящее Положение предназначено для целей внутреннего использования педагогами
образовательного учреждения, принимающими участие в реализации системы наставничества.
II. Цель из задачи наставничества
2.1 Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам образовательного
учреждения в их профессиональном становлении, а также формирование стабильного,
высококвалифицированного коллектива.
2.2 Основными задачами наставничества являются:
- оказание помощи в адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении;
- поддержание у молодых специалистов интереса к педагогической деятельности;
- формирование индивидуального стиля творческой деятельности молодого специалиста;
- развитие инициативы и рефлексивных навыков молодого специалиста;
- формирование у молодого специалиста потребности к самообразованию;
- развитие у молодых специалистов сознательного и творческого отношения к выполнению своих
профессиональных обязанностей;

- воспитание молодых специалистов в лучших традициях педагогического коллектива образовательного
учреждения.
III. Функции наставника
3.1 В соответствии с возложенными задачами наставник осуществляет следующие функции:
организационные
- организация ознакомления молодого специалиста с образовательным учреждением и его
нормативно-правовой базой;
- содействие в создании необходимых условий для работы молодого специалиста.
информационные
обеспечение молодых специалистов необходимой информацией об основных направлениях
развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам обучения,
воспитания и развития обучающихся, воспитанников.
методические
- разработка совместно с молодым специалистом плана его саморазвития (или индивидуальная
программа его самообразования) с учетом педагогической, методической и профессиональной
подготовки;
- оказание молодому специалисту индивидуальной помощи в овладении избранной профессией,
практическими приемами и навыками ведения учебных занятий и учебной документации;
- подведение итогов профессиональной адаптации молодого специалиста по истечении срока
наставничества.
IV. Права наставника
4.1 Наставник имеет право:
- ходатайствовать перед администрацией образовательного учреждения о создании условий,
необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного;
- посещать занятия молодого специалиста;
- изучать документацию, которую обязан вести молодой специалист;
- с согласия непосредственного руководителя привлекать для дополнительного обучения молодого
специалиста других сотрудников образовательного учреждения;
- вносить предложения о поощрении молодого специалиста или применении в отношении него мер
воспитательного или дисциплинарного воздействия;
- выходить с ходатайством о прекращении наставничества молодого специалиста по причинам личного
характера (безуспешных попыток наладить личный контакт с молодым специалистом) или выхода
молодого специалиста на требуемые стабильные показатели;
- на ежемесячную доплату за осуществление наставничества.
V. Права и обязанности молодого специалиста
5.1 Молодой специалист обязан:

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность;
- изучать структуру и особенности деятельности образовательного учреждения, его традиции;
- выполнять в установленные сроки программу своего профессионального саморазвития (или
индивидуальную программу своего самообразования);
- постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности, перенимать передовые методы и формы работы;
- выстраивать необходимые для работы взаимоотношения с наставником,
- предоставлять отчеты о своей работе наставнику, как в устной, так и в письменной форме.
5.2 Молодой специалист имеет право:
- ходатайствовать перед администрацией образовательного учреждения о прекращении стажировки
при безуспешных попытках установления личного контакта с наставником;
- вносить на рассмотрение администрации образовательного учреждения
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;

предложения по

- защищать свою профессиональную честь и достоинство;
-знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним
объяснения.
VI. Взаимоотношения наставника с другими сотрудниками образовательного учреждения
Для исполнения своих обязанностей наставник может взаимодействовать со всеми сотрудниками
образовательного учреждения.
V. Документация
5.1

Индивидуальный план работы наставника

5.2 Индивидуальная программа профессионального саморазвития молодого специалиста или
индивидуальная программа его самообразования;

Приложение 1
Дорожная карта внедрения целевой модели
наставничества в образовательной организации
Мероприятие
Информирование педагогического сообщества образовательной
организации о реализации программы наставничества

Сроки

Ответственные

Май

Директор ОУ

Информирование родительского сообщества о планируемой
реализации программы наставничества

Май

Директор ОУ
Зам. директора по
ВР
Кл.руководители

Встреча с обучающимися образовательной организации с
информированием о реализуемой программе наставничества

Сентябрь

Зам. директора по
ВР
Кл.руководители

Проведение анкетирования среди обучающихся/педагогов,
желающих принять участие в программе наставничества. Сбор
согласий на сбор и обработку персональных данных от
совершеннолетних участников программы

Сентябрь

Зам. директора по
ВР
Кл.руководители

Анализ полученных от наставляемых и третьих лиц данных.
Формирование базы наставляемых

Сентябрь

Зам. директора по
ВР

Выбор форм наставничества, реализуемых в рамках текущей
программы наставничества

Сентябрь

Зам. Директора
по ВР

Оценка участников-наставляемых по заданным параметрам,
необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния
программ на всех участников

Сентябрь

Зам. директора по
ВР

Проведение анкетирования среди потенциальных наставников,
желающих принять участие в программе наставничества. Сбор
согласий на сбор и обработку персональных данных

Сентябрь

Зам. директора по
ВР
Кл.руководители

Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и
сопоставление данных с анкетами наставляемых. Формирование
базы наставников

Сентябрь

Зам. директора по
ВР

Оценка участников-наставников по заданным параметрам,
необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния
программ на всех участников

Сентябрь

Зам. директора по
ВР

Проведение собеседования с наставниками (в некоторых случаях с
привлечением психолога)

Октябрь

Зам. директора по
ВР

Сентябрь октябрь

Зам. директора по
ВР

Октябрь

Зам. директора по
ВР
Кл.руководители

Ноябрь

Зам. директора по
ВР
Кл.руководители

Поиск экспертов и материалов для проведение обучения
наставников
Обучение наставников

Организация групповой встречи наставников и наставляемых

Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого
наставника/наставляемого после завершения групповой встречи

Ноябрь

Зам. директора по
ВР
Кл.руководители

Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и
наставляемых в пары

Ноябрь

Зам. директора по
ВР

Информирование участников о сложившихся парах/группах.
Закрепление пар/групп распоряжением руководителя
образовательной организации

Ноябрь

Зам. директора по
ВР
Кл.руководители

Проведение первой, организационной, встречи наставника и
наставляемого

Ноябрь

Зам. директора по
ВР
Кл.руководители

Декабрь

Зам. директора по
ВР
Кл.руководители

Декабрь

Зам. директора по
ВР
Кл.руководители

Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и
наставляемого
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках
программы наставничества с наставником и наставляемым
Регулярные встречи наставника и наставляемого

Зам. директора по
Декабрь – май ВР
Кл.руководители

Сроки сбора обратной связи от участников программы
наставничества

Зам. директора по
Декабрь – май
ВР
ежемесячно
Кл.руководители
Май

Зам. директора по
ВР
Кл.руководители

Проведение групповой заключительной встречи всех пар и групп
наставников и наставляемых

Май

Зам. директора по
ВР
Кл.руководители

Анкетирование участников. Проведение мониторинга личной
удовлетворенности участием в программе наставничества

Май

Зам. директора по
ВР

Проведение мониторинга качества реализации программы
наставничества

Май

Зам. директора по
ВР

Оформление итогов и процессов совместной работы в рамках
программы наставничества в кейсы

Май

Зам. директора по
ВР

Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».