1. Общие положения
1.1. Положение об особенностях преподавания предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» (далее – Положение) устанавливает правила
организации изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» в МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области
им.П.П.Липачѐва (далее – школа).
1.2. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее – ОДНКНР) является обязательной, реализуется в соответствии с основной
образовательной программой основного общего образования (далее – ООП ООО) и
обеспечивает в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов
России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
1.3. ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного
предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках ОДНКНР возможна реализация учебных
предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности
народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих
результатов:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в
становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
2. Организация изучения ОДНКНР
2.1. ОДНКНР может быть реализована через:
занятия по ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и
этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений;
включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного
воспитания;
включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность
в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
2.2. Школа вправе самостоятельно определить вариант реализации ОДНКНР, в том числе
сочетая варианты, указанные в пункте 2.1 Положения.
2.3. С целью организации изучения ОДНКНР и определения набора курсов/модулей,
входящих в ее состав, школа проводит опрос родителей (законных представителей) по
вопросу выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) мировоззренческой
воспитательной направленности в соответствии с регламентом, направленным письмом
Минобрнауки от 31.03.2015 № 08-461.
2.4. В случае если конкретный модуль/курс ОДНКНР выбрал только один родитель
(законный представитель), школа вправе заключить договор о сетевой форме реализации
модуля/курса ОДНКНР с другой образовательной организацией.
2.5. Занятия по ОДНКНР ведут учителя школы, которые прошли специальную
подготовку.
2.6. При изучении ОДНКНР используются учебники, входящие в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, и учебные пособия, допущенные к использованию при
реализации образовательных программ.
3. Права и обязанности родителей (законных представителей)
3.1. Родители (законные представители) обучающихся осуществляют выбор одного из
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОДНКНР, включенных в основные
общеобразовательные программы.
3.2. Родители (законные представители) обучающихся вправе выбрать изучение
модуля/курса ОДНКНР в форме семейного образования.
3.3. Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для
выполнения домашних заданий и образования ребенка.
3.4. Родители (законные представители) обучающихся не вправе отказаться от выбора
модуля/курса ОДНКНР, который будет изучать их ребенок, так как обучающийся обязан
освоить образовательную программу в полном объеме и не может отказаться от изучения
обязательной предметной области ОДНКНР.
4. Система оценивания учебных достижений обучающихся
4.1. Оценивание учебных достижений обучающихся по модулю/курсу ОДНКНР
производится в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным
общеобразовательным программам в МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской
области им.П.П.Липачѐва.
4.2. В рамках изучения ОДНКНР обучающиеся выполняют творческие работы, если это
предусмотрено ООП ООО. Оценивание таких творческих работ производится в
соответствии с Положением.
4.3. Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности
обучающегося, является основной формой проверки умения правильно и последовательно
излагать мысли, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку
обучающегося.
4.4. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
№ п/п
Критерии
Оценка в баллах
1
Соответствие названия проекта содержанию
0–1
2
Раскрытие темы: постановка вопроса, ответ на вопрос,
0–6
вывод
3
Оформление: иллюстрации, рисунки, фотографии
0–2
4
Текст грамотно написан, идеи ясно изложены и
0–3
структурированы
5
Наличие ценностно-смысловых установок: знание норм
0–4
(когнитивный компонент), наличие позитивного
отношения к нормам (ценностный компонент), принятие
норм (эмоциональный компонент), поведение в
соответствии с нормами
Максимальный балл – 16.
Перевод баллов в оценку:
от 0 до 7 баллов – 2;
от 8 до 11 баллов – 3;
от 12 до 14 баллов – 4;
от 14 до 16 баллов – 5.
4.5. В рамках изучения ОДНКНР обучающиеся выполняют тестовые работы, если это
предусмотрено ООП ООО. Оценивание таких тестовых работ производится в
соответствии с Положением.
4.6. Тестовая работа может быть использована для тематического и итогового контроля.
При выполнении 35 и более процентов объема тестовой работы уровень знаний
обучающихся оценивается как «3», при выполнении 36–50 процентов объема тестовой
работы – как «4», при выполнении 50–100 процентов объема тестовой работы – как «5».
5. Особенности выставления отметки в аттестат
5.1. Если курс/модуль ОДНКНР входит только в часть, формируемую участниками
образовательных отношений, отметка по нему выставляется в аттестат об основном
общем образовании, если за два учебных года курс/модуль преподавался в объеме 64 часа
и более.
5.2. Если ОДНКНР преподается как отдельный учебный предмет или в составе других
учебных предметов, отметка выставляется в аттестат об основном общем образовании по
предмету в целом.
5.3. Если ОДНКНР преподается только в рамках мероприятий внеурочной деятельности,
отметка по ОДНКНР в аттестат об основном общем образовании не выставляется.