1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи проектной и учебноисследовательской деятельности в МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской
области им.П.П.Липачѐва (далее – Школа), Положение ее организации и общие
требования к содержанию и оценке проектных работ учащихся.
1.2. Настоящее положение разработано на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями);
федерального государственного стандарта начального общего образования (далее –
ФГОС НОО);
федерального государственного стандарта основного общего образования (далее –
ФГОС ООО);
примерной основной образовательной программы начального общего образования;
примерной основной образовательной программы основного общего образования;
устава школы.
1.3. Проектная и учебно-исследовательская деятельность является одной из форм
организации учебно-воспитательного процесса, способствует повышению качества
образования, развитию персональных компетентностей учащихся, их успешной
социализации.
1.4. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является одним из
методов развивающего (личностно ориентированного) обучения, направлена на
выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор
методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных
результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и
логического мышления.
1.5. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является одним из
способов оценки достижения метапредметных результатов ООП НОО и ООП ООО.
1.6. Проектная и учебно-исследовательская деятельность является составной частью
образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение
учебного года.
1.7. Проекты, выполняемые учащимися, могут быть коллективными, групповыми,
индивидуальными. Учащийся самостоятельно выбирает, какой проект будет выполнять.
Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
1.8. Выбор формы и темы индивидуального итогового проекта осуществляется в сентябреоктябре учебного года. Каждый учитель-предметник курирует тематику и дальнейшую
разработку проектов по своему предмету. Классные руководители осуществляют
контроль за соблюдением сроков выполнения проектов учащимися, координируют и
консультируют родителей (по мере необходимости).
2. Цели и задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1. Целями являются:
2.1.1. Продемонстрировать учащимися способность и готовность к освоению
систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
2.1.2. Выявить у учащегося способность к сотрудничеству и коммуникации.
2.1.3. Сформировать у учащегося способность к решению личностно и социально
значимых проблем, воплощению найденных решений в практику.
2.1.4. Оценить у учащегося способность и готовность к использованию ИКТ в целях
обучения и развития.
2.1.5. Определить уровень сформированности у учащегося способности к
самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
2.2. Задачами являются:
2.2.1. Обучение учащихся планированию (учащийся должен уметь четко определить цель,
описать шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении
всей работы).
2.2.2. Формирование у учащихся навыков сбора и обработки информации, материалов
(уметь выбрать подходящую информацию, правильно ее использовать).
2.2.3. Формирование и развитие у учащихся навыков публичного выступления.
2.2.4. Формирование у учащихся позитивного отношения к деятельности (проявлять
инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
2.2.5. Формирование у учащихся проектных умений и навыков:
проблематизации;
навыков сбора и обработки информации;
целеполагания;
планирования;
коммуникационных умений;
презентационных умений;
рефлексивно-оценочных умений.
2.2.6. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление,
составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план
работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о
библиографии).
2.2.7. Формирование ключевых компетентностей учащихся:
социальной компетентности – способности действовать в социуме с учетом
позиций других людей;
коммуникативной компетентности – способности вступать в коммуникацию с
целью быть понятым;
предметной компетентности – способности анализировать и действовать с позиции
отдельных областей человеческой культуры;
организаторской компетентности – способности освоения управленческой
позиции;
исследовательской компетентности – способности собирать, анализировать и
презентовать материал.
3. Содержание проектной деятельности
Проектная деятельность является обязательной составляющей образовательного процесса
школы.
3.1. Выполнение проекта обязательно для каждого учащегося, осваивающего ООП ООО,
разработанную в соответствии с ФГОС ООО, начиная с 5-го класса.
3.2. Проект должен представлять индивидуальную исследовательскую работу,
соответствующую возрастной группе автора-исследователя.
3.3. Проект может раскрывать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым быть
открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить
изучение новых граней этой проблемы.
3.4. В проектной работе не допускаются какие-либо виды плагиата. Использование
информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в
том числе на интернет-ресурсы.
3.5. Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость,
возможность применения в той или иной сфере деятельности.
3.6. Для реализации проектной деятельности учащихся для каждого класса
разрабатывается рабочая программа согласно ООП ООО (1 час в неделю, 35 часов в год):
в 5-м классе: доминирующий вид деятельности – исследовательские монопроекты.
Учащиеся самостоятельно осваивают технологию работы над проектом под
руководством педагога-наставника;
в 6-м классе: доминирующий вид деятельности – творческие проекты.
Метапредметные проекты;
в 7-м классе: доминирующий вид деятельности – ролевые, игровые проекты.
Метапредметные проекты;
в 8-м классе: доминирующий вид деятельности – информационные проекты.
Надпредметные (социальные практико-ориентированные) проекты;
в 9-м классе: доминирующий вид деятельности – прикладные проекты.
Персональные проекты.
4. Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся
начальных классов
4.1. Учащиеся начального уровня (с 1-го по 4-й класс) с целью выполнения ООП НОО и
достижения планируемых результатов по учебно-исследовательской и проектной
деятельности в обязательном порядке участвуют в реализации программ внеурочной
деятельности.
4.2. Для каждого класса ежегодно разрабатывается и утверждается рабочая программа с
поурочным тематическим планированием, в которой прописаны мониторинговые
процедуры, проводимые учителем.
4.3. Учитель, реализующий рабочую программу, по завершении курса представляет
результаты мониторинга по достижению планируемых результатов каждым учащимся
заместителю директора по воспитательной работе для формирования личного портфолио
учащегося.
4.4. Для отслеживания достижения учащимися планируемых результатов,
предусмотренных ООП НОО, в 4-м классе проводится мониторинговое исследование
через выполнение группового мини-проекта.
4.5. Каждый учащийся имеет право дополнительно принимать участие в научноисследовательской и проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности.
4.6. Результаты работы любого учащегося могут быть представлены на научнопрактической конференции различного уровня в соответствии с требованиями,
предъявляемыми организаторами научно-практической конференции. Решение об участии
согласовывается с руководителем проекта, родителем (законным представителем)
учащегося и администрацией школы.
4.7. На урочных занятиях педагоги школы в обязательном порядке должны использовать:
урок-исследование,
урок-лабораторию, урок – творческий отчет, урок
изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок –
защиту исследовательских проектов, урок-экспертизу, урок «Патент на открытие»,
урок открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента,
обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе
разнообразные виды учебных исследований, в том числе протяженных во времени.
4.8. На внеурочных занятиях педагоги школы в обязательном порядке должны
использовать:
исследовательскую практику учащихся;
образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами
контроля;
образовательные
экспедиции
предусматривают
активную
образовательную деятельность учащихся, в том числе исследовательского
характера;
факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета,
дающие большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской
деятельности учащихся;
научные заседания учащихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в
себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение
промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых
столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит,
конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования,
экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с другими
образовательными организациями;
участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает
выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных
мероприятий.
5. Организация проектной деятельности
5.1. Каждый учитель-предметник курирует тематику проектов по своему предмету (не
менее 2). Перечень может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия, но не
позднее 1 декабря текущего года. Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько
учеников.
5.2. Руководителем проекта является учитель, ведущий учебный предмет, с которым
связана тема проекта учащегося.
5.3. Изменение темы проекта учащимся не выпускных классов допускается по
согласованию с заместителем директора, курирующим проектную деятельность.
5.4. В ноябре–марте в школе начинается «проектная четверть», во время которой
происходит работа над проектами. В это время проводятся групповые и индивидуальные
консультации с руководителями проектов, сбор информации по проекту, наблюдения,
эксперимент и другое.
5.5. Этапы работы над проектом:
поиск темы, определение типологии проекта, согласование с руководителем
календарного плана работы над проектом, заявление темы, определение
участников проекта;
работа над проектом, оформление письменного отчета;
публичная защита проекта.
5.6. Проектные задания должны быть четко сформулированы. Цели и средства ясно
обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий: от целей к продукту
деятельности.
5.7. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
художественная
творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной
декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и
др.;
любой материальный объект (макет, костюм, чертеж изделия, модель изделия,
бизнес-план, газета, видеофильм, оформление зала, электронное учебное пособие,
выставка, web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас, карта;
видеофильм; выставка; газета, журнал; действующая фирма; законопроект; игра;
коллекция; прогноз; система школьного самоуправления; справочник;
сравнительно-сопоставительный анализ; учебное пособие; экскурсия);
иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся.
5.8. К 20 декабря руководители проектов отчитываются перед заместителем директора по
УВР о ходе проектной деятельности, целях и задачах курируемых проектов, планах их
реализации, возникших проблемах и путях их решения.
5.9. В конце марта – начале апреля учащиеся защищают проект перед учащимися своего
класса. По результатам защиты проект возвращается на доработку или допускается к
защите на общешкольной научно-практической конференции.
5.10. Один раз в год (в средине апреля – согласно плану работы школы) проводится
общешкольная научно-практическая конференция, на которой учащиеся проводят
презентацию своих проектов, оформленных в электронном виде. Одновременно
проводится защита проекта и его оценка .
5.11. Результаты выполнения проекта должны отражать:
умение
планировать и осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность;
способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять
приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;
самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей
деятельности на основе предварительного планирования;
способность использовать доступные ресурсы для достижения целей;
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом,
обладающие выраженными потребительскими свойствами;
сформированность умений использовать многообразие информации и полученных
в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания,
планирования и выполнения индивидуального проекта.
5.12. Учащиеся, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК, пишут
проекты в упрощенной форме, которая с учетом возможностей ребенка определяется
учителем-предметником и классным руководителем.
5.13. Невыполнение учащимся проекта равноценно получению неудовлетворительной
оценки по соответствующему учебному предмету.
6. Требования к оформлению проектов
6.1. Тема проекта должна отражать содержание проекта.
6.2. По итогам каждого проекта учащийся оформляет письменный отчет.
6.3. Структура письменного отчета включает: титульный лист, оглавление, введение,
основную часть, заключение, список литературы. На титульном листе указывается
наименование школы, юридический адрес и телефон, название и тип проекта, фамилия,
имя и отчество автора проекта, фамилия, имя и отчество, должность руководителя
проекта, место и год написания проекта.
6.4. Введение включает:
обоснование актуальности выбранной темы; показывается, что уже известно в
науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных
условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого
направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть
сформулирована проблема;
цель работы – то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
разделы «новизна проекта», «практическая значимость», гипотеза и описание
продукта проекта.
6.5. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как
правило, содержит теоретический материал, а второй – экспериментальный
(практический).
6.6. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные
цели, решены ли задачи, подтверждена или опровергнута гипотеза проекта или
исследования.
6.7. Письменный отчет выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman,
размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2
см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.
6.8. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Каждая новая глава начинается
с новой страницы.
6.9. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
6.10. Все разделы письменного отчета (названия глав, выводы, заключение, список
литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Все сокращения в тексте
должны быть расшифрованы.
6.11. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами вверху в правом углу листа.
6.12. Перечень использованной литературы оформляется в алфавитном порядке по
фамилии авторов, далее указывается наименование источника, место и год издания,
наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов,
то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска
и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте письменного отчета должны
быть ссылки на источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в
списке литературы).
6.13. Все материалы письменного отчета оформляются в пластиковую папку со
скоросшивателем. Каждый лист складывается в файл с двух сторон.
7. Критерии оценивания проектов
7.1. I этап – изучение представленных работ членами жюри, экспертами, руководителями
проекта.
II этап – заслушивание докладов обучающихся на заседании школьных предметных
объединений или экспертной комиссии (для обучающихся 9–11 классов), ведение
дискуссии.
III этап – подведение итогов, выставление отметки за проект.
Регламент выступления участников – до 5 минут, дискуссия – 2–3 минуты.
В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных объединений.
7.2. Проект учащегося оценивается по следующим направлениям, состоящим из
нескольких критериев:
№
Оценка
п/п
1б – сформировано
слабо;
2б – сформировано
Направление
частично;
3б – сформировано
на достаточном
уровне
1
2
Сформированность способности к самостоятельному
приобретению знаний и решению проблем в части:
умения поставить проблему и сформулировать основной
вопрос исследования;
выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск
и обработку информации;
формулировки выводов и/или обоснования и
реализации/апробации принятого решения;
обоснования и создания модели, прогноза, макета,
объекта, творческого решения и т. п.
Сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении:
раскрыть содержание работы;
Max – 12
баллов,оценивается
по четырем
отдельным
критериям
Max – 6
баллов,оценивается
по двум отдельным
грамотно и обоснованно в соответствии с
критериям
рассматриваемой проблемой/темой использовать
имеющиеся знания и способы действий
3 Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в
Max – 9
умении:
баллов,оценивается
самостоятельно планировать и управлять своей
по трем отдельным
познавательной деятельностью во времени;
критериям
использовать ресурсные возможности для достижения
целей;
осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях
4 Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся Max – 9 баллов,
в умении:
оценивается по трем
ясно изложить и оформить выполненную работу;
отдельным
представить ее результаты;
критериям
аргументированно ответить на вопросы
КОЛИЧЕСТВО Итого: мах – 36
УРОВЕНЬ
ОТМЕТКА
баллов
БАЛЛОВ
Низкий
«неудовлетворительно»
менее 18
Базовый
«удовлетворительно»
18–20 баллов
Повышенный «хорошо»
21–28 баллов
Высокий
«отлично»
29–36 баллов
8. Функциональные обязанности участников проектной деятельности
8.1. Функции администрации школы включают:
разработку нормативных методических документов, определяющих требования,
предъявляемые к проведению проектных работ;
определение графика проведения проектов, включая утверждение сроков,
отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;
осуществление ресурсного обеспечения проектной деятельности;
осуществление общего контроля за проектной деятельностью;
определение предметных тематических блоков, в рамках которых могла бы
осуществляться проектная деятельность;
согласование примерного перечня тем проектных работ;
координация межпредметных связей в рамках проектной деятельности.
8.2. Учителя – руководители проектов, являясь ключевыми фигурами, непосредственно
организующими и контролирующими осуществление учащимися проектной
деятельности, выполняют следующие функции:
проведение консультаций с участниками проектов;
руководство проектной деятельностью в рамках согласованного объекта
исследования;
осуществление методической поддержки проектной деятельности;
планирование совместно с учащимися работы в течение всего проектного периода;
поэтапное отслеживание результатов проектной деятельности;
координация внутригрупповой работы учащихся;
информирование учащихся о требованиях, предъявляемых к выполнению
проектных работ, порядке и сроках работы над проектами;
организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов;
контроль за внешкольной проектной деятельностью;
подготовка к общешкольной научно-практической конференции.
8.3. Функции библиотекаря школы:
участвовать в ресурсном обеспечении проектов;
предоставлять участникам проектов возможность использования видео- и
медиатеки.
8.4. Функции психолога:
диагностировать затруднения при выполнении проектов;
проводить консультации по запросам учащихся, педагогов.
9. Поощрение участников проектной деятельности
9.1. Авторы и руководители проектных работ, представленных на общешкольную научнопрактическую конференцию, награждаются дипломами 1-й, 2-й, 3-й степени, дипломами
участников.