Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего
общего образования, Основной образовательной программы среднего общего
образования.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного
учреждения по организации работы над индивидуальным проектом (далее ИП) в
связи с переходом на ФГОС СОО.
1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации
учебного процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение
качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся.
1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для
каждого обучающегося 10 или 11 класса. В течение одного учебного года
учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект.
1.5. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом
оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения
междисциплинарных учебных программ.
1.6. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный
руководитель, педагог - организатор, педагог дополнительного образования.
1.7. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками.
1.8. Проект может быть индивидуальным или групповым, но не более 2-х
авторов.
1.9. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную
направленность.
1.10. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и
средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа
действий.
2.
Цели и задачи выполнения ИП
2.1. Цель выполнения ИП:
2.1.1. продемонстрировать
способность и готовность к освоению
систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и
интеграции.
2.1.2. развивать способность к сотрудничеству и коммуникации.
2.1.3. формировать
способность к решению личностно и социально
значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
2.1.4. оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях
обучения и развития.
2.1.5. определять
уровень
сформированности
способности
к
самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
2.2. Задачами выполнения ИП являются:
2.2.1. обучение планированию (уметь чѐтко определить цель, описать шаги
по еѐ достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей
работы).
1.
формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(уметь выбрать подходящую информацию, правильно еѐ использовать).
2.2.3. развитие умения анализировать, развивать креативность и
критическое мышление.
2.2.4. формирование и развитие навыков публичного выступления.
2.2.5. формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять
инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
3.
Этапы и примерные сроки работы над проектом
3.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем
руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный,
основной, заключительный.
3.2. Подготовительный
этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и
руководителя проекта.
3.3. Основной
этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом
разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и
анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление
работы, предварительная проверка руководителем проекта.
3.4. Заключительный (март - апрель): защита проекта, оценивание работы.
3.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель
проекта.
4.
Требования к оформлению ИП
4.1. Структура ИП:
4.1.1. Титульный лист (Название 00, тема проекта, ФИО руководителя
проекта, ФИО ученика, класс, допуск к защите, поселок, год);
4.1.1.1. Введение–1-2 страницы: исходный замысел (актуальность, цель,
задачи, назначение проекта)
4.1.1.2. Глава 1. Обзор литературы, анализ предыдущих исследований на эту
тему.
Если работа исследовательская, то обязательно описать: объект, предмет
исследования, методику.
4.1.1.3. Глава 2. Результаты исследования.
4.1.1.4. Общие выводы или заключение. В заключении рекомендации и
перспективы.
4.1.1.5. Список использованной литературы.
4.2. Технические требования к ИП:
4.2.1. Текст: выравнивание по ширине, шрифт TimesNewRoman, 14 пт,
интервал одинарный, отступ первой строки 1,25.
4.2.2. Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
4.2.3. Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не
ставится.
4.2.4. Оглавление: должно формироваться автоматически.
4.2.5. Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт TimesNewRoman,
12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру).
На все рисунки должны быть указания в тексте.
2.2.2.
4.2.6. Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует
помещать над таблицей справа.
4.2.7. Список литературы необходимо составлять по определенным
правилам, в соответствии с требованиями ГОСТа. Печатная литература: фамилия
автора и его инициалы. Заглавие. Место издания. Издательство. Год издания.
Количество страниц.
4.2.8. Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс.
4.3. Результат проектной деятельности должен иметь практическую
направленность.
4.4. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая
из следующих работ:
4.4.1. Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы,
обзорные материалы, отчѐты о проведѐнных экспериментах, стендовый доклад);
4.4.2. Художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
ИЗО, экранных искусств), представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, компьютерной изделие;
4.4.3. Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
4.4.4. Отчѐтные материалы по социальному проекту, которые могут
встречать как тексты, так и мультимедийные продукты.
4.5. Возможные типы работ и формы их представления
Тип проекта
Практикоориентированный,
социальный
Исследовательский
Цель проекта
Проектный продукт
Решение
анализ данных
костюм,
практических задач. социологического опроса,
макет,
атлас,
модель,
Доказательство или
атрибуты
музыкальное
опровержение
несуществующего
произведение,
какой-либо
государства,
мультимедийный
гипотезы.
бизнес-план,
продукт,
Информационный Сбор информации о
веб-сайт,
отчѐты о проведѐнных
каком-либо объекте
видеофильм,
исследованиях,
или явлении, анализ
выставка,
праздник,
информации.
газета, буклет
публикация,
Творческий
Привлечение
журнал,
путеводитель,
интереса публики к действующая фирма,
реферат,
проблеме проекта.
игра,
справочник,
Игровой или ролевой
Представление
карта,
система школьного
опыта участия в
коллекция,
самоуправления,
решении проблемы компьютерная анимация, серия иллюстраций,
проекта.
оформление кабинета,
учебное пособие,
пакет рекомендаций,
чертеж, экскурсия.
стендовый доклад,
сценарий,
статья,
сказка,
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
–
естественно-научные исследования;
–
исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за
рамки школьной программы, например в психологии, социологии);
–
экономические исследования;
–
социальные исследования;
–
научно-технические исследования.
Требования к исследовательским проектам: постановка задачи,
формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования,
проведение исследования и интерпретация полученных результатов.
5.
Защита проекта как формат оценки успешности освоения и
применения обучающимися универсальных учебных действий
Публично должна быть представлена проектная работа - реализованный проект.
Перед защитой темы проекта с обучающимся должны быть обсуждены:
–
актуальность проекта;
–
положительные эффекты от реализации проекта, важные как для
самого автора, так и для других людей;
–
ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для
реализации проекта, возможные источники ресурсов;
–
риски реализации проекта и сложности, которые ожидают
обучающегося при реализации данного проекта;
На защите проекта обучающийся представляет свой реализованный проект
по следующему (примерному) плану:
1. Тема и краткое описание сути проекта.
2. Актуальность проекта. Цель, задачи.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как
сам автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены
для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
5. Ход реализации проекта.
6. Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и
перспективы.
7. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось
преодолеть в ходе его реализации.
Регламент проведения защиты реализованного проекта, параметры и
критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся
заранее.
6.
Требования к процедуре проведения защиты проекта
6.1. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после
заслушивания доклада (не более 7 минут), ответы на вопросы по теме проекта 5
минут.
Соблюдение
регламента
свидетельствует
о
сформированности
регулятивных навыков обучающегося.
6.2. К защите ученик представляет проектный продукт, печатное описание
проекта.
6.3. Место защиты ИП - образовательная организация.
Школа определяет график защиты ИП. График защиты ИП
утверждается директором школы.
6.5. Школа создаѐт школьную аттестационную комиссию (ШАК). Состав
комиссии от 3 до 5 человек. В комиссии должны присутствовать: представить
администрации, классный руководитель, педагог по соответствующему
направлению. Состав комиссии должен подбираться с учѐтом предметных
областей ИИП.
6.6. ШАК оценивает уровень ИП в соответствии с критериями.
6.7. Для защиты ИП выделяется 1-2 дня до конца апреля.
6.8. Школа организует в дополнительные сроки защиту ИП для детей с
ОВЗ, больных детей (дети, отсутствовавшие в основной срок защиты).
6.9. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику
на доработку. Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет к
повторной защите.
6.10. Ученику, выступившему с проектом успешно на муниципальном,
региональном, всероссийском или международном уровне автоматически
ставиться высший бал и от защиты в ОО он освобождается.
7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта
7.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности
делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта
(продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех
критериев:
7.1.1. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные
способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку
выводов или обоснование,
реализацию, апробацию принятого решения,
обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения
и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности
познавательных учебных действий;
7.1.2. сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в
соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся
знания и способы действий;
7.1.3. сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей,
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
7.1.4. сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее
результаты, аргументированно ответить на вопросы.
7.2. Основные требования к инструментарию оценки сформированности
универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного
проекта:
6.4.
–
оценке должна подвергаться не только защита реализованного
проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла
(процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны
учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений,
соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
–
для оценки проектной работы должна быть создана экспертная
комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители
администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители
местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются
проектные работы;
–
оценивание производится на основе критериальной модели;
–
результаты оценивания универсальных учебных действий в формате,
принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.
В рецензии оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки
критериев содержательной части проекта в баллах.
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации
Балл
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из
ограниченного числа однотипных источников
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных
источников
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
Критерий 1.2. Постановка проблемы
Проблема сформулирована,
фрагментарный
но
1
2
3
Балл
гипотеза
отсутствует.
План
действий
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план
действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан
подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта
Актуальность темы проекта и еѐ значимость для ученика обозначены
фрагментарно на уровне утверждений
Актуальность темы проекта и еѐ значимость для ученика обозначены на уровне
утверждений, приведены основания
Актуальность темы проекта и еѐ значимость раскрыты и обоснованы
исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но
и для школы, поселка.
1
2
3
Балл
1
2
3
Балл
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в
проекте
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы,
сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к
работе
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не
продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности
творческого подхода
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность
автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта,
применены элементы творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным
отношением автора к идее проекта
Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть
востребован, указан неявно
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован
указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта.
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован.
Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта,
спланированы действия по его продвижению
1
2
3
Балл
1
2
3
Балл
1
2
3
2. Сформированность предметных знаний и способов действий
Балл
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию
проекта
Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели
могут быть до конца не достигнуты
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но
являются недостаточными
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели
проекта достигнуты
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта
Тема проекта раскрыта фрагментарно
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной
программы
1
2
3
Балл
1
2
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие
знания, выходящие за рамки школьной программы
Критерий 2.3. Качество проектного продукта
Проектный продукт не соответствует большинству требований качества
(эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в
использовании, соответствует заявленным целям)
3
Балл
1
2
3
2. Сформированность регулятивных действий
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными
правилами, придать ей соответствующую структуру
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами
порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с
установленными правилами
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с
собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения,
самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности
Балл
1
2
3
Балл
1
2
3
Балл
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение
доклада
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого
и полученного результатов
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по
достижению целей, заявленных в проекте
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций,
складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены
перспективы работы
1
2
3
4. Сформированность коммуникативных действий
Балл
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность
Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте;
присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от
заявленной темы в ходе выступления
1
Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте;
присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы
в ходе выступления отсутствуют
Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте;
наблюдается правильность речи; точность письменной речи; четкость речи,
лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе
выступления отсутствуют
2
3
Критерий 4.2. Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе
Балл
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Может брать
инициативу на себя.
Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно справляется с
конфликтными ситуациями внутри группы
1
2
3
7.3. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе
выполнения проекта учитываются три уровня сформированности навыков
проектной деятельности:
3 балла - повышенный уровень (ярко выраженные положительные
стороны работы во всех ее составных частях)
2 балл - базовый уровень (имеют место)
1 баллов - низкий уровень (отсутствуют).
Итого 42 балла - максимальное число за всю содержательную часть
проекта.
7.4. Критерии оценки защиты проекта:
№
п/п
1.
Критерий
Оценка (в баллах)
Качество
доклада
1 - доклад зачитывается
2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы
3 - доклад пересказывается, суть работы объяснена
4 - кроме хорошего доклада, владение иллюстративным материалом
5 - доклад производит очень хорошее впечатление
1 - нет четкости ответов на большинство вопросов. Ответы на
поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может
защищать свою точку зрения
2 - ответы на большинство вопросов. Автор уверенно отвечает на
поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку
зрения
3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано. Автор
проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на
поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает
свою точку зрения
3. Использование 1 - представленный демонстрационный материал не используется в
демондокладе. Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются
2.
Качество
ответов на
вопросы
страционного
материала
Оформление
демонстрационного
материала
5. Соблюдение
регламента
защиты (не
более 5-7 мин.)
и степень
воздействия на
аудиторию
4.
фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну
презентации
2 - представленный демонстрационный материал используется в
докладе. Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются,
выдержаны основные требования к дизайну презентации,
отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между
презентацией и текстом доклада
3 - представленный демонстрационный материал используется в
докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется.
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны
основные требования к дизайну презентации, подача материала
логична, презентация и текст доклада полностью согласованы
1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,
2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть
отдельные претензии
3 - к демонстрационному материалу нет претензий
1 - материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось
заинтересовать аудиторию
2- автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки
регламента
3 - втору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в
регламент
Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет
17 баллов.
7.5. Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 59 баллов.
Перевод в отметку:
50 – 59 баллов - отлично
40 – 49 баллов – хорошо
30 – 39 баллов – удовлетворительно
29 баллов и менее – неудовлетворительно.
В заключительно части делается вывод о том, достиг ли проект
поставленных целей.
7.6. Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности
навыков проектной деятельности.
Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и
повышенного уровня
Критерий
Самостоятельное
приобретение
знаний и
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
способности самостоятельно ставить
опорой на помощь руководителя проблему и находить пути еѐ решения;
ставить проблему и находить
продемонстрировано свободное
пути еѐ решения;
владение логическими операциями,
решение
проблем
Знание
предмета
Регулятивные
действия
Коммуникация
продемонстрирована
способность приобретать новые
знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать
более глубокого понимания
изученного
навыками критического мышления,
умение самостоятельно мыслить;
продемонстрирована способность на
этой основе приобретать новые знания
и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого
понимания проблемы
Продемонстрировано свободное
владение предметом проектной
деятельности. Ошибки отсутствуют
Продемонстрировано понимание
содержания выполненной
работы. В работе и в ответах на
вопросы по содержанию работы
отсутствуют грубые ошибки
Продемонстрированы навыки
Работа тщательно спланирована и
определения темы и
последовательно реализована,
планирования работы.
своевременно пройдены все
Работа доведена до конца и
необходимые этапы обсуждения и
представлена комиссии;
представления.
некоторые этапы выполнялись
Контроль и коррекция осуществлялись
под контролем и при поддержке
самостоятельно
руководителя. При этом
проявляются отдельные
элементы самооценки и
самоконтроля обучающегося
Продемонстрированы навыки
Тема ясно определена и пояснена.
оформления проектной работы и
Текст/сообщение хорошо
пояснительной записки, а также
структурированы. Все мысли
подготовки простой презентации.
выражены ясно, логично,
Автор отвечает на вопросы
последовательно, аргументированно.
Работа/сообщение вызывает интерес.
Автор свободно отвечает на вопросы
8.
Документация
8.1. Для учащихся
Все материалы по проекту хранятся в проектной папке (папка с файлами).
Для руководителя проекта
Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося;
Общие сведения
8.2.
№п/п
1.
2.
ФИО ученика
Тема проекта
Итоговая
оценка
руководителя
проекта
Подпись