«Принято»
на заседании
педагогического совета
МОУ СОШ с. Поима
Белинского р-на
Пензенской обл.
им. П. П. Липачѐва
Протокол № 1
от 27.08.2021 г.
«Утверждаю»
директор школы
___________ О.И.Родионова
Приказ № 80 §1
от 27.08.2021
Регистрационный № 32
от 30.08.2021 г.
Положение
о внутренней системе оценки
качества образования
МОУ СОШ с.Поима Белинского района
Пензенской области им.П.П.Липачёва
1.Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о системе внутренней оценки качества образования
в МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области (далее Положение)
определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования
МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области ее организационную и
функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной
оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества
образования.
1.2. Положение представляет собой локальный нормативный документ,
разработанный в соответствии с нормативными актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (п. 13 ч. 3 ст. 28) ( с последующими изменениями).
1.3. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой
совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных
процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных
результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий,
обеспечивающих образовательный процесс с учетом запросов основных участников
образовательного процесса.
1.4. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур,
разработку и внедрение модели внутренней системы оценки качества, учет и дальнейшее
использование полученных результатов.
1.5. Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с
трудовым договором, в т. ч. на педагогических работников, работающих по
совместительству.
1.6. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования –
это комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным
стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов
образовательной программы;
Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и
оценочных
процедур
степени
соответствия
образовательных
результатов,
образовательного процесса, ресурсного обеспечения нормативным требованиям,
социальным и личностным ожиданиям.
Мониторинг – специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль
и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также
специально организованных исследований и измерений. Мониторинг представляет собой
систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии
образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении
образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Система внутренней оценки качества образования - целостная система
диагностических и оценочных процедур, а также совокупность организационных структур
и нормативных правовых материалов, для установления соответствия качества
образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и
государства
Экспертиза — всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса,
условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольноизмерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.),
имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует
реализуемым образовательным программам.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
1.7. Оценка качества образования осуществляется посредством:
системы внутришкольного контроля;
общественной экспертизы качества образования;
лицензирования;
государственной аккредитации;
государственной (итоговой) аттестации выпускников;
мониторинга качества образования.
1.8. Объектами оценки качества образования являются:
учебные и внеучебные достижения учащихся;
продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников
1.9. Предмет оценки качества образования:
качество образовательных результатов (степень соответствия результатов
освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному
стандартам);
качество организации образовательного процесса, включающее условия
организации образовательного процесса, доступность образования, условия комфортности
получения образования, материально-техническое
обеспечение образовательного процесса, организация питания;
качество основных и дополнительных образовательных программ,
принятых и реализуемых в Учреждении, условия их реализации;
эффективность управления качеством образования
1.10. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
образовательная статистика;
промежуточная и итоговая аттестация;
мониторинговые исследования;
социологические опросы;
отчеты работников Организации.
2. Основные цели, задачи и принципы системы внутренней оценки качества
образования
2.1. Целями системы внутренней оценки качества образования являются:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих на качество образования в школе;
получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности
достоверной информации о качестве образования;
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей
образовательных услуг при принятии таких решений;
прогнозирование развития образовательной системы школы.
2.2. Задачами построения системы оценки качества образования являются:
формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к
его измерению;
формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;
формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной
образовательной статистики и мониторинга качества образования;
изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности
школы;
определение степени соответствия условий осуществления образовательного
процесса государственным требованиям;
определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов
основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
обеспечение доступности качественного образования;
оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
определение степени соответствия качества образования на различных ступенях
обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным
и социальным стандартам;
выявление факторов, влияющих на качество образования;
содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения
квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к
аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;
определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
расширение общественного участия в управлении образованием в школе;
содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах
оценки качества образования.
2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости, учѐта индивидуальных особенностей развития
отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
открытости, прозрачности
процедур оценки качества
образования;
преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему
оценки качества образования;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных
групп потребителей;
рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный
самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и
показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога;
оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными
аналогами;
взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними
взаимосвязей и взаимозависимости;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки
качества образования в школе.
2.4. Функциями системы являются:
- сбор данных по школе в соответствии с муниципальными показателями и
индикаторами мониторинга качества образования;
- получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на
динамику качества образования;
- определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества
образования в базе данных школы;
координация деятельности организационных структур, задействованных в
процедурах мониторинга качества образования, и распределение информационных
потоков в соответствии с их полномочиями
2.5. Школьная система оценки качества образования отражает образовательные
достижения учеников и образовательный процесс. Это интегральная характеристика
системы, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных
результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Школьная система оценки качества образования включает в себя две
согласованные между собой системы оценок:
- внешнюю оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами;
(результаты ГИА, мониторинговые исследования федерального, регионального и
муниципального уровня);
- внутреннюю оценку (самооценка), осуществляемую самой школой – обучающимися,
педагогами, администрацией.
3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки
качества образования
3.1.
Организационная структура, занимающаяся внутренней
оценкой,
экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в
себя: администрацию школы, педагогический совет, методический совет школы,
методические
объединения
учителей-предметников,
временные
структуры
(педагогический консилиум, комиссии и др.).
3.2.
Администрация школы:
- формирует, утверждает приказом директора школы и контролирует исполнение
локальных актов, регулирующих функционирование внутренней системы оценки качества
образования школы и приложений к ним;
- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы внутренней оценки качества образования школы, участвует в
этих мероприятиях;
- обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований
по вопросам качества образования;
- организует систему оценки качества образования в школе, осуществляет сбор,
обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития;
- анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
- организует изучение информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования;
- обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов к
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования;
- формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки
качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный отчет директора
школы);
- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации внутренней системы оценки
качества образования.
3.3.
Методический совет школы и методические объединения учителейпредметников:
Участвуют:
- в разработке методики оценки качества образования;
-системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
-критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов
школы;
-содействуют проведению подготовки работников школы и общественных экспертов к
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации
обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
- готовят предложения для администрации школы по выработке управленческих
решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.
3.4.
Педагогический совет школы:
- содействует определению стратегических направлений развития системы образования
в школе;
- содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием
в школе;
- инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ,
конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;
принимает участие в:
- формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки
качества образования школы;
- обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития
системы образования;
- экспертизе качества образовательных результатов, условий организации
образовательного процесса в школе;
- оценке качества и результативности труда работников школы, распределении выплат
стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке,
установленном локальными актами школы;
- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам
образования и воспитания подрастающего поколения, в т. ч. сообщения о проверке
соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и
жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы;
- принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную
аттестацию по результатам учебного года.
4. Объекты внутренней системы оценки качества образования
4.1. Образовательная среда:
контингент обучающихся
кадровое (педагогическое) обеспечение процесса обучения и воспитания
4.2. Обучающиеся:
степень адаптации к обучению обучающихся 1-х, 5-х классов;
уровень обученности обучающихся (по всем предметам);
качество подготовки выпускников и уровень реализуемых образовательных
программ;
уровень сформированности качества общеучебных умений и навыков;
уровень работы с одарѐнными детьми;
степень удовлетворѐнности обучающихся и их родителей образовательным
процессом в Учреждении;
состояние здоровья обучающихся.
4.3. Педагогические работники:
уровень профессиональной компетентности;
качество и результативность педагогической работы;
уровень инновационной деятельности;
самообразовательная деятельность.
4.4. Образовательный процесс:
анализ стартовой (входной ) диагностики, промежуточной и итоговой
аттестации за уровнем учебных достижений обучающихся;
организация питания;
анализ условий организации процесса обучения и воспитания;
5. Реализация системы внутренней оценки качества образования
5.1. Предметами внутренней системы оценки качества образования являются:
5.1.1. Качество образовательных результатов:
• предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней
диагностики, в т. ч. ГИА);
• метапредметные результаты обучения;
• личностные результаты;
• здоровье обучающихся;
• достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
• удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
5.1.2. Качество реализации образовательного процесса:
• основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС и
контингенту обучающихся);
• дополнительные образовательные программы;
• реализация учебных планов и рабочих программ;
• качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;
• качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);
• удовлетворенность учеников и родителей уроками и условиями в школе.
5.1.3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
• материально-техническое обеспечение;
• информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно-методическое
обеспечение);
• санитарно-гигиенические и эстетические условия;
• медицинское сопровождение и питание;
• психологический климат в школе;
• использование социальной сферы поселка;
• кадровое обеспечение;
• общественно-государственное управление (педагогический совет, родительский
совет, совет учащихся);
• документооборот и нормативно-правовое обеспечение.
5.2. Система внутренней оценки качества образования реализуется посредством
существующих процедур и экспертной оценки качества образования.
5.3.В качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить
измерение результатов деятельности школы, могут привлекаться ресурсы электронного
журнала.
5.4.Для проведения оценки качества образования определяется набор ключевых
показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы
школы. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния
системы, дает общую оценку результативности ее деятельности.
5.5.Периодичность проведения оценки качества образования, предметы и объекты
оценочной деятельности, процедуры контроля, ответственные устанавливают в
Программе внутришкольного мониторинга качества образования и утвержденному плану
внутришкольного контроля на учебный год.
5.6. Виды мониторинговых исследований:
- по этапам обучения: входной, промежуточный, итоговый;
- по временной зависимости: краткосрочный (ориентирован на промежуточные
результаты качества образования), долгосрочный (ориентирован на реализацию
образовательной программы);
- по частоте процедур: разовый, периодический, систематический;
- по формам объективно-субъективных отношений: самоконтроль, взаимоконтроль,
внешний контроль.
5.7. Этапы осуществления мониторинговых исследований
5.7.1. Первый этап - подготовительный:
- определение объекта ( выбор классов и предметов для проведения тестирования);
- установка сроков проведения;
- разработка инструментария для проведения мониторинга (электронный или
бумажный носитель).
5.7.2. Второй этап - практическая часть мониторинга:
- тестирование;
- сбор информации с помощью подобранных методик (наблюдение, интервьюирование,
опросы устные и письменные, изучение директивных, нормативных, инструктивных,
методических и других вопросов).
5.7.3. Третий этап - аналитический:
- систематизация полученной информации;
- анализ полученных данных;
- разработка рекомендаций и предложений на последующий период.
5.8. Гласность и открытость результатов оценки качества образования осуществляется
путем
предоставления информации:
• основным потребителям результатов внутренней системы оценки качества
образования;
• средствам массовой информации через публичный доклад директора школы;
• размещение результатов самообследования на официальном сайте школы.
6. Организация и технология внутренней системы оценки качества образования
6.1. Организационной основой осуществления процедуры внутренней системы оценки
качества образования является план, где определяются форма, направления, сроки и
порядок проведения оценки качества образования, ответственные исполнители.
План/программа внутренней системы оценки качества образования рассматривается на
заседании Педагогического совета Организации в начале учебного года, утверждается
приказом директора и обязателен для исполнения работниками Организации.
6.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой уровневую
иерархическую структуру и включает в себя административный уровень Организации и
уровень методических объединений учителей - предметников. Администрация
Организации оказывает содействие в организации оценки качества образования,
проводимой компетентными органами муниципального, регионального, уровней.
6.3. Для проведения оценки качества образования назначаются ответственные, состав
которых утверждается приказом директора Организации. В состав группы входят:
ответственный организатор;
руководители методических объединений;
учителя высшей категории
6.4. Проведение оценки качества образования предполагает широкое использование
современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и
использования информации.
6.5.
Реализация
системы
оценки
качества
образования
предполагает
последовательность следующих действий:
определение и обоснование объекта оценки качества образования;
сбор данных, используемых для оценки качества образования;
обработка полученных данных в ходе оценки качества образования;
анализ и интерпретация полученных данных в ходе
оценки качества
образования;
подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
распространение результатов оценки качества образования среди пользователей
структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и
оперативное использование информации.
6.6. Общеметодологическими требованиями к инструментарию оценки системы
качества образования являются: валидность, надежность, удобство использования,
доступность
для
различных
уровней
управления
и
общественности,
стандартизированность и апробированность. В 9 классе в качестве КИМов могут
использоваться
демоверсии
текущего
года,
подготовленные
Федеральным
государственным научным учреждением ФИПИ.
Контрольно-измерительные материалы должны составляться на основе требований к
программному материалу, включать спецификацию, кодификатор проверяемых элементов
содержания и требований к уровню подготовки обучающихся.
6.7. Распределение функциональных обязанностей по исполнению мониторинга:
- составление спецификации тестов – учителя-предметники;
- организация тестирования – ответственный организатор, учителя-предметники,
классные руководители;
- проведение тестирования - учителя, классные руководители (в соответствии с
графиком и расписанием проведения тестирования);
-проверка и оценивание выполненных работ - учителя-предметники; классные
руководители;
- составление отчета о проведении тестирования - учителя-предметники; классные
руководители;
- сбор информации о проведении тестирования и еѐ систематизация – ответственный
организатор;
- анализ данных и разработка рекомендаций и предложений на последующий период –
ответственный организатор.
6.8. Процедура измерения, используемая в рамках оценки качества образования,
направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.
6.9. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе
образования, являются: анализ изменений характеристик во времени (динамический
анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной
системы (сопоставительный анализ).
6.10. При оценке качества образования в Организации основными методами
установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.
Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и
результатов образовательной деятельности.
Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных
измерительных материалов (тестов, контрольных работ, анкет и др.), имеющих
стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в
Организации образовательным программам, ФГОСам.
6.11. Статистические данные должны быть сопоставимы:
между собой (больше/меньше – лучше/хуже);
сами с собой по времени (было/есть);
с образовательным и социальными стандартами (соответствует /не
соответствует).
7. Количественные и качественные показатели результатов мониторинга
7.1. Система мониторинга позволяет создать единое информационное поле, в котором
можно получить не только данные о результатах работы класса, Учреждения, но и
показатели их вклада, вытекающие из сопоставления результатов.
7.2. Единое информационное поле указывает участникам мониторинга:
- на возможные уровни достижения в каждом отдельном явлении, в том числе и
максимальный;
- на время, необходимое для достижения высокого уровня;
- на условия, которые обеспечили высокий результат.
7.3. Качество успеваемости обучающихся:
7.3.1. Вычисление качества успеваемости обучающихся:
- количество обучающихся, получивших «5», «4», «3» умножить на 100 % и разделить
на количество обучающихся, выполнявших работу.
7.3.2. Уровни успеваемости обучающихся:
- оптимальный уровень (100%-90%);
- допустимый уровень (89%-75%);
- удовлетворительный уровень (74%-50%);
- тревожный уровень (49%-30%);
- критический уровень (29%-0%)
7.4. Качество знаний обучающихся (КЗ):
7.4.1. Вычисление качества знаний обучающихся:
- количество обучающихся, получивших «5», «4», умножить на 100% и разделить на
количество обучающихся, выполнявших работу.
7.4.2. Уровни качества знаний обучающихся:
- оптимальный уровень (100%-50%);
- допустимый уровень (49%-30%);
- удовлетворительный уровень (29%-25%);
- тревожный уровень (24%-15%);
- критический уровень (14%-0%).
7.5. Степень обученности обучающихся (СОУ):
7.5.1. Вычисление степени обученности обучающихся:
- количество обучающихся, получивших «5», умножить на 100;
- количество обучающихся, получивших «4», умножить на 64;
- количество обучающихся, получивших «3», умножить на 36;
- количество обучающихся, получивших «2», умножить на 16;
- сумму всех полученных данных сложить и разделить на количество обучающихся,
выполнявших работу.
7.5.2. Уровни степени обученности обучающихся:
- высокий уровень (100%-65%);
- средний уровень (64%-36%);
- низкий уровень (35%-20%);
- критический уровень (19%-0%).
7.6. Средний балл обучающихся:
7.6.1. Вычисление среднего балла обучающихся:
- количество обучающихся, получивших «5», умножить на 5;
- количество обучающихся, получивших «4», умножить на 4;
- количество обучающихся , получивших «3», умножить на 3;
- количество обучающихся, получивших «2», умножить на 2;
- сумму всех полученных данных разделить на количество обучающихся, выполнявших
работу.
8. Структурирование полученной информации
8.1. Полученная информация структурируется в три блока:
8.1.1. Информация, сообщаемая учителям и классным руководителям, в виде перечня
необходимой коррекционной работы.
8.1.2. Информация, сообщаемая ученику и родителям, для формирования адекватной
самооценки, определения направлений выбора индивидуального образовательного
маршрута, работы по изменению личностных качеств.
8.1.3. Информация, сообщаемая родителям, для адекватной оценки личности ребенка,
профориентационной работы.
9. Итоги процедуры оценки качества образования
9.1. Итоги процедуры оценки оформляются в форме аналитической справки с
возможным использованием схем, графиков, таблиц, диаграмм.
9.2.Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического
совета, совещаниях при директоре, методического совета.
9.3.По результатам оценочных исследований разрабатываются рекомендации,
принимаются управленческие решения, осуществляется планирование и прогнозирование
развития школы.
9.3.Материалы мониторинга публикуются на сайте Организации в форме
самообследования.