«Принято»
на заседании
педагогического совета
МОУ СОШ с. Поима
Белинского
района
Пензенской области
имени П. П. Липачѐва
Протокол №1
« 23» декабря 2022 г.
«Утверждено»
директор школы
___________
О.И.Родионова
«26» декабря 2022 г.
Приказ №112
Регистрационный № 98
от «26» декабря 2022 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о домашнем задании
Муниципального общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы
с.Поима Белинского района
Пензенской области им.П.П.Липачѐва
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение определяет содержание, виды, объем, периодичность проверки
домашнего задания в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области им.П.П.Липачѐва
1.2.Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с дальнейшими изменениями и дополнениями);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
№ 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N
115.« Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №888 от 07
октября 2022г. « О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
— образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115;
Письмом Минобрнауки России от 18.06.2015 № НТ-670/08 «О направлении
методических рекомендаций».
2. Содержание и виды домашнего задания
2.1. Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу,
выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные
учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять
самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими
работниками в рамках образовательной программы.
Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение обучающимися
заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы
для
выполнения
во
внеучебное
время (далее — домашнее задание),
осуществляются обучающимися в домашних и иных условиях, в том числе в цифровой
образовательной среде, и предусматривают выполнение обучающимися письменных и
устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ в целях
совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе урока
предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их использования для
решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с
планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета.
Определение объема домашних заданий осуществляется педагогическими
работниками в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и
правилами, Гигиеническими нормативами с учетом возрастных, психофизических
особенностей, способностей и интересов обучающихся.
В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний
обучающихся и без домашних заданий.
2.2. Виды домашнего задания:
общее: домашнее задание одинакового содержания, предлагаемое всем
обучающимся класса одновременно;
индивидуальное: домашнее задание для отдельных обучающихся, учитывающие их
индивидуальные особенности и уровень сформированности познавательных
мотивов;
групповое: домашнее задание, поручаемое группе обучающихся для совместного
выполнения;
дифференцированное: домашнее задание, которое ориентировано на разные уровни
овладения предметным содержанием (базовый, повышенный,творческий);
творческое: домашнее задание, в результате которого ребенок создает собственный
текст культуры, который содержит любые знаковые системы: речевые тексты
(устные, письменные на разных носителях), результаты практических заданий,
связанных с моделированием, действиями с предметами, окружающими ребенка в
повседневной жизни.
Домашнее задание может быть обязательным для выполнения всеми обучающимися и
дополнительным, необязательным, выполняемым обучающимся по его желанию.
2.3. Индивидуальные и групповые домашние задания могут быть рассчитаны на
преодоление пробелов в знаниях обучающихся по отдельным темам, на выработку
практических умений и навыков, содержать задания повышенной трудности с целью
развития способностей обучающихся.
2.5. Творческие задания направлены на развитие общеучебных компетентностей, а также
развитие творческих способностей обучающихся. Временные рамки выполнения
творческих домашний заданий (кроссворд, ребус, модель, сообщение, сочинение,
исследование, проект) составляют не менее недели и не более одного задания в месяц на
одного обучающегося.
2.6. Дифференцированные задания предполагают самостоятельный выбор обучающимися
задания из набора заданий, предложенных учителем.
3. Требования к домашнему заданию
3.1. При планировании домашнего задания учитель должен учитывать следующие
параметры:
объем домашней работы по учебному предмету (устной и письменной);
ее содержание;
сложность предлагаемой работы.
3.2. Объем домашних заданий.
3.2.1. Домашнее задание не должно превышать 1/3 объема классной работы по предметам
с учетом возможности их выполнения в пределах, установленных пунктом 10.30 СанПиН
2.4.2.2821-10:
во втором и третьем классе – 1,5 ч;
в четвертом и пятом – 2 ч;
в шестом, седьмом и восьмом – 2,5 ч;
в девятом и десятом– до 3,5 ч.
Домашнее задание по технологии, ИЗО, черчению, музыке, МХК даѐтся только в виде
творческих работ (кроме исследовательских работ и рефератов). Домашнее задание по
физической культуре носит рекомендательный характер в виде практических упражнений.
На выходные дни домашние задания не задаются во 2–5-х классах (кроме предметов, на
изучение которых отводится 1 или 2 учебных часа в неделю).
3.2.2. В профильных 10–11-х классах домашнее задание обязательно задается по учебным
предметам, по которым обучающиеся обязательно проходят государственную
итоговую аттестацию (русский язык, математика), профильным учебным предметам и
учебным предметам, поддерживающим профиль.
3.2.3. Объем конкретного домашнего задания определяется учителем в соответствии с
рабочей программой по учебному предмету, профилем класса, степенью
подготовленности класса.
3.3. Содержание домашнего задания.
3.3.1. Домашние задания должны быть тесно связаны с классным занятием, по своему
содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для
подготовки следующего.
3.3.2. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными.
3.3.3. Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию
обучающихся, но не точной копией выполненных в классе.
3.3.4. Учителю необходимо проводить инструктаж по выполнению домашнего задания.
Необходимые разъяснения должны оставлять обучающемуся возможность творчества в
решении вопросов, задач, увеличивая интерес к заданию.
3.3.5. Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от обучающегося
умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать информацию,
устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять
усвоенные знания в новых ситуациях.
3.4. Сложность домашнего задания.
3.4.1.Домашние задания отличаются различной степенью сложности. Сложными являются
задания творческого характера, проблемные, с поисковыми задачами. Планируя домашнее
задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание
является сложным обучающегося.
3.4.2. Творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у обучающихся
уже есть достаточные знания и умения по учебному предмету, творческое мышление,
опыт творческой деятельности.
3.4.3. Необходимо предлагать дифференцированные задания, предоставляя обучающимся
право и возможность выбирать тот уровень заданий, который соответствует их
потребностям, интересам, способностям.
3.4.4. На выполнение творческих заданий давать не меньше недели, чтобы ученик смог
распределить свое время, избежать перегрузки.
3.4.5. При планировании домашнего задания необходимо учитывать шкалу трудности
предметов в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 (Приложение 2).
4. Проверка и оценка домашнего задания
4.1. Проверка домашнего задания является обязательной частью урока и учитывается
учителем при планировании урока.
4.2. Периодичность проверки письменных домашних заданий определяется учителем, но
не реже нижеперечисленной:
в классах начальной школы, первом полугодии пятого класса домашнее задание по
русскому языку и математике проверяется ежедневно;
со второго полугодия пятого класса, в шестых-девятых классах домашнее задание
по русскому языку и математике может проверяться выборочно, но не реже одного
раза в неделю у каждого обучающегося;
в десятых-одиннадцатых классах домашнее задание по русскому языку и
математике проверяется выборочно, но не реже одного раза в месяц у каждого
обучающегося;
по всем предметам (кроме русского языка и литературе) в 5–8-х классах
письменное домашнее задание проверяется 2 раза в месяц, в 9–11 классах – 1 раз в
месяц.
4.3. Все домашние творческие письменные работы обучающихся проверяются в
обязательном порядке. Ежеурочно проверяется домашнее задание у слабоуспевающих
обучающихся по учебному предмету.
4.4. По итогам проверки письменных домашних работ выставляются оценки в тетрадь. За
выполнение письменных дифференцированных, творческих, индивидуальных, групповых
домашних работ оценки выставляются в классный журнал. По итогам проверки устных
домашних заданий оценки выставляются по усмотрению учителя.
4.5. Информация о домашнем задании фиксируется учителем в классном журнале на
странице предмета и в дневнике обучающегося в день его выдачи.
4.6. Информация об отсутствие записей о домашнем задании в дневнике обучающего или
невыполнении обучающимся домашних заданий своевременно доводится до родителей
обучающегося классным руководителем.
5. Подготовка обучающихся к выполнению домашних заданий
5.1. Подготовка обучающихся к выполнению домашних заданий проводится учителем на
уроке.
5.2. Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для
обучающегося инструктажем или разъяснением. Обучающийся имеет право задать
вопросы по домашнему заданию и во время его объяснения, и во время проверки.
Различают несколько видов инструктажа:
обучающимся показывают, что работа над домашним заданием аналогична
проводимой в классе;
предложив задание, учитель сам или при помощи обучающихся выполняет
несколько упражнений, похожих на те, которые обучающиеся будут выполнять
дома;
учитель, анализируя домашнее задание, рассматривает наиболее сложные его
элементы, предупреждает обучающихся о трудностях и возможных путях их
преодоления;
делает общий обзор заданного и подчеркивает самое главное (существенное). Здесь
же указывается, где кроме учебника можно найти дополнительную информацию.
5.3. Чтобы обучающиеся правильно поняли сущность задания и Положение его
выполнения, учитель должен показать образец выполнения, т.е. разобрать аналогичные
примеры или первые примеры из предлагаемого упражнения учебника.
5.4. Учитель может указать время на выполнение каждого задания. Это дисциплинирует
обучающихся, формирует привычку выполнять работу в отведенное время.
6. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию на разных уровнях
образования
6.1. Требования к домашнему заданию на уровне начального общего образования:
6.1.1. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может
организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный
материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.
6.1.2. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись
обучающимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для
большинства учащихся класса.
6.1.3. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или
несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
6.1.4. Содержание задания должно быть понятно каждому обучающемуся.
6.1.5. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично
индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
6.1.6. Домашнее задание может быть общим, дифференцированным и индивидуальным.
6.1.7. Дозирование домашнего задания необходимо контролировать в соответствии с
таблицей 1 (Приложение 1).
6.2. Требования к домашнему заданию на уровне основного общего образования:
6.2.1. Увеличивается объем материала для домашней работы по сравнению с уровнем
начального общего образования.
6.2.2. От обучающихся требуются более разнообразные умения самостоятельной работы:
умение работать с книгой, работать с картой, делать зарисовки и пр. Наряду с учебником
обучащиеся должны использовать дополнительные источники информации (тексты
художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические
документы).
6.2.3. Домашние задания должны быть нацелены на обучение нестандартным способам
решения проблем, формирование интереса не только к результату, но и к процессу
учебной деятельности.
6.2.4. Дозирование домашнего задания контролируется в соответствии с таблицей 2
(Приложение 1).
6.3. Требования к домашнему заданию на уровне среднего общего образования:
6.3.1. Домашние задания дифференцированы по двум направлениям: уровневому и
профильному.
Уровневая дифференциация предполагает разделение класса на несколько групп в
соответствии с достижением обучающимися уровня обязательной подготовки.
Индивидуализация домашних заданий может быть достигнута путем увеличения
числа задач и упражнений для обучающихся какой-либо группы класса.
Профильная дифференциация предполагает изменение форм выполнения
домашнего задания. Ориентация на выполнение заданий с ошибками рассуждений
или записей; рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;
создание педагогических программных средств по информатике и другим учебным
предметам (обучающие программы, компьютерные тесты, презентации, Web-сайты
и т. д.); написание стихов, рассказов, сказок, сочинений по изучаемой теме;
создание материалов для кабинета (плакаты, стенды, наглядные пособия и т. д.).
6.3.2. Домашнее задание большего объема (домашние сочинения, рефераты,
тренировочные контрольные работы и др. аналогичные задания) в качестве обязательных
заданий должны учитываться всеми педагогами и на период их выполнения объем
домашнего задания по другим учебным предметам подлежит сокращению.
6.3.3. Наиболее трудоемкие задания как, например, подбор примеров на определенное
правило, составление схем, таблиц, необходимо давать без других заданий, обязательно с
предварительной подготовкой, а в ряде случаев – как одно из дифференцированных
заданий, с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
6.3.4. Устные упражнения могут усложняться рядом разнообразных заданий, что
увеличивает объем работы.
7.Методика проверки домашнего задания
7.1. Домашнее задание, выполненное обучающимися, обязательно контролируется и
оценивается учителем. Каждому учителю рекомендуется:
при помощи постоянного контроля добиваться того, чтобы у обучающихся не было
сомнений обязательно ли выполнять заданное вами домашнее задание;
использовать разные формы контроля, которые будут зависеть от цели, вида и
содержания домашнего задания и отношения обучающихся к его выполнению;
определить, что вы будете оценивать, как будете оценивать, предполагается ли за
это отметка;
если учениками обучающимися домашнее задание не выполняется, ищите причины
этого и способы их устранить;
если работа не выполнена в срок, она должна быть выполнена позже.
7.2. Проверка домашнего задания обучающихся первого класса проводится без бального
оценивания.
7.3. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может
осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением
предыдущей), так и в конце (если тема новая).
7.4. Время на проверку регламентировано типами урока (не более 10 минут на уроке
комбинированного типа). В целях повышения результативности проверки следует
использовать разнообразные приемы: доску, сигнальные карточки, тесты, игровые
задания и др.
7.5. При проверке устных заданий целесообразно проводить рецензирование ответов
обучающимися, которые должны выделить достоинства и недостатки ответа.
Рецензирование способствует развитию речи, учит критически мыслить и оценивать
знания.
Особенно тщательный контроль требуется при проверке домашнего задания во 2-м классе.
Рекомендуется включать в этап проверки домашнего задания вопросы к обучающимся:
с какими трудностями ты столкнулся? Кто помогал тебе при выполнении
домашнего задания? Какое упражнение не вызвало у тебя затруднения?
какое слово (пример, выражение, предложение и т. д.) написано тобой лучше
всего? Понравилось ли тебе выполнять домашнее задание? Почему?
8. Контроль за характером, объемом, интенсивностью домашних заданий.
8.1. Контроль организации и дозировки домашней учебной работы осуществляется на
уровне управления МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области
им.П.П.Липачѐваи на уровне учителя.
8.2. На уровне управления МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области
им.П.П.Липачѐва:
8.2.1. Мнение Управляющего совета по вопросам управления МОУ СОШ с.Поима
Белинского района Пензенской области им.П.П.Липачѐва, в том числе и по соблюдению
нормативов в отношении домашнего задания, должны быть учтены в соответствии с
уставом школы.
8.2.2. Контроль деятельности учителя, в том числе в части организации домашнего
задания, осуществляется заместителем директора по УВР на основе настоящего
Положения и Положения о системе оценки качества знаний по нескольким направлениям:
объем и степень сложности домашнего задания (проводится в соответствии с
уровнем подготовленности обучающихся);
своевременность фиксации домашнего задания учителем в электронном журнале;
соблюдения требований дозирования и организации домашнего задания;
определения эффективности домашнего задания и перегрузки обучающихся;
Предметом контроля являются классные журналы, электронные журналы, дневники и
тетради обучающихся. По результатам контроля заместителем директора школы по УВР
составляется аналитическая справка о деятельности учителя по вопросам организации
домашнего задания.
8.3. На уровне учителя:
8.3.1. Производится суммарный подсчет домашних заданий по всем учебным предметам
за день.
8.3.2. Методика домашних заданий должна быть предусмотрена планом урока, на это
должно быть отведено время, давать его следует до звонка, обучающиеся должны
записать в дневники.
8.3.3. Педагог должен учитывать индивидуальные способности и возможности
обучающихся.
8.3.4. В классном, электронном журнале в графе «Домашнее задание» учителем
записываются: содержание задания и характер его выполнения (чтение, пересказ,
заучивание наизусть, наблюдение), страницы, номера задач и упражнений в соответствии
с требованиями к данному виду документов.
8.3.5. Учитель обязан проверять наличие записей домашнего задания и их правильность в
дневниках обучающихся. Записи домашних заданий в дневниках должны быть полными,
четкими и безошибочными.
Приложение 1
к Положению о домашнем задании, утв. 31.05.2019.
Таблица 1. Дозирование домашнего задания на уровне начального общего
образования
Учебный
2 класс
3 класс
4 класс
предмет
Математика
Задача или 2 столбика Задача или 3-4
Задача и 2 выражения,
примеров
столбика
или 2 задачи, или
примеров(всего не
задача и 4 примера
более 16 действий)
Русский язык
15-17 слов.
25-28 слов.
35-37 слов.
Упражнение для
Упражнение для
Упражнение для
домашней работы
домашней работы
домашней работы
может включать не
может включать не
может включать не
более одного
более 1
более 1
дополнительного
дополнительного
дополнительного
грамматического
грамматического
грамматического
задания
задания
задания
Литературное
Не более 1-1,5 страниц Не более 2-2,5 страниц Не более 3-3,5 страниц
чтение
Окружающий
Не более 1-1,5 страниц Не более 2-2,5 страниц Не более 3-3,5 страниц
мир
Таблица 2. Дозирование домашнего задания на уровне основного общего
образования
Учебный предмет 5-7 класс
8-9 класс
10-11 класс
Русский язык
Изучение 1 параграфа Изучение 1 параграфа Изучение 1
или правила из
или правила из
параграфа или
теоретической части и теоретической части и правила из
письменного
письменного
теоретической части
упражнения на это
упражнения на это
и письменного
правило (8-10 строк), правило (15-20 строк), упражнения на это
допускается 2
допускается 2
правило (20-30
письменных
письменных
строк), допускается 2
упражнения без
упражнения без
письменных
теоретической части теоретической части упражнения без
теоретической части
Литература
Заучивание
Заучивание
Сочинения по
стихотворения на дом стихотворения на дом объемным
за 1 неделю до урока, за 1 неделю до урока, произведениям
чтение объемных
чтение объемных
компенсируют объем
текстов организуется текстов организуется домашнего задания
за 2 недели
за 2 недели
по другим
предметам.
Список текстов для
прочтения дается с
Математика
опережением в 1
месяц
-
Не более 2 правил и 3
номеров
Алгебра
Не более 2 правил и 4 1 теоретический
номеров
вопрос и до 3
номеров
Геометрия
1 теорема и до двух
До 2 теорем и 2 задач
задач
Физика, химия,
Не более 3 параграфов До 2 параграфов и 2
информатика
и 2 задач
задач
История,
Письменные работы Объем определяется Творческие задания
Обществознание,
не задаются
изученным
даются не менее, чем
география, биология
материалом на уроке за 2 недели
Иностранный язык Одно устное и одно
Одно устное и одно
Одно устное и одно
письменное задание
письменное задание, письменное задание,
задание по домашнему задание по
чтению дается не
домашнему чтению
менее чем за неделю дается не менее чем
за неделю
Музыка, ИЗО,
Домашнее задание
Домашнее задание
физкультура
задается только в виде задается только в виде
завершения урочных завершения урочных
заданий
заданий
Технология
Задания
Задания
предусматриваются
предусматриваются
только по
только по
обслуживающему
обслуживающему
труду в тех случаях,
труду в тех случаях,
когда материальная
когда материальная
база кабинета не
база кабинета не
позволяет выполнить позволяет выполнить
урочный объем
урочный объем
работы
работы
Приложение 2
к Положению о домашнем задании, утв. 31.05.2019
Шкала трудности предметов для 1-4 классов (Таблица 1)
Общеобразовательные предметы
Количество баллов (ранг трудности)
Математика
8
Русский (национальный, иностранный язык)
7
Природоведение, информатика
6
Русская (национальная) литература
5
История (4 классов)
4
Рисование и музыка
3
Труд
2
Физическая культура
1
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах (Таблица 2)
Общеобразовательные предметы
Количество баллов (ранг трудности)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
9 класс
Химия
13
10
12
Геометрия
12
10
8
Физика
8
9
13
Алгебра
10
9
7
Экономика
11
Черчение
5
4
Мировая художественная культура
8
5
5
(МХК)
Биология
10
8
7
7
7
Математика
10
13
Иностранный язык
9
11
10
8
9
Русский язык
8
12
11
7
6
Краеведение
7
9
5
5
Природоведение
7
8
География
7
6
6
5
Граждановедение
6
9
9
5
История
5
8
6
8
10
Ритмика
4
4
Труд
4
3
2
1
4
Литература
4
6
4
4
7
ИЗО
3
3
1
3
Физическая культура
3
4
2
2
2
Экология
3
3
3
6
1
Музыка
2
1
1
1
Информатика
4
10
4
7
7
ОБЖ
1
2
3
3
3
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10-11 классах (Таблица 3)
Общеобразовательные предметы
Количество
Общеобразовательные
Количество
баллов (ранг
предметы
баллов (ранг
трудности)
трудности)
Физика
12
Информатика, Экономика
6
Геометрия, Химия
11
История, Обществознание,
5
МХК
Алгебра
10
Астрономия
4
Русский язык
9
География, Экология
3
Литература, Иностранный язык
8
ОБЖ, Краеведение
2
Биология
7
Физическая культура
1