Отчет о результатах самообследования за 2022 год

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Поима
Белинского района Пензенской области им. П.П.Липачѐва
ИНН 5810004570 ОГРН 1025801069579
Тел.(8-841-53)3-35-72 e-mail: bel_poim@edu-penza.ru

«Согласовано»
педагогическим советом
МОУ СОШ с. Поима
Белинского р-на Пензенской обл.
им. П. П. Липачѐва
Протокол № 8
от 28.03.2023 г.

«Утверждаю»
директор школы
______________
О.И.Родионова
Приказ № 19
от 28.03.2023 г.

Отчет
о результатах самообследования
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с.Поима
Белинского района Пензенской области
им.П.П.Липачѐва
за 2022 год

1

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Наименование
образовательной
организации

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Поима Белинского
района Пензенской области им.П.П.Липачѐва

Руководитель

Родионова Ольга Ивановна

Адрес организации

442270 Пензенская область, Белинский район, с.Поим
ул.Липачева, д.№11

Телефон, факс

(8-841-53)3-35-72

Адрес электронной
почты

bel_poim@edu-penza.ru

Учредитель

Отдел образования администрации Белинского района
Пензенской области

Дата создания

1961 год

Лицензия

От 25.08.2016 № 12345, серия 66 ЛО № 0001234

Свидетельство о
государственной
аккредитации

От 25.08.2016 № 2345, серия 66 АО № 0004321;
срок действия: до 25 августа 2028 года

Основным видом деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с.Поима Белинского района Пензенской области
им.П.П.Липачѐва (далее – Школа) является реализация общеобразовательных программ:




основной образовательной программы начального общего образования;
основной образовательной программы основного общего образования;
основной образовательной программы среднего общего образования.

Также Школа реализует адаптированную основную общеобразовательную программу для
обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1,2)
и дополнительные общеразвивающие программы.
Школа расположена в селе Поим, Белинского района Пензенской области. Большинство
семей обучающихся проживает в домах типовой застройки.

2

II. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Таблица 1. Органы управления, действующие в Школе
Наименование
органа

Функции

Директор

Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие
структурных подразделений организации, утверждает штатное
расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее
руководство Школой

Управляющий
совет

Рассматривает вопросы:




Педагогический
совет

развития образовательной организации;
финансово-хозяйственной деятельности;
материально-технического обеспечения

Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью
Школы, в том числе рассматривает вопросы:
развития образовательных услуг;
регламентации образовательных отношений;
разработки образовательных программ;
выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и
воспитания;
 материально-технического обеспечения образовательного
процесса;
 аттестации, повышения квалификации педагогических
работников;
 координации деятельности методических объединений





Общее собрание
работников

Реализует право работников участвовать в управлении
образовательной организацией, в том числе:
участвовать в разработке и принятии коллективного
договора, Правил трудового распорядка, изменений и
дополнений к ним;
 принимать локальные акты, которые регламентируют
деятельность образовательной организации и связаны с
правами и обязанностями работников;
 разрешать конфликтные ситуации между работниками и
администрацией образовательной организации;
 вносить предложения по корректировке плана мероприятий
организации, совершенствованию ее работы и развитию
материальной базы


3

Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано три предметных
методических объединения:
 общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
 естественно-научных и математических дисциплин;
 объединение педагогов начального образования.
III. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная деятельность организуется в соответствии:
 с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
 приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(действуют с 01.03.2021);
 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
 основными образовательными программами по уровням образования, включая
учебные планы, календарные учебные графики;
 расписанием занятий.
Учебные планы 1-х и 2–4-х классов ориентированы на четырехлетний нормативный
срок освоения основной образовательной программы начального общего
образования (реализация ФГОС НОО и ФГОС НОО-2021), 5-х и 6–9-х классов – на
пятилетний нормативный срок освоения основной образовательной программы
основного общего образования (реализация ФГОС ООО и ФГОС-2021), 10–11-х
классов – на двухлетний нормативный срок освоения образовательной программы
среднего общего образования (ФГОС СОО).



Форма обучения: очная.
Язык обучения: русский.

4

Таблица 2. Общая численность обучающихся, осваивающих образовательные
программы в 2022 году
Название образовательной программы

Численность
обучающихся

Основная образовательная программа начального общего образования
по ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286

22

Основная образовательная программа начального общего образования
по ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом
Минобрнауки от 06.10.2009 № 373

67

Основная образовательная программа основного общего образования
по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287

15

Основная образовательная программа основного общего образования
по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом
Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897

108

Основная образовательная программа среднего общего образования по
ФГОС среднего общего образования, утвержденному приказом
Минобрнауки от 17.05.2012 № 413

15

Всего в 2022 году в образовательной организации получали образование 227 обучающихся.
Школа реализует следующие образовательные программы:













основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС
начального общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 286;
основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС
начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от
06.10.2009 № 373;
основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС
основного общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 287;
основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС
основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от
17.12.2010 № 1897;
основная образовательная программа среднего общего образования по ФГОС
среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от
17.05.2012 № 413;
адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с
умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1,2);
дополнительные общеразвивающие программы.

5

Переход на обновленные ФГОС
Во втором полугодии 2021/22 учебного года школа проводила подготовительную работу по
переходу с 1 сентября 2022 года на ФГОС начального общего образования, утвержденного
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного общего образования,
утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, МОУ СОШ с.Поима
Белинского
района
Пензенской
области
им.П.П.Липачѐва
разработала
и
утвердиладорожную карту, чтобы внедрить новые требования к образовательной
деятельности. В том числе определила сроки разработки основных общеобразовательных
программ – начального общего и основного общего образования, вынесло на общественное
обсуждение перевод всех обучающихся начального общего и основного общего
образования на новые ФГОС и получило одобрение у 96 процентов участников
обсуждения. Для выполнения новых требований и качественной реализации программ в
школе на 2022 год запланирована масштабная работа по обеспечению готовности всех
участников образовательных отношений через новые формы развития потенциала.
Деятельность рабочей группы в 2021–2022 годы по подготовке Школы к постепенному
переходу на новые ФГОС НОО и ООО можно оценить как хорошую: мероприятия
дорожной карты реализованы на 100 процентов.
С 1 сентября 2022 года МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области
им.П.П.Липачѐва приступила к реализации ФГОС начального общего образования,
утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного
общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, в 1-х
и 5-х классах. Школа разработала и приняла на педагогическом совете 28.08.2022
(протокол № 1) основные общеобразовательные программы – начального общего и
основного общего образования, отвечающие требованиям новых стандартов, а также
определила направления работы с участниками образовательных отношений для
достижения планируемых результатов согласно новым требованиям.
Внедрение новых предметных концепций
С 1 сентября 2022 года МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области
им.П.П.Липачѐва внедряет в образовательный процесс новые предметные концепции:
Концепцию преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
С целью внедрения новых концепций преподавания разработан план, куда включены
мероприятия, которые помогут преподавать учебные предметы с учетом новых концепций.


В соответствии с планом проведена ревизия рабочих программ учебного предмета
«ОДНКНР».

6

Применение ЭОР и ЦОР
МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области им.П.П.Липачѐва
осуществляет реализацию образовательных программ с применением ЭОР, включенных в
федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).
В связи с этим в 2022 году была проведена ревизия рабочих программ на предмет
соответствия ЭОР, указанных в тематическом планировании, федеральному перечню
(приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). В ходе посещения уроков осуществлялся
контроль использования ЭОР.
По итогам контроля установлено:
1. Все рабочие программы учебных предметов содержат ЭОР, включенные в
федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).
2. На уроках учителя используют ЭОР, включенные в федеральный перечень
электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).
Школа реализует следующие АООП:


адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с
умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1,2).
Обучающийся находится на индивидуальном обучении на дому с правом
посещения на основании заявления матери отдельных общеразвивающих
предметов по выбору обучающегося с целью его социализации;

Разработана программа коррекционной работы, включающая коррекционно-развивающие
курсы, которые проводят педагог-психолог и социальный педагог. Применяются
специальные методы, приемы и средства обучения и коррекционно-логопедической
работы, в том числе специализированные компьютерные технологии, дидактические
пособия, визуальные средства, обеспечивающие реализацию «обходных путей»
коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающие контроль за устной и
письменной речью. В образовательном процессе ведется тщательный отбор и
комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности
обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства
7

сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных
сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
Об антикоронавирусных мерах
МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области им.П.П.Липачѐва в течение
2022 года продолжала профилактику коронавируса. Для этого были запланированы
организационные и санитарно-противоэпидемические мероприятия в соответствии с СП
3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации работы образовательных
организаций Белинского района. Так, Школа:
закупила бесконтактные термометры, рециркуляторы передвижные, средства и
устройства для антисептической обработки рук, маски многоразового
использования, маски медицинские, перчатки из расчета на два месяца;
 разработала графики входа обучающихся через четыре входа в Школу и уборки,
проветривания кабинетов, рекреаций, а также создала максимально безопасные
условия приема пищи;
 подготовила новое расписание со смещенным началом уроков и каскадное
расписание звонков, чтобы минимизировать контакты обучающихся;
 разместила на сайте МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области
им.П.П.Липачѐва необходимую информацию об антикоронавирусных мерах,
ссылки распространяли посредством мессенджеров и социальных сетей.


Внеурочная деятельность
Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС уровней общего
образования. Структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует
требованиям ФГОС к структуре рабочих программ внеурочной деятельности.
Все рабочие программы имеют аннотации и размещены на официальном сайте Школы.
Формы организации внеурочной деятельности включают: кружки, секции, клубы,
творческие студии, факультативы, научные общества, летний лагерь.
Таблица 3. Информация по программам внеурочной деятельности,
реализуемым в 2022 году
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Наименование курса внеурочной
деятельности
«Секреты функциональной
грамотности»
Кружок «Тропинка в профессию»
Творческая студия «Праздники,
традиции и ремѐсла народов
Пензенского
«Ритмика» края»

Количество часов
(в неделю)

Класс

1

1

1

1

1

1

1

1

8

№
п/п
5.
6.
7.
8.
9.

Наименование курса внеурочной
деятельности
Объединение «Я – пешеход и
пассажир»
Кружок «Этика: азбука добра»
Студия «Праздники, традиции и
ремесла народов России»
Интеллектуальный клуб
«Удивительный мир слов»
Интеллектуальный клуб «В мире книг»

Количество часов
(в неделю)

Класс

1

2

1

3а, 3б

1

4

1

2, 3б, 4

1

2, 3а, 3б, 4

10.

Интеллектуальный клуб
«Занимательная математика»

1

2, 3а, 3б

11.

Кружок «Экономика: первые шаги»

1

4

12.

Творческая студия «Прекрасное рядом»

1

3а

13.

«Функциональная грамотность: читаем,
решаем, наблюдаем»

1

5

14.

«Тропинка в мир профессий»

0,5

5

15.

Кружок «Литературное краеведение»

0,5

5, 6а, 6б, 7

16.

Секция «Навстречу ГТО»

1

5, 6б, 7

1

6а, 6б

1

8б

1

8а

1

8б

1

9а, 9б

1

10

1

9а

1

8а

1

7

1

9а, 9б

1

10

1

9б

1

10

17.
18.

Кружок «Экологическое пространство
школы»
Факультатив «История родного края»

20.

Факультатив «География Пензенской
области»
Кружок «Фейерверк опытов»

21.

Кружок «Учись языку как искусству»

19.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Факультатив «Тренинг по русскому
языку»
Интеллектуальный клуб «География за
сто часов»
Факультатив «Решение расчетных задач
по химии»
Факультатив «Клуб интеллектуальных
игр»
Факультатив «Трудные вопросы
математики»
Интеллектуальный клуб
«Математическая лаборатория»
Кружок «Мир информационных
технологий»
Научное общество «Юный физик»

9

№
п/п

31.

Наименование курса внеурочной
деятельности
Объединение «Все цвета, кроме
черного»
Факультатив «Семьеведение»

32.

Кружок «Комнатное цветоводство»

30.

Количество часов
(в неделю)

Класс

0,5

6а, 6б

1

8а, 8б

1

6а

С 1 сентября 2022 года в планах внеурочной деятельности уровней образования выделено
направление – еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Внеурочные
занятия «Разговоры о важном» ведутся на основе примерной программы курса «Разговоры
о важном», одобренной решением ФУМО (протокол от 15.09.2022 № 6/22), внесены в
расписание и проводятся по понедельникам первым уроком еженедельно. Первое занятие
состоялось 5 сентября 2022 года. Ответственными за организацию и проведение
внеурочных занятий «Разговоры о важном» являются классные руководители.
В первом полугодии 2022/23 учебного года проведено 16 занятий в каждом классе, темы
занятий соответствуют тематическим планам Минпросвещения, формы проведения
занятий соответствуют рекомендованным.
Выявлены затруднения при проведении внеурочных занятий в 6 «Б» и 10 классах: в
классных кабинетах неисправно мультимедийное оборудование, что делает невозможным
показ видео, презентаций и проведение некоторых интерактивных заданий.
Вывод. Выявленные проблемы не повлияли на качество организации внеурочной
деятельности. Планы внеурочной деятельности НОО, ООО и СОО выполнены в полном
объеме.
Воспитательная работа
Воспитательная работа в Школе в 2022 г. организовывалась в соответствии с рабочими
программами воспитания и календарными планами воспитательной работы на уровне
НОО, ООО и СОО. На основании календарного плана воспитательной работы школы
классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог разрабатывали свои
рабочие документы.
Цель воспитательной работы Школы - личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);

10

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Реализация цели и задач рабочей программы воспитания осуществлялась в рамках
следующих направлений - модулей воспитательной работы школы:
1) «Ключевые общешкольные дела»;
2) «Классное руководство»;
3) «Школьный урок»;
4) «Курсы внеурочной деятельности»;
5) «Работа с родителями»;
6) «Профилактика и безопасность»;
7) «Самоуправление»;
8) «Профориентация»;
9) «Экскурсии, экспедиции, походы»;
10) «Организация предметно-эстетической среды».
В сентябре 2022 года в Школе сформировано 14 общеобразовательных классов.
Классными руководителями составлены планы воспитательной работы с классами на
учебный год в соответствии с рабочей программой воспитания и календарными
планами воспитательной работы Школы. В воспитательной деяьельности классные
руководители
использовали различные формы работы с обучающимися и их
родителями:

тематические классные часы;

участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков, фотоконкурсы,
конкурс чтецов;

участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах;

индивидуальные беседы с учащимися;

интерактивные КВИЗы;

акции;

индивидуальные беседы с родителями;

родительские собрания.
С сентября 2022г. в Школе внедрена должность советника директора по воспитанию и
взаимодействию с детскими общественными объединениями. Основная задача советника –
реализация программ воспитательной работы, организация в школе интересных и
полезных воспитательных дел, привлечение школьников к активному участию в детских
общественных объединениях. Под руководством советника активисты РДДМ «Движение
Первых» участвуют в акциях в рамках Дней единых действий. Дни единых действий
помогают сформировать у детей понимание ключевых календарных дат и системы
ценностей современной России, привычные календарные даты становятся интересными и
осмысленными для школьников, а участие в акциях дает им возможность проявить свои
организаторские и творческие способности. Во всех мероприятиях советник по воспитанию

11

задействует детей разных возрастных групп, начиная от начальной школы и заканчивая
старшеклассниками. Все дети с большим удовольствием и желанием участвуют в акциях.
В рамках программы развития социальной активности учащихся начальных классов в
сентябре 2022г. четвероклассники были зарегистрированы в проекте «Орлята России» дети вместе с своим классным руководителем выполняют задания различных треков в
течение всего года и получают за них баллы, по итогам подсчета баллов и определения
победителя из числа участников всей страны у ребят будет возможность посетить летнюю
смену в ВДЦ «Орленок».
Таким образом, Школа в отчетном периоде принимала активное участие в
воспитательных событиях муниципального, регионального и всероссийского уровней (и в
очном, и в дистанционном форматах).
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся организуется в рамках
реализации рабочей программы воспитания. Деятельность носит системный характер и
направлена на формирование:
 гражданского правосознания;
 патриотизма и духовно-нравственных ценностей;
 экологической культуры как залога сохранения человечества и окружающего
мира;
 активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении.
В 2022 году в рамках патриотического воспитания осуществлялась работа по
формированию представлений о государственной символике РФ: изучение истории герба,
флага и гимна РФ; изучение правил применения государственных символов; формирование
ответственного отношения к государственным символам, в том числе знакомство с мерами
ответственности за нарушение использования или порчу государственных символов и т. п.
В 2022 году в Школе проведено 4 общешкольных мероприятия, 8 единых классных часов,
3 акции гражданско-патриотической направленности.
Эффективность воспитательной работы Школы в 2022 году оценивалась по результатам
анкетирования обучающихся и их родителей, анкетирования педагогов, а также по
результатам оценки личностных результатов школьников в динамике (по сравнению с
предыдущим периодом). На основании этих данных можно сделать вывод об
удовлетворительном уровне организации воспитательной работы Школы в 2022 году.
Таким образом, деятельность педагогического коллектива по гражданскопатриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с поставленными целью и
задачами на удовлетворительном уровне. Все запланированные мероприятия реализованы в
полном объеме.

12

Дополнительное образование
Охват дополнительным образованием в Школе в 2022 году составил 84 процента.
С сентября 2022 Школа реализует 18 дополнительных общеразвивающих программ по
шести направленностям:







художественная («Танцевальная студия «Радуга», «Волшебный сундучок»,
«Театральная студия «Фантазия»);
физкультурно-спортивная («Волейбол», «Футбол», «Аэробика», «Настольный
теннис», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Шахматная азбука»);
социально-гуманитарная «Школа волонтера», «Я и закон», «Школьный медиацентр», «Юнармия»);
туристско-краеведческая («Люби и знай свой край»);
естественно-научная («Растениеводство»);
техническая («Робототехника», «Компьютерный клуб»).

Таблица 4. Информация о работе объединений дополнительного образования
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Программа
Танцевальная студия
«Радуга»
«Растениеводство»
Спортивная секция
«Лыжная подготовка»
Спортивная секция
«Легкая атлетика»
Спортивная секция
«Аэробика»
Спортивная секция
«Настольный теннис»
«Шахматная азбука»
Спортивная секция
«Волейбол»
Спортивная секция
«Футбол»
«Школа волонтера»
«Я и закон»
«Школьный медиацентр»
«Волшебный сундучок»
Театральная студия
«Фантазия»

Количество
часов
(в неделю)
8

Количество
обучающихся

Срок реализации
программы

30

2 года

3
2

12
12

1 год
1 год

2

15

1 год

2

10

1 год

1

10

1 год

2
2

10
18

1 год
1 год

2

20

1 год

2
1
2

15
10
12

1 год
1 год
1 год

2

14
17

1 год
1 год

13

№
п/п

Количество
часов
(в неделю)
4
1
2
4

Программа

15.
«Робототехника»
16. «Компьютерный клуб»
17.
«Юнармия»
18. «Люби и знай свой край»

Количество
обучающихся

Срок реализации
программы

10
12
14
35

1 год
1 год
1 год
1 год

Данные о выборе направленностей дополнительного образования по годам представлены в
гистограмме.

Выбор направленностей дополнительного
образования по годам
техническая
естественно-научная
туристско-краеведческая

2022

социально-гуманитарная

2021
2020

физкультурно-спортивная
художественная
0

20

40

60

80

100

120

В 2022 году выросла доля обучающихся, осваивающих дополнительные общеразвивающие
программы технической и социально-гуманитарной направленности.. Это говорит о росте
интереса обучающихся к освоению данных программ технической и естественно-научной
направленности и необходимости увеличения количества программ по этим
направленностям.
В 2022 году Школа включилась в проект Минпросвещения «Школьный театр» (протокол
Минпросвещения от 27.12.2021 № СК-31/06пр). В Школе с 1 сентября 2022 года
организовано объединение дополнительного образования «Театральная студия
"Фантазия"», для которого разработана программа дополнительного образования
Руководители театральной студии – педагоги дополнительного образования Панина Т.Ю. и
Роганова О.Е. Педагоги имеет необходимую квалификацию, а Роганова О.Е. прошла
обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
«Мастерство Учителя», проводимое Театральным институтом имени Бориса Щукина в
онлайн-формате. Составлены план и график проведения занятий театральной студии.
Созданы условия для организации образовательного процесса: выделены помещение и
специальное оборудование.

14

В театральной студии в 2022 году занимались 17 обучающихся 3–10-х классов. Это 7,5%
обучающихся Школы. В студии занимаются 2 ученика, находящихся в трудной жизненной
ситуации
В 2022 году в рамках дополнительного образования функционировал
школьный
спортивный клуб «Олимп». В рамках клуба реализуются программы дополнительного
образования:






волейбол – 1 группа;
футбол – 1 группа;
легкая атлетика – 1 группа;
лыжная подготовка – 1 группа;
аэробика – 1 группа.

В объединениях клуба в 2022 г. было занято 75 обучающихся (33,5% обучающихся
Школы).
Вывод: благодаря внесению необходимых изменений в программы дополнительного
образования выполнены в полном объеме, в основном удалось сохранить контингент
обучающихся. Качество дополнительного образования существенно повысилось.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным
планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными
нормативными актами Школы.
Начало учебного года – 1 сентября, окончание – 31 мая.
Продолжительность учебного года: 1-е классы – 33 недели, 2–8, 10-е классы – 34 недели, 9е и 11-е классы – по окончании ГИА.
Продолжительность уроков – 45 минут.
Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе.
Занятия проводятся в две смены для обучающихся 2–3-х классов, в одну смену — для
обучающихся 1-4х, 5–11-х классов.
Таблица 5. Режим образовательной деятельности
Количество
Классы
смен

Продолжительность урока
(минут)

Количество
Количество
учебных дней в
учебных
неделю
недель в году

1

1

Ступенчатый режим:
 35 минут (сентябрь–декабрь);
 40 минут (январь–май)

5

33

2–11

1

45

5

34

15

Начало учебных занятий – 8 ч 30 мин.
V. СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Проведен анализ успеваемости и качества знаний по итогам 2021/22 учебного
года. Статистические данные свидетельствуют об успешном освоении обучающимися
основных образовательных программ.
Таблица 6. Статистика показателей за 2022 год
№
п/п

1

Параметры статистики

2021/22 учебный
год

Количество детей, обучавшихся на конец учебного года / в
том числе:

226

– начальная школа

86

– основная школа

133

– средняя школа

7

Количество
обучение:
2

3

4

обучающихся,

оставленных

на

повторное

–

– начальная школа

-

– основная школа

1

– средняя школа

–

Не получили аттестата:

–

– об основном общем образовании

–

– о среднем общем образовании

–

Окончили Школу с аттестатом особого образца:

4

– в основной школе

4

– в средней школе

-

Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного
освоения основных образовательных программ сохраняется, но при этом сохраняется и
количество неуспевающих обучающихся Школы (вновь оставлен на повторное обучение
обучающийся 8 класса цыганской национальности по причине непосещения школы).

16

Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний
Таблица 7. Результаты освоения учащимися программы начального общего
образования по показателю «успеваемость» в 2022 году

Из них
успевают

Переведены условно

%

с отметками
«4» и «5»

%

с отметками
«5»

%

качество

%

Количество

%

Количество

Из них н/а
Количество

Классы

Всего учащихся

Не успевают/
Окончили год

%

2

28

28

100

7

25

7

25

14

50

-

-

-

-

3

25

25

100

13

52

6

24

19

76

-

-

-

-

4

17

17

100

4

25

3

18,8

7

43,8

-

-

-

-

Итого

70

70

100

24

34,3

16

22,9

40

57,1

-

-

-

-

Если сравнить результаты освоения обучающимися программы начального общего
образования по показателю «успеваемость» в 2022году с результатами освоения
учащимися программы начального общего образования по показателю «успеваемость» в
2021 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», стал
ниже (в 2021-м был 39,2%), процент учащихся, окончивших на «5», стал тоже ниже (в
2021-м – 24,4%).
Таблица 8. Результаты освоения учащимися программы основного общего
образования по показателю «успеваемость» в 2022 году

Окончили год

Из них
успевают

Переведены условно

%

с отметками
«4» и «5»

%

с отметками
«5»

%

качество

%

Количество

%

Количество

Из них н/а
Количество

Всего учащихся

Классы

Не успевают/

%

5

30

30

100

14

46,6

7

23,3

21

70

-

-

-

-

6

20

20

100

9

45

5

25

14

70

-

-

-

17

7

30

30

100

14

46,6

2

6,6

16

53,3

-

-

-

-

8

28

27

96,4

4

14,3

2

7,1

6

21,4

1

3,6

-

-

9

25

25

100

5

20

6

24

11

44

-

-

-

-

Итого

133

132

99,2

45

33,9

22

16,5

67

50,4

1

0,8

-

-

Если сравнить результаты освоения обучающимися программы основного общего
образования по показателю «успеваемость» в 2022 году с результатами освоения
учащимися программы основного общего образования по показателю «успеваемость» в
2021 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», повысился
на 6,3 процента (в 2021-м был 27,6%), процент учащихся, окончивших на «5», тоже
повысился на 1,6 процента (в 2021-м – 14,9%), уменьшилась доля неуспевающих в 2021-м
их было 4 (3,1%).
Таблица 9. Результаты освоения учащимися программы среднего общего образования
по показателю «успеваемость» в 2022 году

Из них
успевают

Переведены условно

%

с отметками
«4» и «5»

%

с отметками
«5»

%

качество

%

Количество

%

Количество

Из них н/а
Количество

Всего учащихся

Классы

Не успевают/
Окончили год

%

10

1

1

100

-

-

-

-

0

0

-

-

-

-

11

6

6

100

2

33,3

3

50

5

83,3

-

-

-

-

Итого

7

7

100

2

28,6

3

42,8

5

71,4

-

-

-

-

Результаты освоения учащимися программы среднего общего образования по показателю
«успеваемость» в 2022 учебном году увеличилось (в 2021-м количество обучающихся,
которые окончили на «4» и «5», было 23,1%), процент учащихся, окончивших на «5» выше
(в 2021-м было 23,1%).
Результаты ГИА
В 2022 году ГИА прошла в обычном формате в соответствии с порядками ГИА-9 и ГИА-11.
Девятиклассники сдавали ОГЭ по русскому языку и математике, а также по двум
предметам на выбор. Одиннадцатиклассники сдавали ЕГЭ по двум обязательным
предметам – русскому языку и математике – и при желании по предметам по выбору.

18

Таблица 10. Общая численность выпускников 2022 года
Показатели

9-е
классы

11-е
классы

Общее количество выпускников

25

6

Количество обучающихся на семейном образовании

0

0

Количество обучающихся с ОВЗ

0

0

Количество обучающихся, получивших «зачет» за
итоговое собеседование/ сочинение

25

6

Количество обучающихся, не допущенных к ГИА

0

0

Количество обучающихся, проходивших процедуру ГИА

25

6

Количество обучающихся, получивших аттестат

25

6

ГИА в 9-х классах
В 2021/22 учебном году одним из условий допуска обучающихся 9-х классов к ГИА было
получение «зачета» за итоговое собеседование. Испытание прошло 09.02.2022 в МОУ
СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области им.П.П.Липачѐва в очном формате.
В итоговом собеседовании приняли участие 25 обучающихся (100%), все участники
получили «зачет».
В 2022 году 25 девятиклассников сдавали ГИА в форме ОГЭ. Обучающиеся сдали ОГЭ по
основным предметам – русскому языку и математике на достаточно высоком
уровне. Успеваемость по математике и русскому языку за последние три года не
изменилась и стабильно составляет 100 процентов. Качество заметно повысилось.
Таблица 11. Результаты ОГЭ по обязательным предметам
Учебный Математика
Русский язык
год
Успеваемость Качество Средний Успеваемость
балл

Качество

Средний
балл

2019/2020 Отменены
2020/2021 100

14,2

3,1

100

28,6

3,4

2021/2022 100

44

3,4

100

64

3,9

Также 87 выпускников 9-х классов успешно сдали ОГЭ по выбранным
предметам. Результаты ОГЭ по предметам по выбору показали стопроцентную
успеваемость и в целом хорошее качество знаний обучающихся.

19

Таблица 12. Результаты ОГЭ в 9-х классах
Предмет

Количество обучающихся Качество

Средний
Успеваемость
балл

Обществознание

3

0

3

100

Биология

5

60

3,8

100

Информатика и ИКТ 16

12,5

3,1

100

Физика

2

100

4

100

География

20

40

3,5

100

Химия

4

75

3,8

100

Таблица 13. Динамика результатов ОГЭ по школе за 3 года (средний балл)
Обществознани
е

Биология

Химия

История

Физика

Не сдавали ОГЭ
3,4
3,1
3,7
3,9
3,4
3,5

3,6
3,1

4,5
3

4
3,8

3,8

-

4

Математ

Информатика

2020
2021
2022

Русский язык

ГОД

География

Предмет

Таким образом, средний бал по предметам немного выше за исключением информатики.
Лучше результаты по биологии, химии и физике, это связано с тем, что данные предметы
выбирают для сдачи учащиеся, имеющие результат не ниже 4 баллов.
Замечаний о нарушении процедуры проведения ГИА-9 в 2022 году не было, что является
хорошим результатом работы с участниками образовательных отношений.
Все девятиклассники Школы успешно закончили 2021/22 учебный год и получили
аттестаты об основном общем образовании. Аттестат с отличием получили 4 учащихся.
Таблица 14. Итоговые результаты выпускников на уровне основного общего
образования за три последних года
2019/20

2020/21
Колво

2021/22

%

Критерии

Колво

Количество выпускников 9-х классов всего

16

100 16

100 25

100

Количество выпускников 9-х классов, успевающих

3

18,8 0

11,4 6

24

%

Колво

%

20

по итогам учебного года на «5»
Количество выпускников 9-х классов, успевающих
по итогам учебного года на «4» и «5»

3

18,8 3

18,7 6

24

Количество выпускников 9-х классов, допущенных к 16
государственной (итоговой) аттестации

100 16

100 25

100

Количество выпускников 9-х классов, не
допущенных к государственной (итоговой)
аттестации

0

0

0

0

0

0

ГИА в 11-х классах
В 2021/22 учебном году одним из условий допуска обучающихся 11-х классов к ГИА было
получение «зачета» за итоговое сочинение. Выпускники 2021/22 года писали итоговое
сочинение 1 декабря 2021 года. В итоговом сочинении приняли участие 6 обучающихся
(100%), по результатам проверки все обучающиеся получили «зачет».
В 2022 году все выпускники 11-х классов (6человек) были допущены и успешно сдали
ГИА. Все обучающиеся сдавали ГИА в форме ЕГЭ.
В 2022 году выпускники сдавали ЕГЭ по математике на базовом и профильном уровне.
ЕГЭ по математике на базовом уровне сдавали 3 выпускника. Результаты представлены в
таблице.
Таблица 15. Результаты ГИА-11 по базовой математике 2022 году
Критерии

Математика (базовый
уровень)

Количество обучающихся, которые сдавали математику на
базовом уровне

3

Средний балл

4

Количество обучающихся, получивших высокие баллы, отметку
«5» по пятибалльной системе

1

Процент обучающихся, получивших высокие баллы, отметку
«5» по пятибалльной системе

33,3

ЕГЭ по русскому языку сдавали 6 обучающихся. Все выпускники 11-х классов успешно
справились с экзаменом. Высокий балл получила 1 обучающаяся (1,7%).
Таблица 16. Результаты ЕГЭ по русскому языку
Критерии

11

Количество обучающихся

6
21

Количество обучающихся, которые не набрали минимальное количество баллов

0

Количество обучающихся, которые получили высокие баллы (от 80 до 100)

1

Средний тестовый балл

56,3

В 2022 году ЕГЭ по математике на профильном уровне сдавали 3 человека. Все
обучающиеся успешно справились с экзаменом. Средний балл – 50.
Снижение результатов по русскому языку и математике в 2022 году по сравнению с
2021 годом связано с тем, что предмет сдавали все обучающиеся 11-х классов с разной
степенью подготовленности.
Таблица 17. Динамика результатов ЕГЭ по школе за 3 года (средний балл)

ГОД

Русский язык

Математика
(базов. уровень)

Математика
(профиль)

Биология

Химия

Обществознание

История

Физика

Информатика

Литература

География

Предмет

2020
2021
2022

67,2
62
56,3

4

64,9
60
50

59
50

82
66

66,7
57,3
44,6

58,5
50
-

45
40
38
55
30,3 -

51
70
51

56

Таким образом, средний бал в 2022г. немного ниже по сравнению с предыдущими годами,
данные обучающиеся не сдавали экзамен в форме ОГЭ, который является своеобразной
подготовкой кЕГЭ
Cогласно результатам ЕГЭ успеваемость составила 100 процентов.
В 2022 году из предметов по выбору обучающиеся чаще всего выбирали обществознание.
Из 6 обучающихся предмет выбрали 5человек (83,3%). Физику выбрали 3 (50%) остальные
предметы сдавали по одному человеку.
Таблица 18. Результаты ЕГЭ в 2022 году
Учебные предметы Количество
Минимальный /
участников ЕГЭ пороговый балл

Средний Уровень
балл
обученности

Русский язык

6

24

56,3

100

Физика

3

36

30,3

33,3

Математика
(профильный
уровень)

3

27

50

100

География

1

37

56

100

Обществознание

5

42

60

100
22

Химия

1

36

66

100

Литература

1

32

70

100

Биология

1

36

50

100

Все выпускники 11-х классов успешно завершили учебный год и получили аттестаты.
Количество обучающихся, получивших в 2021/22 учебном году аттестат о среднем общем
образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении», – 0 человек
Таблица 19. Количество медалистов за последние пять лет
Медаль «За особые успехи в учении»
2018

2019

2020

2021

2022

4

3

3

0

0

Таблица 20. Получили медаль «За особые успехи в учении» в 2022 году
№ п/п Ф. И. О. выпускника Класс Классный руководитель
1

-

-

-

Выводы о результатах ГИА-9 и ГИА-11
1. Обучающиеся 9-х и 11-х классов показали стопроцентную успеваемость по
результатам ГИА по всем предметам.
2. По ГИА-9 средний балл выше по обязательным предметам , по предметам по
выбору хороший результат по физике, химии, биологии, низкий – по информатике
3. Все выпускники 11-х классов, которые сдавали ГИА в форме ЕГЭ, успешно
справились с обязательными предметами. Самые высокие персональные баллы по
русскому языку у Захаровой В., по профильной математике у Папшева А. и по
базовой – у Серяковой А.
4. Среди выпускников 9-х классов аттестат с отличием в 2022г. получили 4 человека.
5. Среди выпускников 11-х классов аттестат с отличием и медаль «За особые успехи
в учении» в 2022г. не получили.

23

8

1

43,8

93,8

15

0

1

Математика

16

16

3

8

5

-

68,8

100

14

2

0

Окружающий
мир

16

16

5

8

3

-

81,3

100

15

0

1

Русский язык

30

28

7

12

3

-

67,9

100

20

0

8

Математика

30

29

6

10

10

3

55,2

89,7

14

0

15

Биология

30

29

6

16

7

-

75,9

100

15

1

13

История

30

29

5

19

5

-

82,8

100

15

0

14

Русский язык

20

18

2

6

9

1

44,4

94,4

12

0

6

Математика

20

19

3

9

5

2

63,2

89,5

13

0

6

Биология

20

17

8

4

5

-

70,6

100

9

5

3

Обществознан
ие

20

17

3

9

5

-

70,6

100

9

0

8

28
28

3
4

10
10

12
12

3
2

46,4

89,3

13

2

13

Математика

31
31

50

92,9

17

1

10

Биология -7а

21

20

11

6

3

-

85

100

12

7

1

Обществознан
ие -7а

21

21

4

8

6

3

57,1

85,7

7

0

14

География- 7б

10

10

-

5

5

-

50

100

8

0

2

Русский язык

28

25

3

11

6

5

56

80

17

1

7

Математика

28

24

2

5

15

2

29,2

91,7

22

0

2

История

6

6

4

2

-

-

100

100

4

0

2

География

6

6

3

3

-

-

100

100

5

0

1

Физика

6

6

2

4

1

-

83,3

100

4

1

1

65,8

95,6

260

20

128

Русский язык

7а,б

8а,б
11

уровень (кол-во уч-ся)

4

Итого:

408

Понизили

На «2»

6

Повысили уровень (колво уч-ся)

На «3»

5а,б

Подтвердили уровень
(кол-во уч-ся)

На «4»

3

ности, %

На «5»

16

Предмет

Уровень обучен

Кол-во писавших

16

Всего в классе

Русский язык

Класс
4

Качество обучения, %

Сравнение результатов ВПР.
Таблица 21. Итоги ВПР (апрель 2022г.)

24

Результаты работ показали, что подтвердили свои знания 63,7% учащихся, повысили
– 4,9%, понизили – 31,4%

На «2»

Качество обучения, %

Подтвердили уровень
(кол-во уч-ся)

Повысили уровень (колво уч-ся)

2

-

77,7

100

3

0

6

12

11

3

4

4

-

63,6

100

8

1

2

9

8

-

3

5

-

37,5

100

3

0

5

9

7

1

1

4

1

28,6

85,7

2

0

5

Физика

13

10

1

1

7

1

20

90

8

0

2

9а

География

13

12

3

5

4

-

66,6

100

11

0

1

14

13

-

5

7

1

38,5

92,3

1

6

6

9б

Обществознан
ие

14

12

-

4

8

-

33,3

100

7

0

5

45,7

96

43

7

32

8б

Обществознан
ие
Английский
язык

Биология
Итого:

82

Результаты работ показали, что подтвердили свои знания 52,4% учащихся, повысили
– 8,5%, понизили – 39,1%
Результаты ВПР можно считать удовлетворительными
% обученности по школе -90,3%, качество обучения – 53,5. Результат объективный.
Справились 100% с работой по биологии и географии в разных классах, хотя писали не во
всех класса в 100% составе. Учащиеся отсутствовали по причине болезни. Среди
тестируемых классов самые слабые по всем показателям классы по школе – 7б и 8б
классы,у учащихся неоднократно выставлялись неудовлетворительные оценки по итогам
четвертей. ВПР показали значительное снижение результатов по сравнению с итоговой
оценкой за третью четверть.
Рекомендовано:



По результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению
выявленных пробелов;



Организовать повторение на уроках тем, проблемных для всего класса;

25

уровень (кол-во уч-ся)

На «3»

4

Английский
язык
Немецкий язык

Понизили

На «4»

3

8а

ности, %

На «5»

9

Предмет

Уровень обучен

Кол-во писавших

10

Класс

Всего в классе

Таблица 22. Итоги ВПР (осень 2022г.)





На уроках максимально организовать работу с тестовым материалом.




Повышать внимательность обучающихся.

Совершенствовать навыки работы со справочниками.
Организовать индивидуальную
показавшими низкие результаты;

работу

с

обучающимися,

снизившими

и

Обратить внимание на метапредметность многих заданий. Учителям необходимо
обучать навыкам изучающего чтения и информационной переработки прочитанного
материала; учить адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых
типов речи и стилей ;анализировать тексты с точки зрения их основной мысли –
задача по математики или параграф по любому предмету, адекватно формулировать
основную мысль текста;использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее; понимать целостный
смысл текста, находить в тексте требуемую информацию с целью подтверждения
выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить речевое
высказывание в письменной форме; создавать устные и письменные высказывания.
В связи с тем, что у детей объективно недостаточно социального опыта, необходимо
уделять больше внимания работе обучающихся с различными источниками,
самостоятельной формулировке обучающимися примеров, корректировать их ответы по
специально задаваемым критериям.
Необходимо выстраивать отдельную систему повторения ключевых тем курса,
заостряя внимание на наиболее сложных вопросах.
Систематическое повторение способов универсальных учебных действий
обучающихся во взаимодействии с предметом должно сопровождаться полноценной
реализацией системно-деятельностного подхода.
Причины несоответствия результатов ВПР и оценок:
Отсутствие дифференцированной работы с обучающимися;
Недостаточный уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки
внимательного прочтения текста задания, предварительной оценки правильности
полученного ответа и его проверки;
Особенности формулировки и характер задания (отдельные обучающиеся не поняли
задание и, как следствие, выполнили его неверно);
Пропуски уроков отдельными учащимися и, как следствие, недостаточное усвоение
материала, необходимого для успешного выполнения ВПР.
Индивидуальные особенности некоторых учащихся (в том числе эмоциональное
состояние во время выполнения работы, медлительность и нехватка времени на
сосредоточенное выполнение заданий (старались сделать всѐ, быстро, но сделали много
ошибок).
1. Низкая мотивация отдельных учащихся к обучению, нежелание учиться.
2. Недостатки в индивидуальной работе учителя-предметника с учащимися.

26

Активность и результативность участия в олимпиадах
В 2022 году проанализированы результаты участия обучающихся Школы в олимпиадах и
конкурсах всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней.
Осень 2022 года, ВсОШ. В 2022/23 году в рамках ВсОШ прошли школьный и
муниципальный этапы. Сравнивая результаты двух этапов с результатами аналогичных
этапов, которые прошли осенью 2021 года, можно сделать вывод, что количественные
показатели не изменились, а качественные – стали выше на 2 процента.

27

Таблица 23. Количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) в 2022
году по предметам

Англ / немец
язык
ОБЖ
География
Литература
Физика
МХК
Обществознан.
Математика
Русский язык
Химия
Право
Эколог
Эконом
История
Биология
Физ. культ.
Информатика
Технология
ИТОГО

Всего
обучающихся

11кл.
Всего участников

Всего
обучающихся

10кл. нет
Всего участников

Всего
обучающихся

9 кл.
Всего участников

Всего
обучающихся

8 кл.
Всего участников

Всего
обучающихся

7 кл

Всего
обучающихся
Всего участников

Всего
участников

6 кл.

Всего
обучающихся
Всего участников

Предмет

Всего участников

5 кл.

Количество Количество
победителей призеров

25

-

-

3

30

4

20

11

31

3

24

4

15

-

-

4

11

6
39
30
12
10
30
33
16
15
34
4
20
274

5
4
9

15
15
---

8
6
12
7
4
40

30
30
30
30
30
-

7
4
3
6
8
4
36

20
20
20
20
20
20
-

3
12
6
3
6
8
6
7
10
4
76

31
31
31
31
31
31
31
31
31
31
-

3
7
6
6
-4
3
4
4
5
9
3
57

27
27
27
27
27
27
27
27
27
27
27
-

5
3
6
3
6
4
6
3
7
4
5
56

15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
-

-

-

2
3
4
1
0
5
5
0
0
5
1
0
30

4
19
12
3
4
20
14
4
2
11
1
3
108
28

Таблица 24. Сравнительный анализ результативности участия обучающихся в школьном этапе ВсОШ
за три года
Предмет
Всего
участников
Англ/нем. язык
ОБЖ
География
Литература
Физика
МХК
Обществознание
Математика
Русский язык
Химия
Право
Экология
Экономика
История
Биология
Физическая
культура
Информатика
Технология
ИТОГО

2020г.
Количество

2021г.
Количество
Всего
Количество Количество
призеров участников победителей призеров

2022г.

25
5
42
26
19
15
27
31
20
6
28
36
10

победителей
3
1
6
3
1
1
7
6
4
1

5
2
25
12
3
2
16
15
3
2
12
2

25
26
29
9
11
31
37
15
5
5
37
9

5
6
3
2
2
4
4
1
1
8
1

6
14
12
4
2
14
13
6
2
14
4

25
6
39
30
12
10
30
33
16
15
34
4

4
2
3
4
1
5
5
5
1

11
2
19
12
3
4
20
14
4
2
11
1

270

30

99

7
246

1
38

4
95

20
274

30

3
108

29

Результативность участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников
Результатом занятий по интересам и способностям явились успехи учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады
школьников, где было 5 призовых мест (на два места больше по сравнени. С прошлым годом):
Таблица 23. Количество призовых мест, полученных уч-ся школы на районных олимпиадах

2021

2022

-

-

II место11 кл

III место
-9кл
III место
-11кл

-

-

III место
-9кл
III место
-10кл

Литература, литер.
Краевед.

Русский язык

Экология,эколог
ияПенз края

Информатик

Биология

География
геогр. Пенз. Обл.

Химия
II место11 кл

ОБЖ и ФЗК,
технология

-

Иностранный язык

-

II место10 кл
II место11 кл

История/общест
вознание

2020

Физика

Год

Математика

предметы

Право I место11кл,
избират.право II
место – 11кл
общ- III место
-11кл

-

-

II место11 кл

-

I место11 кл,

-

III место
-10кл

-

-

-

-

-

-

-

-

II место9 кл

III место
-10кл

-

-

-

III место
-10кл

-

30

V. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ
Таблица 24. Востребованность выпускников

Перешли в
10-й класс
Школы

Перешли в
10-й класс
другой ОО

Поступили в
профессионал
ьную ОО

Всего

Поступили в
вузы

Поступили в
профессионал
ьную ОО

Устроились
на работу

Пошли на
срочную
службу по
призыву

Средняя школа

Всего

Год выпуска

Основная школа

2020

16

6

1

8

15

11

4

0

0

2021

16

1

2

10

5

5

0

0

0

2022

25

14

1

10

6

4

2

0

0

В 2022 году уменьшилось число выпускников 9-го класса, которые продолжили обучение
в других общеобразовательных организациях региона, большая часть продолжила обучение
в школе. Это связано с тем, что один из выпускных классов показал хорошие результаты на
экзаменах, 4 человека получили аттестат особого образца. Количество выпускников,
поступающих в вузы, стабильно по сравнению с общим количеством выпускников 11-го
класса.
VII. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
Деятельность по оценке качества образования в МОУ СОШ с.Поима Белинского района
Пензенской области им.П.П.Липачѐва в 2022 году организовывалась на основании
Положения о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) и в соответствии
с Планами ВСОКО на 2021/22 и 2022/23 учебные годы.
Внутренняя система оценки качества образования Школы ориентирована на решение
следующих задач:
систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в
образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных
управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной
деятельности и достижение планируемых результатов;
 максимальное устранение эффекта неполноты и неточности информации о
качестве образования как на этапе планирования достижения образовательных
результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательной деятельности
по достижению соответствующего качества образования.


31

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в МОУ СОШ с.Поима
Белинского района Пензенской области им.П.П.Липачѐва являются:
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения
как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур
внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых
исследований муниципального, регионального и федерального уровней;
 оценка
результатов деятельности педагогических кадров как основа
аттестационных процедур;
 оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.


Объектами процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся
являются:






личностные результаты;
метапредметные результаты;
предметные результаты;
участие и результативность в школьных, областных и других предметных
олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников.

Основными процедурами оценки образовательных достижений обучающихся являются:
стартовая и входная диагностики, текущая и тематическая оценка, портфолио,
внутришкольный мониторинг образовательных достижений, промежуточная и итоговая
аттестацию обучающихся.
Содержание процедуры оценки качества условий образовательной деятельности включает
в себя:








исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством
образовательного процесса и качеством условий;
программно-информационное обеспечение, наличие школьного сайта, регулярное
пополнение и эффективность его использования в учебном процессе;
оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами
обучения и мебелью;
обеспеченность методической и учебной литературой;
диагностику уровня тревожности обучающихся 1-х 5-х и 10-х классов в период
адаптации;
оценку количества обучающихся на всех уровнях образования и сохранения
контингента обучающихся;
оценку кадровых условий реализации образовательной программы (аттестация
педагогов, готовность к повышению педагогического мастерства, знание и
использование современных методик и технологий, подготовка и участие в

32

качестве экспертов ЕГЭ, ОГЭ, аттестационных комиссий, жюри, участие в
профессиональных конкурсах);
 использование социальной сферы микрорайона и города.
Основными методами оценки качества условий образовательной деятельности являются
экспертиза, мониторинг, анализ и анкетирование.
В январе 2022 г. МОУ СОШ с. Поима стала участницей Программы по развитию
личностного потенциала, которую реализует Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в
будущее».
С 24 февраля по 4 марта 2022 года члены управленческой команды школы прошли очнодистанционное обучение в Институте регионального развития Пензенской области по
программе повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей
образовательной среды (ЛРОС)».
В рамках разработки управленческого проекта «Меняем мир САМИ» команда МОУ СОШ
с. Поима провела анализ образовательной среды по методике В.Ясвина.
Рис.2. Параметры образовательной среды: результаты по методике Ясвина

Широта
Устойчивость

Безопасность
Структурирова
нность

9
8
7
6
5
4
3
2
1
0

Интенсивность
Руководитель/Директор

Осознаваемость
Обобщенность
Эмоциональнос
ть

Мобильность
Активность

Администрация
Педагоги
Родители
Ученики/воспитанники

Доминантность
Когерентность

Результаты удовлетворенности участников образовательного процесса качеством
образовательного процесса и качеством условий позволили отметить следующие
проблемные моменты:


Среда школы – преимущественно типично-догматическая, способствует
формированию пассивного и зависимого ребенка.



Значительные разногласия в видении школьной среды участниками
образовательного процесса.
33





Высокий уровень эмоциональной напряженности у многих педагогов (по
результатам диагностики педагога-психолога).
Низкий уровень эмоционального интеллекта у участников образовательного
процесса.
Наличие конфликтных ситуаций «ученик-ученик», «ученик-педагог»,
«педагог-родитель».

Рис. 3 Соотношение типов образовательной среды.

•
•
•

В качестве ключевых проблем проекта выделены следующие:
Ограниченные возможности для самовыражения учащихся и их личностного
развития.
Недостаточное развитие навыков саморегуляции и управления эмоциями у
педагогов, учащихся и их родителей.
Низкая позитивная активность участников образовательного процесса.
Основными целями проекта, исходя из данных проблем, являются следующие:
1) Переход от типично-догматической среды к творческой среде свободной
активности.
2) Повышение показателей таких характеристик среды ОО, как мобильность,
активность, когерентность, интенсивность, эмоциональность.
Реализация проекта по развитию личностного потенциала рассчитана на 20222025гг. В мае и октябре 2022г. обучение в рамках проекта прошли педагогипредметники, в настоящее время проходит внедрение запланированных инноваций,
обеспечивающих сочетание творческого и нормативного компонентов деятельности.
Произошли первые зримые изменения в предметно-пространственной среде ОО.

34

VII. ОЦЕНКА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится
целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального
баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в
его развитии в соответствии с потребностями Школы и требованиями действующего
законодательства.
Основные принципы кадровой политики направлены:
на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
 создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных
условиях;
 повышение уровня квалификации персонала.


На период самообследования в Школе работают 23 педагога. Из них три человека имеют
среднее специальное образование.
1. В 2021 году результаты опроса, анкетирования, посещения уроков, в том числе в онлайнформате, при выявлении профессиональных дефицитов педагогов-предметников показали,
что 42 процента педагогов начальной, 32 процента – основной, 28 процентов – средней
школы нуждались в совершенствовании компетенций, а более 2 процентов всех учителей
считали, что им не хватает компетенций для подготовки к дистанционным занятиям.
Аналогичное исследование в 2022 году показало, что за год данные значительно
улучшились: 13 процентов педагогов начальной, 6 процентов – основной, 5 процентов –
средней школы и 5 процентов педагогов дополнительного образования нуждаются в
совершенствовании ИКТ-компетенций, и только 5 процентов всех учителей считают, что
им не хватает компетенций для реализации ФГОС-2021.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности работы с кадрами
и выбранными дополнительными профессиональными программами (повышение
квалификации) по совершенствованию ИКТ‑компетенций, работе с цифровыми
инструментами и необходимости работы с новыми кадрами по данному направлению.
2. Анализ условий реализации программы начального общего образования и основного
общего образования в части формирования функциональной грамотности обучающихся
(способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе
сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности),
включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к
успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию, показал недостаточную готовность педагогических кадров. Так, 30
процентов педагогов испытывают затруднения в подборе заданий, 17 процентов не видят
значимости в применении такого формата заданий. В связи с обязательным обеспечением
условий формирования функциональной грамотности и недостаточной готовностью кадров
35

в план непрерывного профессионального образования педагогических кадров включены
мероприятия по оценке и формированию функциональной грамотности – читательской,
математической, естественно-научной, финансовой, креативного мышления, глобальных
компетенций в рамках внутриорганизационного обучения и организации обучения по
дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации) педагогов
предметных и метапредметных профессиональных объединений.
3. Анализ кадрового потенциала в МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской
области им.П.П.Липачѐва для внедрения требований обновленного ФГОС основного
общего образования в части обеспечения углубленного изучения учебных предметов с
целью удовлетворения различных интересов обучающихся показывает, что 10 процентов
педагогов не имеют опыта преподавания предметов на профильном уровне в рамках
среднего общего образования. В связи с чем принято решение о планировании адресной
подготовки педагогов по выбранным обучающимися учебным предметам для углубленного
изучения на уровне основного общего образования, развитии системы наставничества и
работы в парах.
4. С целью внедрения ФОП в план непрерывного профессионального образования
педагогических и управленческих кадров в МОУ СОШ с.Поима Белинского района
Пензенской области им.П.П.Липачѐва на 2023-й год внесены мероприятия по повышению
профессиональных компетенций педагогов для работы по федеральными рабочими
программами. Запланировано повышение квалификации педагогов для успешного
внедрения федеральных образовательных программ в школах.
IX. КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Анализ применения ЭСО в МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области
им.П.П.Липачѐва при реализации основной образовательной программы начального
общего образования показывает следующее:
3 процента педагогов в рамках урочной деятельности допускают одновременное
применение обучающимися более двух устройств, что запрещено санитарными
правилами (п. 3.5.2 СП 2.4.3648-20);
 10 процента обучающихся используют мобильные средства связи для обучения,
что запрещается (п. 3.5.3 СП 2.4.3648-20).


Таким образом, заместителю директора по УВР МОУ СОШ с.Поима Белинского района
Пензенской области им.П.П.Липачѐва необходимо провести разъяснительную работу с
педагогами по применению ЭСО в учебном процессе.
Обеспеченность доступа к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) в МОУ СОШ
с.Поима Белинского района Пензенской области им.П.П.Липачѐва составляет 50
процентов. В образовательном процессе используются ЭОР, включенные в федеральный

36

перечень
электронных
образовательных
Минпросвещения от 02.08.2022 № 653.

ресурсов,

утвержденный

приказом

VIII. ОЦЕНКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И БИБЛИОТЕЧНОИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Общая характеристика:





объем библиотечного фонда – 10464 единиц;
книгообеспеченность – 100 процентов;
обращаемость – 3757единиц в год;
объем учебного фонда – 9104 единиц.

Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджетов.
Таблица 25. Состав фонда и его использование
№ Вид литературы

Количество единиц в
фонде

Сколько экземпляров
выдавалось за год

1

Учебная

9104

3334

2

Художественная

1067

387

3

Справочная

193

25

4

Языковедение,
литературоведение

36

3

5

Естественно-научная

64

17

Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС. В 2022 году все учебники фонда
соответствовали федеральному перечню, утвержденному приказом Минпросвещения от
20.05.2020 № 254. В ноябре 2022 года также была начата работа переходу на новый
федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 21.09.2022
№ 858. Подготовлен перспективный перечень учебников, которые Школе необходимо
закупить до сентября 2023 года.
В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы
мультимедийные средства (презентации, дидактические материалы) – 76.

–

263диска,

Средний уровень посещаемости библиотеки – 7 человек в день.

Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Фонд дополнительной
литературы оцифрован полностью. Отсутствует финансирование библиотеки на закупку
периодических изданий и обновление фонда художественной литературы.

37

IX. ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере
образовательные программы. В Школе оборудованы 12 учебных кабинета, 9 из них
оснащен современной мультимедийной техникой, в том числе:






лаборатория по физике;
лаборатория по химии;
один компьютерный класс;
комбинированная мастерская;
комбинированный кабинет ОБЖ/географии.

Доступ детей с ОВЗ осуществляется через вход, оборудованный пандусом.
На втором этаже здания оборудован спортивный зал. В дополнительном корпусе
оборудованы столовая и пищеблок.
Школьная спортивная площадка приспособлена для игр , Школы оборудована полосой
препятствий, имеется футбольное поле. Предусмотрена площадка и для оздоровительных
занятий, зелѐный класс.
Анализ данных, полученных в результате опроса педагогов на конец 2022 года, показывает
положительную динамику в сравнении с 2021годом по следующим позициям:
материально-техническое оснащение школы позволяет обеспечить реализацию
основных образовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий на уровне начального общего, основного общего и
среднего общего образования на 100 процентов, в отличие от ранее – 90
процентов;
 качественно изменился подход к преподаванию предметов


При этом полный анализ оснащенности кабинетов согласно требованиям ФГОС основного
общего образования по предметным областям «Русский язык и литература», «Родной язык
и родная литература», «Иностранные языки», «Общественно-научные предметы» показал
частичное оснащение комплектами наглядных пособий, карт, учебных макетов,
специального оборудования, которые обеспечивают развитие компетенций в соответствии
с программой основного общего образования. В связи с чем административноуправленческой командой школы принято решение о направлении ходатайства учредителю
с целью решить вопрос пополнения материальной базы. Также в план работы включены
мероприятия по проведению анализа оснащенности кабинетов естественно-научного цикла
специальным лабораторным оборудованием с учетом специфики Школы и перспектив
развития для проведения лабораторных работ и опытно-экспериментальной деятельности в
соответствии с программой основного общего образования для последующего принятия
соответствующих решений.

38

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Данные приведены по состоянию на 31 декабря 2022 года.
Единица
измерения

Количество

Общая численность учащихся

человек

227

Численность учащихся по образовательной программе
начального общего образования

человек

89

Численность учащихся по образовательной программе
основного общего образования

человек

123

Численность учащихся по образовательной программе
среднего общего образования

человек

15

человек
(процент)

69 (33,7%)

Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по русскому
языку

балл

3,9

Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по математике

балл

3,4

Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому
языку

балл

4*

Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по математике

балл

4*

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые
получили неудовлетворительные результаты на ГИА по
русскому языку, от общей численности выпускников 9-го
класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые
получили неудовлетворительные результаты на ГИА по
математике, от общей численности выпускников 9-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса,
которые получили результаты ниже установленного
минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от
общей численности выпускников 11-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса,
которые получили результаты ниже установленного
минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от
общей численности выпускников 11-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Показатели
Образовательная деятельность

Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и
«5» по результатам промежуточной аттестации, от общей
численности обучающихся

39

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые
не получили аттестаты, от общей численности выпускников 9го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса,
которые не получили аттестаты, от общей численности
выпускников 11-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые
получили аттестаты с отличием, от общей численности
выпускников 9-го класса

человек
(процент)

4 (16%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса,
которые получили аттестаты с отличием, от общей
численности выпускников 11-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали
участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей
численности обучающихся

человек
(процент)

47 (20,9%)

Численность (удельный вес) учащихся – победителей и
призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности
обучающихся, в том числе:
− регионального уровня

12 (5,3%)
человек
(процент)

− федерального уровня

4 (1,7%)
1 (0,04%)

− международного уровня

0 (0%)

Численность (удельный вес) учащихся по программам с
углубленным изучением отдельных учебных предметов от
общей численности обучающихся

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) учащихся по программам
профильного обучения от общей численности обучающихся

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) учащихся по программам с
применением дистанционных образовательных технологий,
электронного обучения от общей численности обучающихся

человек
(процент)

227 (100%)

Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы
реализации образовательных программ от общей численности
обучающихся

человек
(процент)

0 (0%)

Общая численность педработников, в том числе количество
педработников:

23

− с высшим образованием
− высшим педагогическим образованием

19
человек

18

− средним профессиональным образованием

4

− средним профессиональным педагогическим образованием

4

Численность (удельный вес) педработников с

человек

19 (82,6%)
40

квалификационной категорией от общей численности таких
работников, в том числе:

(процент)

− с высшей

12 (52,2%)

− первой

7(30,4%)

Численность (удельный вес) педработников от общей
численности таких работников с педагогическим стажем:

5 (21,7%)

− до 5 лет

человек
(процент)

0 (0%)

− больше 30 лет

6(26,1%)

Численность (удельный вес) педработников от общей
численности таких работников в возрасте:

19 (47%)

− до 30 лет

человек
(процент)

− от 55 лет

0 (0%)
5 (21,7%)

Численность (удельный вес) педагогических и
административно-хозяйственных работников, которые за
последние пять лет прошли повышение квалификации или
профессиональную переподготовку, от общей численности
таких работников

человек
(процент)

27 (100%)

Численность (удельный вес) педагогических и
административно-хозяйственных работников, которые прошли
повышение квалификации по применению в образовательном
процессе ФГОС, от общей численности таких работников

человек
(процент)

23 (85,2%)

Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

единиц

0,09

Количество экземпляров учебной и учебно-методической
литературы от общего количества единиц библиотечного
фонда в расчете на одного учащегося

единиц

8545

Наличие в Школе системы электронного документооборота

да/нет

да

Инфраструктура

Наличие в Школе читального зала библиотеки, в том числе
наличие в ней:

да

− рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке

да

− медиатеки

да/нет

да

− средств сканирования и распознавания текста

да

− выхода в интернет с библиотечных компьютеров

да

− системы контроля распечатки материалов

да

Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут
пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от
общей численности обучающихся

человек
(процент)

915 (100%)

41

Общая площадь помещений для образовательного процесса в
расчете на одного обучающегося

кв. м

3,13

* В 2022 году средний балл ГИА-11 по русскому языку и математике рассчитывается на
основании обобщенных результатов по ЕГЭ и ГВЭ.
Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру,
которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 и позволяет
реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС по
уровням общего образования.
В Школе созданы условия для реализации ФГОС-2021: разработаны ООП НОО и ООО,
учителя прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения
квалификации по тематике ФГОС -2021. Результаты реализации ООП НОО и ООО по
ФГОС-2021 показывают, что Школа успешно реализовала мероприятия по внедрению
ФГОС-2021.
Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников,
которые имеют достаточную квалификацию и регулярно повышают квалификацию, что
позволяет обеспечивать стабильные качественные результаты образовательных
достижений обучающихся. Педагоги Школы владеют высоким уровнем ИКТ-компетенций.
Результаты ВПР показали среднее качество подготовки обучающихся Школы. Кроме этого,
стоит отметить, что педагоги Школы недостаточно объективно оценивают обучающихся.
С 1 сентября 2022 года МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области
им.П.П.Липачѐва приступила к реализации ФГОС начального общего образования,
утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного
общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, в 1-х
и 5-х классах.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».