Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

«Принято»
на заседании
педагогического совета
МОУ СОШ с. Поима
им. П. П. Липачѐва

«Утверждаю»
директор школы
___________
О.И.Родионова
Приказ № 22
от 13.04.2023г.

Протокол №9
от 13.04.2023г.

Регистрационный № 21
от 13.04.2023г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам
МОУ СОШ с.Поима
Белинского района Пензенской области
им.П.П.Липачёва

1

1. Общие положения
1.1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам
Муниципального
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Поима
Белинского района Пензенской области имени П.П. Липачѐва (далее - Порядок)
разработан в соответствии с
 Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным Приказом
Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. №629;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденный Приказом
Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ
от 5 августа 2020 г. № 882/391;
 Письмом Минобрнауки РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09 «Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоуправлению детей с ОВЗ, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
 Приказом Минобрнауки РФ № 816 от 23.08.2017 «Об утверждении порядка
применения организациями электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Уставом Учреждения.
1.2. Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности
организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (далее вместе - обучающиеся с
ограниченными возможностями здоровья).
1.3. Образовательная деятельность Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с.Поима Белинского района Пензенской области
имени П.П. Липачѐва (далее - Учреждения) по дополнительным общеобразовательным
программам направлена на:
 обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
обучающихся;
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном,
художественно-эстетическом
развитии
и
физическом
совершенствовании;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
 адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
 профессиональную ориентацию обучающихся;
 выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся
способности;
2

 удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований.
2. Условия реализации дополнительных общеобразовательных программ
2.1. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним
определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной Учреждением
в соответствии с федеральными государственными требованиями.
2.2. Учреждение создает условия для реализации дополнительных общеобразовательных
программ, учитывающие законодательство Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2.3. Учреждение может реализовывать дополнительные общеобразовательные программы
в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
2.4. Учреждение может организовать образовательный процесс в соответствии с
индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в
группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий
(разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например,
клубы, секции, кружки, лаборатории, студии творческие коллективы, ансамбли, театры,
мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально.
2.5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется
в порядке, установленном локальными нормативными актами Учреждения.
2.6.
Занятия
в
объединениях
могут
проводиться
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
различной
направленности
(технической,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной,
художественной,
туристскокраеведческой, социально-гуманитарной).
2.7. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем
составом объединения.
2.8. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
и возрастных особенностей обучающихся.
2.9. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным
нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2.10 Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях,
переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
2.11. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются
Учреждением самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской
Федерации.
2.12. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются Учреждением как
самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
3

2.13. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ
могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований,
установленных законодательством Российской Федерации.
2.14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ Учреждением
может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на
модульном принципе представления содержания образовательной программы и
построения учебных планов, использования соответствующих образовательных
технологий.
2.15. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ
методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
2.16. Учреждение обновляет дополнительные общеобразовательные программы с учетом
развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
2.17. При реализации дополнительных общеобразовательных программ Учреждение
может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые
условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
2.18. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся.
2.19. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия,
которые проводятся по группам или индивидуально.
2.20. Учреждение определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и
периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
3. Организация образовательного процесса по адаптированным дополнительным
общеобразовательным программам
3.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Учреждение организует
образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеобразовательным
программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий
обучающихся.
3.2. По запросу родителей (законных представителей) учреждение должно создавать
специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической
комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида,
ребенка-инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания Учреждения и другие условия, без которых невозможно или затруднено
4

освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья.
3.3.
Образовательная
деятельность
по
адаптированным
дополнительным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся
различных нозологических групп и быть направлена на решение следующих задач:
 оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации);
 предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом
(помощником) при необходимости технической помощи;
 обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для
обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе:
 с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации;
 воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов
деятельности;
 формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации
дополнительных общеобразовательных программ.
3.4. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
определяются
адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида.
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе
дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости
для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области
коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших
соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения
квалификации.
3.5. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с
ограниченными
возможностями
здоровья
Учреждение
по
адаптированным
дополнительным образовательным программам обеспечивает создание специальных
условий для получения образования указанными обучающимися, в том числе для
обучающихся в Учреждении:
 детей с задержкой психического развития,



использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор,
облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения
спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка,
выполненная в знаково-символической форме);



обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику
физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование
саморегуляции деятельности и поведения;




использование специальных приемов и методов обучения;
дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом
психофизических возможностей обучающихся;

5



соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей
нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик,
использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с
учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и
нейродинамики психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и другие), использование
здоровьесберегающих и коррекционнооздоровительных технологий, направленных
на компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания,
скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных
общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);
 детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):



специально оборудованные "зоны отдыха" для снятия сенсорной и эмоциональной
перегрузки;



для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и
множественными нарушениями развития) (ТМНР) - психолого-педагогическое
тьюторское сопровождение;



учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные
трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом
пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп
усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при
физических нагрузках);



сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная
инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное
повторение для усвоения нового материала, новых движений.
3.6. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных
группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.
3.7. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.8. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно
специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».