МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области
имени П.П. Липачёва
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол № 1
от "25" 08 2023 г.
ОДОБРЕНО
на заседании
педагогического
совета
Протокол № 1
от "31" 08 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ОО
__________Родионова
О.И.
Приказ № 44 §.1
от "31" 08 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Секреты функциональной грамотности»
Срок реализации: 4 года
С. Поим, 2023
1
Пояснительная записка.
Программа «Секреты функциональной грамотности» на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний
и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника
чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики
в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и
будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность
человека, и для принятия соответствующих решений.
2
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты функциональной
грамотности» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в
неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию
математической, финансовой грамотности.
Содержание программы
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на
части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль
и еѐ свойства, вода и еѐ свойства, три состояния воды, плавучесть предметов,
отражение
2класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов;
составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на
части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
3
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав
чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические
задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур,
нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады,
банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые
и повреждѐнные деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, овощами, мѐдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной.
Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей
корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста,
тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы
по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых
червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи, виды облаков, свойства
мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный
бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад,
пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия
семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками.
4
4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста,
тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы
по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны,
лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение,
части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки,
возможности использования человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской
корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование
и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки
на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться
калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
5
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового
воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление
и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
1) Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
6
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
2) Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
3) Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию
в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
7
Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями:
1) Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2) Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями:
8
1) Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане.
2) Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного, оценивать
правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
Модуль 1. Читательская грамотность
определять жанр произведения;
называть героев сказки;
дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;
давать характеристику героям;
определять последовательность событий и рассказывать сказку;
составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
различать научно-познавательный текст и художественный;
определять, чему учит сказка, определять, чему нужно учиться у героев сказки;
определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке
сказки;
отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;
делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);
устанавливать истинность и ложность высказываний;
подбирать из текста слова на заданную тему;
составлять вопросы по содержанию сказки;
определять принадлежность реплик персонажей сказки (без опоры на текст);
определять жанр произведения;
определять по рисунку содержание отрывка из текста;
фантазировать и придумывать продолжение сказки.
дополнять отзыв на прочитанное произведение.
9
Модуль 2. Математическая грамотность
определять количество предметов при счѐте;
составлять и решать выражения с ответом 5;
решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц;
соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;
образовывать число 8;
решать задачу в два действия;
составлять и решать выражения с ответом 9;
находить остаток числа;
соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру –
ломаную.
раскладывать число 9 на два слагаемых;
отвечать на вопросы на основе условия задачи;
анализировать данные и отвечать на вопросы;
раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;
раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;
раскладывать число 10 на три слагаемых;
раскладывать число 10 на три чѐтных слагаемых;
находить недостающие данные при решении задач; складывать
одинаковые слагаемые в пределах 10; выражать большие единицы
измерения в более мелких и наоборот;
определять
истинность/ложность высказываний.
раскладывать числа 9. 10, 11 на три слагаемых;
решать задачи на нахождение суммы;
читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;
устанавливать закономерность;
раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным
подсчѐтам;
практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой
диаграммы;
сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;
находить прямоугольники на рисунке;
решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;
раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;
читать простейшие чертежи.
10
Модуль 3. Финансовая грамотность
наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос, деньги, услуги, стоимость, сдача,
сбережения, карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка, реклама,
банки, финансы, банковские услуги, работники банка, мошенник, сделка, доход,
выручка, прибыль, продажа оптом, услуга, равноценный обмен, бартер.
анализировать информацию и объяснить, как формируется стоимость товара,
почему один и
тот же товар может быть дешевле или дороже;
рассуждать об умении экономно тратить деньги;
определять необходимые продукты и их цены;
определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;
определять стоимость покупки;
анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
объяснять смысл пословиц;
выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;
называть различные виды рекламы;
объяснить значение понятий на доступном для первоклассника уровне;
объяснять, что такое доход, затраты и как получать прибыль;
понимать, почему оптом можно купить дешевле;
выбрать товар для покупки на определѐнную сумму;
объяснять, что такое бартер;
формулировать правила обмена.
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
наблюдать за свойством воды – прозрачность;
определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода с сахаром;
определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;
объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;
использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;
определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;
делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
доказать, что внутри шарика находиться воздух, который легче воды;
показать, что шарик можно наполнять водой;
объяснить, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;
рассказать о свойствах шарике плавать на поверхности воды;
объяснить, почему шарик не тонет в воде; делать самостоятельные
умозаключения по результатам опытов.
11
описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные
признаки, описывать особенности внешнего вида; осуществлять поиск необходимой
информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;
контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
определять плавучесть металлических предметов;
объяснять, плавучесть предметов зависит от формы;
понимать, что внутри плавучих предметов находиться воздух;
объяснять, почему случаются кораблекрушения;
объяснять, что такое ватерлиния;
определять направление ветра.
объяснять, что такое снег и лѐд;
объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрепит; наблюдать за
переходом воды из одного состояние в другое;
наблюдать над формой и строением снежинок;
проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты
опытов;
высказывать предложения и гипотезы о причинах наблюдаемых
явлений.
объяснять, почему лопается надутый воздушный шарик при воздействии на него
сока из цедры апельсина;
объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; определять в
каком из апельсинов больше сока;
познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек; проводить
несложные опыты и объяснять полученные результаты.
объяснять, как можно увидеть своѐ отражение в воде;
определять, в каких предметах можно увидеть своѐ отражение;
наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых
металлических
предметах;
наблюдать многократность отражения;
наблюдать свойство изучаемых объектов: сравнить свойства соли и песка;
анализировать условия опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с
заменой
одного из объектов;
доказать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;
доказывать, что существует сила притяжения (закон Ньютона);
12
2 класс
Модуль 1. Читательская грамотность
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
способность различать тексты различных жанров и типов;
умение находить необходимую информацию в прочитанных
текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных
текстов; дополнять предложение словами из текста;
озаглавливать прочитанный текст; давать характеристику герою;
объяснять значение высказываний, встретившихся в
тексте; отвечать на вопросы из текста цитатами из него;
определять отрывок, к которому подобрана
иллюстрация;
разгадывать ребусы;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Модуль 2. Математическая грамотность
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному
и размышляющему человеку;
объяснять графические модели при решении задач;
строить ломаную линию;
анализировать данные столбчатой диаграммы, данные в явном и неявном виде;
дополнять недостающие на диаграмме данные;
отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;
решать задачи на практическое деление;
Модуль 3. Финансовая грамотность
представление о банковских картах;
понимание и правильное использование экономических терминов «покупка»,
«продажа», «сделка», «деньги»;
находить у монеты аверс и реверс;
13
объяснять, что такое фальшивые и поврежденные деньги;
знать правила использования поврежденных денег;
находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
способность осваивать и использовать естественно – научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно – научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
объяснять, что такое «погода», «хорошая погода», «облачность»;
объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
работать с таблицами наблюдений за погодой;
высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;
объяснять, зачем растениям нужен корень;
3 класс
Модуль 1. Читательская грамотность
определять периоды развития дождевого червя на основе теста;
объяснять, почему дождевые черви – это настояшие сокровища, живущие под
землѐй; находить предложение, соответствующее рисунку; выбирать утверждения,
соответствующие тексту;
называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте;
определять, что такое минерал;
называть стройматериалы, содержащие кальций;
определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
дополнять план текста;
рассказывать о прочитанном произведении;
записывать пословицы о хлебе;
находить ответ на вопрос в тексте;
называть хлебобулочные изделия; заполнять кластер о происхождении мела;
составлять вопрос по готовому ответу;
соединять части предложений;
давать определение слова;
находить в тексте предложения по заданному условию;
называть вещества, которые используют при изготовлении свечей;
называть правила безопасности при использовании свечей;
объяснять значение словосочетания;
14
Модуль 2. Математическая грамотность
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному
и размышляющему человеку;
определять дефицитный и профицитный бюджет;
выполнять вычисления по таблице;
составлять задачу по предложенному решению;
анализировать данные столбчатой диаграммы;
выполнять чертѐж к задаче и записывать еѐ решение;
анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие
подписи на круговой диаграмме;
анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определѐнный период;
подсчитывать доход семьи от детских пособий;
определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша;
подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа;
анализировать данные инфографики;
подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода
они составляют;
15
определять, какие налоги должна платить семья; подсчитывать ежемесячные
обязательные расходы; объяснять, что такое «скидка в 25 %»; определять, на
сколькостал дешевле товар со скидкой.
Модуль 3. Финансовая грамотность
понимание и правильное использование экономических терминов «бюджет»,
«налоги», «дефицит», «профицит», «семейный бюджет», «заработная плата»,
«аванс», «премия», «гонорар», «пенсия», «пособие», «выигрыш», «клад»,
«наследство», «движимое и недвижимое имущество», «обязательные расходы»,
«желаемые расходы», «текущие расходы», «разовые расходы», «коммунальные
платежи», «тариф», «штрафы», «налоги», «экономия семейного бюджета»,
«продовольственные товары», «непродовольственные товары»;
объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;
понимать, как в семье появляются доходы;
делить расходы на «обязательные» и «желаемые» и «непредвиденные»;
анализировать данные, представленные в виде графика;
приводить примеры различных профессий;
объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы;
называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим;
понимать, что выигрыш облегается налогом;
иметь представление о налогах, которые человек должен заплатить от доходов,
полученных в виде выигрыша;
понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
называть предметы, которые человек может получить в наследство;
определять, к какой группе относятся те или иные расходы;
объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;
формулировать простые правила экономии семейного бюджета;
представление о различных банковских услугах;
проведение элементарных финансовых расчѐтов;
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
способность осваивать и использовать естественно – научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно – научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
называть части дождевого червя;
рассказывать, чем питается дождевой червь;
объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность
земли;
16
наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;
заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя;
составлять суточное меню с молочными продуктами;
с помощью опыта показывать образование облаков;
объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
называть явления природы;
называть виды облаков, определять погоду по облакам;
называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; описывать
внешний вид ржаного и пшеничного хлеба; определять наличие дырочек в
хлебобулочных изделиях; давать определение слову «дрожжи»;
определять внешние признаки мела; доказывать, что мел не растворяется в воде;
называть, из чего состоит мел; определять состав мела; назвать области применения
мела; называть виды мыла;
исследовать мыло в сухом виде; показывать, что при намокании мыла появляется
пена; исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
рассказывать о строении свечей; рассказывать о зонах пламени свечи; объяснять,
почему гаснет свеча;
называть виды магнитов; определять опытным путем, какие предметы притягивает
магнит; рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; показывать с помощью
опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы;
способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого
познания;
4 класс
Модуль 1. Читательская грамотность
определять способ образования сложных слов;
уметь работать с толковым словарѐм;
составлять план в виде вопросов;
понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
находить информацию в прочитанных текстах;
задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей;
определять лексическое значение слова;
17
совершенствовать навыки определения лексического значения синонимов, их
подбора, выявления их смысловых и стилистических отличий;
учить употреблять синонимы как средство выразительности речи;
расширять словарный запас детей: предметный словарь: душегрейка, рубаха,
передник, сарафан, понева, кичка, коруны, кокошник, сорока, повойник, клобук,
малахай, онучи, лапти, тулуп, кафтан, зипун, землянка, изба, хата, хоромы, курень,
сени, половик, сито, коромысло, гончар;
с помощью рисунка вписывать в текст название старинной одежды;
составлять план, используя слова из текста;
определять по описанию названия головных уборов;
приводить примеры современных головных уборов;
рассуждать и записывать своѐ мнение о различии между предметами;
называть элементы оформления избы;
называть предметы печной утвари;
работать с толкованием слова;
описывать название предметов;
составлять обобщающий план;
соотносить описание предметов с их рисунками;
записывать ответ на вопрос по его началу;
определять части предмета, называть их;
определять порядок предложений в тексте;
дополнять текст по заданному условию;
называть опорные фразы, с помощью которых моно дать ответ на вопрос;
находить информацию в Интернете;
Модуль 2. Математическая грамотность
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному
и размышляющему человеку;
решать задачи на определение стоимости покупки;
решать задачи на определение скорости плавания;
понимать, что такое «смета»;
решать задачи на расчѐт количества необходимого материала для ремонта кухни;
решать задачи на расчѐт стоимости необходимого материала для ремонта кухни;
18
уметь работать с таблицами;
определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость
затрат на приготовление торта;
подсчитывать стоимость продуктов для торта;
подсчитывать стоимость продуктов для приготовления блюда по рецепту;
находить площадь и периметр участка и построек на нѐм; решать задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость»;
определять стоимость поездки на
отдых.
использовать полученные умения и навыки в практической жизни;
находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
Модуль 3. Финансовая грамотность
понимать значение понятия «потребительская картина»;
понимать и правильно использовать финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
иметь представление о различных видах семейных доходов;
иметь представление о различных видах семейных расходов;
иметь представление о способах экономии семейного бюджета;
понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум».
«минимальный размер оплаты труда»;
объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
объяснять, почему подсчитывается прожиточная корзина для трѐх категорий
населения;
объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных
регионах нашей страны;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для трѐх категорий
населения;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах
нашей страны;
объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина;
понимать значение и правильно использовать термин «инфляция»;
называть уровни инфляции;
понимать значение инфляции для экономики;
понимать значение и правильно использовать термины «распродажи, скидки,
бонусная программа, программа лояльности, бонусы, кешбек»;
понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для
увеличения доходов магазинов и привлечения покупателей;
19
понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;
понимать
значение
понятия
«благотворительность»,
«благополучатель»,
«благотворитель», «благотворительный фонд»;
называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной
помощи;
называть различные страховые риски;
понимать значение понятия «страхование», «страховые риски»;
называть виды страхования;
иметь представление о видах медицинского страхования;
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов,
для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания;
называть части растения;
объяснять, что значит «многогнездная ягода»;
определять горизонтальный и вертикальный срез;
указывать количество гнезд;
объяснять, что такое пасынок у помидора; объяснять, почему плоды у помидора –
ягода;
объяснять, что такое паприка; рассказывать о строение плода перца;
определять форму плода перца;
объяснять, чем плоды картофеля отличаются от плодов томата; объяснять, почему
после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; объяснять,
почему нужно сажать разные сорта картофеля; определять срок созревания
картофеля;
объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; называть
способы размножения картофеля; знать разные сорта картофеля; знать способы
размножения картофеля;
называть представителей семейства Паслѐновых;
называть благоприятные условия для прорастания семян; определять условия,
необходимые для прорастания семени баклажан;
определять глубину посева семян;
называть части лука; называть этапы выращивания лука; наблюдать за ростом лука
и записывать данные в таблицу; называть виды капусты; называть части капусты;
исследовать капусту в разрезе; рассказывать о размножении капусты;
20
рассказывать о строении гороха; рассказывать о строении семени гороха; проводить
опыт по проращиванию гороха;
называть виды грибов; рассказывать о плесневых грибах; называть грибыневидимки;
называть
грибы-паразиты.
21
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п Наименование
разделов
Читательская
1.
грамотность
Финансовая
2.
грамотность
Естественно3.
научная
грамотность
Математическая
4.
грамотность
Итого
Количество Цифровой ресурс
часов
8
1)Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v7
buryak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass10 (9 часов 6188519.html
в 1 классе) 2) Уроки для начальной школы от
«Кирилл и Мефодий» и презентации
уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp
9
3)Учи. Ру
https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/
4) Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-vburyak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html
5)Математическая мастерская
https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskiezadachi-1-4-klass/
6)Учительский портал: Представлены
уроки, тесты, презентации, внеклассные
мероприятия, интерактивная доска,
компьютерные программы
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
7) Образовательная соц.сеть nsportal
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/metodicheska
ya-kopilka-kombinatornye-logicheskie-i
34 (33 в 1
классе)
22
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1 класс
Тема занятия
Всего
часов
1. В. Бианки. Лис и мышонок.
1
2. Русская народная сказка. Мороз
и заяц.
3. В. Сутеев. Живые грибы.
1
4. Г.
Цыферов.
Петушок
и
солнышко.
5. М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
6. Грузинская сказка. Лев и заяц.
1
7. Русская народная сказка. Как
лиса училась летать.
8. Е. Пермяк. Четыре брата.
1
9. Про курочку рябу, золотые и
простые яйца.
10. Про козу, козлят и капусту.
1
11. Про петушка и жерновцы.
1
12. Как петушок и курочки делили
бобовые зернышки.
13. Про наливные яблочки.
1
14. Про Машу и трех медведей.
1
15. Про старика, старуху, волка и
лисичку.
16. Про медведя, лису и мишкин
мед.
17. За покупками.
1
18. Находчивый колобок.
1
Дата
проведен
ия
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
1
1
1
1
1
1
1
23
19. День рождения мухи-цокотухи.
1
20. Буратино и карманные деньги.
1
21. Кот Василий продает молоко.
1
22. Лесной банк.
1
23. Как мужик и медведь прибыль
делили.
24. Как мужик золото менял.
1
25. Как Иванушка хотел попить
водицы.
26. Пятачок,
Винни-пух
и
воздушный шарик.
27. Про репку и другие корнеплоды.
1
28. Плывет, плывет кораблик.
1
29. Про Снегурочку и превращения
воды.
30. Как делили апельсин.
1
31. Крошка енот и Тот, кто сидит в
пруду.
32. Иванова соль.
1
33. В. Сутеев. Яблоко.
1
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
1
1
1
1
1
Итого: 33
24
№
п/п
2 класс
Тема занятия
Всего
часов
1. Михаил Пришвин. Беличья
память.
2. Про беличьи запасы.
1
3. Беличьи деньги.
1
4. Про белочку и погоду.
1
5. И. Соколов-Микитов. В
берлоге.
6. Медвежье потомство.
1
7. Поврежденные и фальшивые
деньги.
8. Лесные сладкоежки.
1
9. Лев Толстой. Зайцы.
1
10. Про зайчат и зайчиху.
1
11. Банковская карта.
1
12. Про зайчишку и овощи.
1
13. Николай Сладков. Веселая
игра.
14. Лисьи забавы.
1
15. Безопасность денег на
банковской карте.
16. Лисьи норы.
1
17. Обыкновенные кроты.
1
18. Про крота.
1
19. Про кредиты.
1
Дата
проведения
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
1
1
1
1
1
25
20. Корень часть растения.
1
21. Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
22. Про ежа.
1
23. Про вклады.
1
24. Занимательные особенности
яблока.
25. Полевой хомяк.
1
26. Про полевого хомяка.
1
27. Ловушки для денег.
1
28. Про хомяка и его запасы.
1
29. Про бобров.
1
30. Бобры строители.
1
31. Такие разные деньги.
1
32. Материал для плотин.
1
33. Позвоночные животные.
1
34. Встреча друзей.
1
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
1
Итого: 34
26
№
п/п
3 класс
Тема занятия
Всего
часов
1. Про дождевого червяка.
1
2. Кальций.
1
3. Сколько весит облако?
1
4. Хлеб, всему голова.
1
5. Про мел.
1
6. Про мыло.
1
7. История свечи.
1
8. Магнит.
1
9. Дождевые черви.
1
10. Полезный кальций.
1
11. Про облака.
1
12. Про хлеб и дрожжи.
1
13. Интересное вещество мел.
1
14. Чем интересно мыло и как оно
«работает»?
15. Про свечи.
1
16. Волшебный Магнит.
1
17. Проверь себя.
1
18. Что такое «бюджет»?
1
19. Семейный бюджет.
1
Дата
проведения
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
1
27
20. Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
21. Откуда в семье берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия.
22. Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад выигрыш.
23. На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
24. На что тратятся семейные
деньги? Обязательные платежи.
25. Как сэкономить семейные
деньги?
26. Расходы и доходы бюджета.
1
27. Планируем семейный бюджет.
1
28. Подсчитываем семейный доход.
1
29. Пенсии и пособия.
1
30. Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
31. Подсчитываем расходы.
1
32. Расходы на обязательные
платежи.
33. Подсчитываем сэкономленные
деньги.
34. Проверь себя.
1
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 34
28
№
п/п
4 класс
Тема занятия
Всего
часов
1. Старинная женская одежда.
1
2. Старинные женские головные
уборы.
3. Старинная мужская одежда и
головные уборы.
4. Жилище крестьянской семьи
на Руси.
5. Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
6. История посуды на Руси.
1
7. Какие деньги были раньше в
России
8. Томат.
1
9. Болгарский перец.
1
10. Картофель.
1
11. Баклажан. Семейство
Паслѐновые.
12. Лук.
1
13. Капуста.
1
14. Горох.
1
15. Грибы.
1
16. Творческая работа.
1
17. Потребительская корзина.
2
18. Прожиточный минимум.
1
Дата
проведения
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
1
1
2
1
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
1
1
29
19. Инфляция.
1
20. Распродажи, скидки, бонусы.
2
21. Благотворительность.
1
22. Страхование.
1
23. В бассейне.
1
24. Делаем ремонт.
2
25. Праздничный торт.
1
26. Обустраиваем участок.
1
27. Поход в кино.
2
28. Отправляемся в путешествие.
1
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
https://infourok.ru
https://uchi.ru
29. Составляем
словарик
по
1
финансовой грамотности.
Итого: 34
30
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Функциональная грамотность. Тренажер для школьников. Авторы:
М.В.Буряк, С.А.Шейкина
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие «Контрольно-измерительные материалы по курсу
«Функциональная грамотность» 1-4 классы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1)Инфоурок https://infourok.ru/
2) Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков
http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp
3)Учи. Ру https://uchi.ru/
4) Математическая мастерская https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskiezadachi-1-4-klass/
6)Учительский портал: Представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные
мероприятия, интерактивная доска, компьютерные программы
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
7) Образовательная соц.сеть nsportal https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/metodicheskaya-kopilka-kombinatornyelogicheskie-i
31