МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области
имени П.П. Липачѐва
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Тропинка в профессию»
для 1- 4 классов начального общего образования
на 2023 - 2024 учебный год
С. Поим 2023
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для первого класса
«Тропинка в профессию» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требованиями к основной образовательной программе
начального общего образования и реализуется с учетом программы
воспитания.
В рамках Национального проекта «Образование» реализуется федеральный
проект «Успех каждого ребенка», одним из направлений которого является
ранняя профориентация. Профессиональная деятельность занимает в жизни
человека особое место. Родителей волнует будущее их детей с самого
рождения. Они внимательно следят за развитием склонностей своих детей,
стараются помочь им в профессиональном выборе. В современной жизни
огромное количество различных профессий, и социализация ребенка
является важнейшим звеном в мире человеческих занятий. Так как дети
младшего школьного возраста имеют поверхностные представления о
профессиях в школах необходимо вводить раннюю профориентацию. В
школе учебный план не предусматривает выделение часов на
профориентационную работу с обучающимися, хотя именно школа является
главным звеном процесса профессионального самоопределения учащихся.
Поэтому возникла необходимость создания программы по внеурочной
деятельности для начальной школы «Тропинка в профессию». Необходимо,
начиная с начальной школы, знакомить детей на практике с трудом их
родителей, чтобы выпускники старших классов смогли сделать осознанный
выбор своей будущей профессии. Всем известно, чтобы познакомить
ребенка
с определенной профессией
недостаточно рассказать о ней,
необходимо чтобы ребѐнок увидел предприятие, сам попробовал что-то
сделать. Для этого в старших классах проводятся профессиональные пробы.
В начальных же классах мы можем уже многое сделать: учащиеся 1-4
классов
могут посетить местные предприятия промышленности и
сельского хозяйства, на пришкольном участке и в школьной теплице,
провести практические занятия.
Через игру, творческую, поисковую,
исследовательскую деятельность, совместную работу с родителями учащиеся
начальной школы познакомятся с основными профессиями.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами
человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской
деятельности учащихся.
Цель: создание образовательной среды, направленной на
профессиональное самоопределение ребенка в через игровую,
творческую, поисковую, исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Создать профориентационную среду, с привлечением родителей.
- Познакомить обучающихся с особенностями различных видов профессий
родного края;
-Способствовать формированию уважительного отношения к труду и людям
разных профессий;
-Способствовать самоопределению ребенка через развитие его
интеллектуальных и творческих способностей.
Ожидаемые результаты прохождения программы внеурочной
деятельности «Тропинка в профессию»:
- В школе будет создана профориентационная среда;
- Обучающиеся получат представления о профессиях, которые востребованы
в районе и области;
- Будет сформировано у обучающихся уважительное отношение к труду и
людям разных профессий;
- Повысится включение родителей в проектную деятельность
- Повысится участие обучающихся в конкурсном движении по
профориентации.
Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» социальной
направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся
1-4 классов.
На усвоение программы отведено 135 часов: в 1-м классе отводится 33 часа
1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю).
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с
ФГОС начального общего образования, содержание программы
соответствует психологическим и возрастными особенностями младших
школьников.
Основные направления программы внеурочной деятельности для
начальной школы (1-4 класс) «Тропинка в профессию»
Раздел I - «Давайте поиграем» - 1 класс.
Цель: формирование элементарных представлений о профессии через
игровую деятельность.
Раздел II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс.
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
Раздел III - «У меня растут года…» - 3 класс.
Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной
деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.
Раздел IV - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.
Цель: формировать добросовестное отношении к труду, понимание его
роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I «Давайте поиграем»
(33 часа)
Все работы хороши (3 ч.)
Введение в тему. Чтение стихов о различных видах профессий. Отгадывание
ребусов и загадок о профессиях. Ознакомление с профессиями через
дидактические игры: «Кто потерял свой инструмент», «Найди лишнее»,
«Угадай профессию» В.Маяковский «Кем быть?» Чтение текста. Чтение
текста по ролям. Обсуждение текста.
Азбука профессий (2 ч.).
Школьные профессии. Ознакомление детей с профессиями учитель.
Дидактическая игра «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы?»,
«Расскажи о профессии». Профессии в моей семье. Закрепление знаний
детей о профессиях членов своей семьи. Дидактическая словесная игра
«Расскажи о профессии своих родителей».
Наши помощники (4ч)
Люди
отважных
профессий.
Знакомство
с
профессиями
полицейский,пожарный, спасатель, дидактические игры «Оденем куклу на
работу», «Чей инструмент » . Специализированная техника. Знакомство со
специализированной техникой (пожарный, спасатель),
Экскурсия на
пожарную часть. «Я б в полицейские пошел…»». Встреча с инспектором
ДПС. Дидактическая игра «Соотнеси картинку». Просмотр м/ф по
произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение
поступков главных героев
Мы - строители (2ч.)
Знакомство с профессией строителя. Дидактические игры
«Что нужно
строителю для работы?», «Мы на стройке» «Одень куклу на работу».
Ознакомление со строительной техникой. Просмотр мультфильма «Строим
дом». Сюжетно-ролевая игра «Дом для бездомного щенка».
Мы - продавцы (3ч)
Знакомство с профессией продавца, кассира через сюжетно-ролевую игру
«Магазин», Дидактическая игра «Найди лишнее» Разбор игровых ситуаций:
«Грубый продавец», «Вежливый продавец». Мы идем в магазин. Беседа с
игровыми элементами. Дидактические игры «Вставьте буквы, и вы узнаете,
кто работает в магазине».
Мы - медики(3 ч)
Знакомство с профессиями доктор, фармацевт. Сюжетно-ролевая игра
«Больница», «Аптека».
Экскурсия в амбулаторию. Чтение текста с обсуждением. Театрализованная
игра отрывка из произведения. «Профессия повар»(3ч). Экскурсия в
школьную столовую. Знакомство с профессией повар. Дидактическая игра
«Найди лишнее», «Свари суп», Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей».
Встреча с людьми, работниками пищеблока (родителей).
Я – швея (3 ч.)
Знакомство с профессией швеи, портного, модельера. Дидактические игры:
«Что нам нужно для работы», «Оденем куклу». Просмотр мультфильма
«Храбрый портняжка», Творческая игра «Мы –модельеры».
Парикмахер (2 ч.)
Знакомство с профессией парикмахер. Дидактические игры: «Что нам нужно
для работы» «Подбери стрижку». Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер»
Мастер – класс от родителей «Учимся делать прически».
Профессия – водитель. (2 ч.)
Знакомство с профессией водителя. Дидактическая игра «Виды транспорта»,
Подвижные игры «Цветные автомобили», «Водитель и пешеход».
Практическое занятия «Мы и дорога». Сюжетно-ролевая игра «Мы –
водители».
«Есть такая профессия – Родину защищать» (5 ч.)
Военные профессии.
Знакомство с военными профессиями
и
специализированной техникой. Чтение стихов и отгадывание загадок о
военных профессиях. «Я – пограничник». Дидактические игры «Что нужно
пограничнику для службы», «Собери картинку». «Я
–
моряк».
Дидактические игры «Что нужно моряку», «Собери картинку». «Я –
десантник». Дидактические игры «Что нужно десантнику для службы»,
«Соотнеси картинку и составь рассказ». «Я – танкист». Дидактические игры
«Что нужно танкисту», «Составь целое».
Игровой час (1 ч.)
Актуализация знаний о профессиях. Игра: «Закончи пословицу…». Загадки
о профессиях, «Подбери рифму». Игра-викторина «Угадай профессию»
Раздел II «Путешествие в мир профессий»
(34 часа)
Мастерская удивительных профессий (2ч.).
Удивительные профессии – какие они? Дидактические игры «Назови
профессии», «Какого цвета эти профессия?, «Дополни пословицу», «Бюро
находок». Рабочая одежда. Упражнение на соответствие «Мастерская
удивительных профессий».
Строим дом (3ч.).
Инструменты для стройки дома. Отгадывание кроссворда, работа с
пословицей. Дидактические упражнения «Что надо для строительства
дома?», «Кто работает на стройке?», «Из чего строят дома?», «Части дома»,
«Игровой лабиринт». Практическое занятие «Строим дом».
Дачный домик (2ч.).
Практическое занятие «Строим дачный домик». Моя профессия (1ч.). Моя
профессия. Игра- викторина.
Профессия «Врач» (2ч.).
Профессия «Врач». Отгадывание ребусов, дидактическая игра «Назови
качества»
Больница (2 ч.).
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Доктор «Айболит» (1ч.).
Просмотр мультфильма «Айболит». Разучивание отрывка стихотворения.
«Кто нас лечит» (2ч.).
Экскурсия в амбулаторию. Место, нахождение кабинета врача. Знакомство
с основным оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Подведение
итогов.
«Добрый доктор Айболит» (1ч.).
Профессия – ветеринар. Дидактические игры «Доскажи и допиши словечко»,
«Какими инструментами пользуется ветеринар?»
«Парикмахерская» (3ч.).
Мы в парикмахерской. Разгадывание загадок. Игра с детским игровым
набором «Парикмахер». Конкурс причесок.
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» (4ч.).
Все работы хороши. Чтение стихотворений. Работа с толковым словарем.
Дидактическая игра «Найди профессию». Обсуждение проблемной ситуации
«Согласен ли ты с Петей»». Игра «Путаница», Рисование «Моя будущая
профессия». Мини-сочинение «Я хотел бы стать…»
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (3 ч.).
Чтение произведения с обсуждением Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».
Просмотр мультфильма «Чем пахнут ремесла». Инсценировка.
Профессия «Строитель» (2ч.).
Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Определить
названия профессий. Соотнеси инструменты. Строительная техника.
Строительный поединок (2ч.).
Совместное мероприятие с родителями «Строительный поединок» -играсоревнование. Практическое занятие «Построй дом из коробков».
Путешествие в кондитерский цех (3 ч.).
Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской
фабрики. Разгадывание кроссворда. Дидактическая игра «Что нужно
кондитеру?» Аппликация «Украсим торт».
«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.)
Дидактические игры.
Раздел III «У меня растут года…»
(34 часа)
Профессия, должность, специальность (2ч.).
Знакомство с понятиями: профессия, должность, специальность. Работа с
пословицами. Игра «Угадай профессию». Классификация профессий. Игра
«Доскажи словечко».
У кого мастерок, у кого молоток (2ч.).
История происхождения орудия труда. Игра «Кому это нужно». Знакомство
с понятием «инструмент». Разгадывание ребуса.
Истоки трудолюбия (2ч.).
Истоки трудолюбия.
Познакомься со старинными, исчезнувшими
профессиями. Раскрашивание рисунка. Разгадывание ребуса.
Домашний помощник (3ч.).
Домашний помощник. Сказка о том, как опасна лень. «У всех должны быть
свои обязанности». Отгадывание загадок.
Мир профессий (2ч.).
Мир профессий. Игры «Соотнеси картинку», «Опиши профессию». Письмо
другу.
Угадай профессию (2ч.).
Игра «Угадай профессию». «Вырежи и наклей». Вкладыш №1. Игры на
соответствие.
Какие бывают профессии (2ч.).
Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о
профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о
строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу.
Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из
одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д.
Итог.
Куда уходят поезда (2ч.).
Куда уходят поезда. Разгадывание ребусов. История возникновения
паровозов. Работа с рисунком.
Моя профессия (2ч).
Моя будущая профессия. Игра «Что умею? Что могу?». Классификация
профессий по группам.
Визитная карточка. Немного о себе. Заполнение
визитной карточки и анкеты
Наши друзья - книги (2ч.).
Наши друзья книги. Тест. История профессии. Библиотекарь. Работа с
хронологической таблицей.
Откуда сахар пришел (2ч.).
Откуда сахар пришел. Разгадывание ребуса. Расшифровка анаграмм. Кто
такой агроном. Отгадывание загадок. Работа с пословицами.
«Турнир профессионалов» (2ч.).
«Турнир профессионалов».
Игра «Профессии».
Азбука профессий.
Профессии кинематографа. Игры «Кто? Что делает?», «Эмоции», «Угадай
героев мультфильма», «Назови предметы». История профессии. Режиссѐр.
Игры «Назови тень», «В чем разница».
Все профессии нужны, все профессии важны (3ч.).
Все профессии нужны, все профессии важны. Игра «Назови профессии».
Кем ты можешь стать. Твой талант. Объясни пословицу. Игра «Трудолюбие
и талант». «Вырежи и наклей» игра «Мои таланты». Вкладыш № 2.
Стройка (3ч.).
Стройка.
Рисование «Дом мечты». Игра «Кто? Что делает?». Виды
строительных профессий. Игра «Это чьѐ?». История профессии. Архитектор.
Игра «Строительные материалы».
Операция «Трудовой десант» (1ч.).
Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между
бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение
работы по уборке территории.
«Цветы в нашей жизни» (3ч.).
Кто ухаживает за цветами. Профессия флорист. Разгадывание ребуса.
Раскрашивание. Игра «Продолжи фразу». «Операция – цветок на
подоконнике» трудовой десант.
Основы кулинарии, правила хранения и реализации пищевых
продуктов (2ч.).
Повар – человек самой нужной профессии. Испечем мы с мамой сами.
Итоговое занятие (1 ч.)
Кроссворд «Современные профессии». Мини-сочинение «Кем я стану, когда
вырасту…»
Раздел IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
Введение. (2ч.)
История развития промышленности и сельского хозяйства в районе.
Профессии сельского хозяйства. Профессии шахт и разрезов. Деловая
командная игра «Угадай профессию».
Знакомство с сельскохозяйственными профессиями (21 час).
Практическое занятие № 1.Работа на пришкольном участке. Осенние работы
в саду и огороде:
уборка и сортировка овощей, работа в теплице, озимый посев овощей,
обрезка плодовых культур, уборка клумб. Знакомство с профессиями:
овощевод, цветовод, агроном, тракторист,
комбайнер, шофер.
Работа в группах по составлению Паспорта профессий по плану:
-какую работу выполняют люди, занимающиеся этой профессией;
-какие учебные предметы необходимо хорошо знать в школе, чтобы потом
овладеть этой профессией;
- чем полезна эта профессия;
- загадки, стихи, ребусы, кроссворды о данной профессии.
Защита творческих работ.
Обзорная экскурсия №1.
Посещение сельскохозяйственного предприятия . Знакомство с профессиями
животноводческого комплекса: зоотехник, доярка, технолог молочной
продукции. Коллективное составление кроссворда «Что можно сделать из
молока?». Конкурс на лучший домашний рецепт из домашних продуктов.
Игра «Угадай профессию».
Обзорная экскурсия №2.
Посещение фермы. Знакомство с
профессией птичница. Видеоролик
«Домашние птицы», какая
от них польза. Подготовка творческих работ совместно с родителями «Уход
за домашней птицей». Защита творческих работ. Дидактическая игра: «Найди
лишнее». Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок. Все работы хороши,
выбирай на вкус. Знакомство со структурой лепбука, история его создания.
Коллективный сбор и подготовка материала к лепбуку по теме: « Основные
профессии села». Ярмарка рабочих профессий. Конкурс – праздник «Моя
любимая профессия». Учащиеся готовят праздник для родителей:
презентация разных профессий, стихотворения, загадки, рисунки,
кроссворды. Конкурсная программа «Что мы знаем о профессиях?»
Обзорная экскурсия №3.
Посещение птицефабрики . Знакомство с профессиями: птичник, ветеринар
Подготовка и изготовление книжки раскладушки по результатам посещения
птицефабрики (цветные фотографии, информация, набранная на
компьютере). Конкурс сочинений по впечатлениям от экскурсии.
Кроссворды, стихи, ребусы о профессиях. Дидактические игры
Творческие профессии села (5 часов).
Все профессии нужны, все профессии важны. Знакомство с творческими
профессиями нашего села: библиотекарь, хореограф, педагог музыкальной
школы, учитель, воспитатель. Беседы с представителями разных профессий.
Индивидуальные проекты «Профессии моих родителей». Анкетирование
обучающихся «Кем я хочу быть». Игры-загадки, ребусы, стихотворения о
профессиях.
Шахтерские профессии ( 7 часов)
Обзорная экскурсия №4.
Знакомство с шахтерскими профессиями: экскаваторщик, проходчик,
слесарь, обогатитель. Ролевая игра «Разрез». Стихотворения, загадки, ребусы
о профессиях. Групповая работа по составлению Паспортов шахтерских
профессий
Практическое занятие № 2.
Работа на пришкольном участке. Весенние работы в саду и огороде: разбивка
грядок, посев овощных культур, перекопка клумб, высадка цветочной
рассады.
Итоговое занятие. Учащиеся готовят праздник для родителей «Парад
профессий».
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний
и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям,
уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь
людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки
и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
положительное отношение к различным видам профессий;
У обучающегося могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые
способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и
адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с
людьми.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для
выполнения разных видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять еѐ до
конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или
самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебнопознавательными,
учебно-практическими,
экспериментальными
задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям
учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые
коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки
и способы их устранения.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать своѐ знание и незнание, умение и неумение, продвижение в
овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных
заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать
собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать
причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях
и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осознавать
учебно-познавательную,
учебно-практическую,
экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных
задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры,
личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме,
изобразительной, схематической, модельной и др., определять
основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические
действия
анализа,
сравнения,
обобщения,
классификации,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений
и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости,
отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка,
схемы, таблицы;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаковосимволической форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных
источников
информации
для
решения
исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить еѐ из одной
формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в
изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы,
диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в
проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку
зрения, строить понятные для партнѐра высказывания, задавать
вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач
общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах,
осваивая различные способы взаимной помощи партнѐрам по
общению;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других,
проявлять доброжелательное отношение к партнѐрам;
Обучающийся получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно)
использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить
монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и
сверстниками, общие дела, распределять функции участников и
определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения
коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнѐра, предотвращать конфликтную ситуацию
при сотрудничестве, стараясь найти варианты еѐ разрешения ради
общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на
заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения,
презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса обучающийся должен:
Знать:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем
обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни
общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой
деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
Выполнять учебные проекты.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Формы работы
Различные виды и формы игровой деятельности
Беседы о профессиях
Экскурсии. Встречи с людьми разных профессий.
Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
Практические виды деятельности
Участие в конкурсном движении
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
•
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
•
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
•
результаты выполнения творческих заданий и проектов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
Тематическое планирование
1 класс
Раздел I «Играем в профессии»
(33 часа)
№ Содержание
Кол- Форма занятий
п/ раздела (темы)
во
п
часов
1 Все
работы 1
Чтение стихов о различных
хороши
видах профессий.
Отгадывание ребусов и
загадок о профессиях.
2 Все
работы 1
Ознакомление
с
хороши
профессиями
через дидактические игры:
«Кто
потерял
свой
инструмент»,
«Найди
лишнее», «Угадай
профессию»
3 В.Маяковский
1
Чтение
текста.
Чтение
«Кем быть?»
текста
по
ролям.
Обсуждение текста.
4 Азбука
1
Дидактическая
игра
профессий
«Угадай
профессию», «Кому, что
нужно
для
работы?»,
«Расскажи о профессии».
5 Азбука
1
Профессии в моей семье.
профессий
Закрепление знаний детей о
профессиях членов своей
семьи. Дидактическая
словесная игра «Расскажи о
профессии своих
родителей».
6 Наши
1
Знакомство с профессиями
помощники
полицейский, пожарный,
спасатель,
дидактические
игры «Оденем куклу на
работу», «Чей инструмент »
7 Наши
1
Специализированная
помощники
техника.
Знакомство со
специализированной
техникой
ЦОР/ЭОР
https://navigat
um.ru
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
8
Наши
помощники
1
9
Наши
помощники
1
10 Мы - строители
1
11 Мы - строители
1
12 Мы - продавцы
1
13 Мы - продавцы
1
14 Мы - продавцы
1
15 Мы - медики
1
16 Мы - медики
1
17 Мы - медики
1
18 «Профессия
1
(пожарный, спасатель),
Экскурсия на пожарную
часть
«Я б в полицейские
пошел…»». Встреча с
инспектором ДПС,
Дидактическая игра
«Соотнеси картинку».
Просмотр м/ф по
произведению С.
Михалкова «Дядя Степамилиционер». Обсуждение
поступков главных героев
Дидактические игры «Что
нужно
строителю
для
работы?», «Мы на стройке»
«Одень куклу на работу».
Просмотр
мультфильма
«Строим дом». Сюжетноролевая игра «Дом для
бездомного щенка».
Знакомство с профессией
продавца, кассира через
Сюжетно-ролевую
игру
«Магазин», Дидактическая
игра «Найди лишнее»
Разбор игровых ситуаций:
«Грубый
продавец»,
«Вежливый продавец».
Мы идем в магазин. Беседа с
игровыми элементами.
Дидактические
игры
«Вставьте буквы, и вы
узнаете, кто работает в
магазине».
Сюжетно-ролевая игра
«Больница», «Аптека».
Экскурсия в амбулаторию.
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
Чтение
текста
с https://шоупр
обсуждением.
офессий.рф/
Театрализованная
игра
отрывка из произведения
Экскурсия в школьную https://proekt
повар»
19 «Профессия
повар»
1
20 «Профессия
повар»
1
21 «Я – швея»
1
22 Встреча
работниками
ателье.
23 «Мы
модельеры».
с 1
– 1
24 Парикмахер
1
25 «Учимся делать
прически»
26 Водитель
1
1
27 Практическое
1
занятия «Мы и
дорога»
28 Военные
профессии.
1
столовую
Дидактическая игра «Найди
лишнее», «Свари суп»,
Сюжетно-ролевая
игра
«Встречаем гостей».
Встреча
с
людьми,
работниками
пищеблока
(родителей).
Дидактические игры: «Что
нам нужно для работы»,
«Оденем куклу».
Экскурсия в швейный отдел
ателье (онлайн)
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
Творческая игра, Просмотр
мультфильма «Храбрый
портняжка»,
Дидактические игры: «Что
нам нужно для работы»
«Подбери стрижку».
Сюжетно-ролевая игра
«Парикмахер».
Мастер – класс от родителей
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
Дидактическая игра «Виды https://proekt
транспорта»,
Подвижные oria.online/
игры
«Цветные автомобили»,
«Водитель и пешеход».
Сюжетно-ролевая игра «Мы https://proekt
–
oria.online
водители»
https://nsporta
l.ru/video/201
9/10/obzorprofessiybudushchego
Знакомство с военными
https://шоупр
профессиями и
офессий.рф/
специализированной
техникой.
Чтение
стихов
и
отгадывание
загадок
о
военных
профессиях.
29 «Я
– 1
пограничник».
30 «Я – моряк».
1
31 «Я – десантник». 1
32 «Я – танкист».
1
33 Игровой час
1
ИТОГО:
33
Дидактические игры «Что
нужно
пограничнику для службы»,
«Собери картинку».
Дидактические игры «Что
нужно
моряку»,
«Собери
картинку».
Дидактические игры «Что
нужно
десантнику для службы»,
«Соотнеси
картинку
и
составь
рассказ».
Дидактические игры «Что
нужно
танкисту», «Составь целое».
Игра:
«Закончи
пословицу…».
Загадки
о
профессиях,
«Подбери
рифму».
Игра-викторина
«Угадай
профессию»
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://nsporta
l.ru/sites/defa
ult/files/2020/
05/14/itogovy
e_zadaniya_dl
ya_detey.pdf
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
2 класс
Раздел II «Путешествие в мир профессий»
(34 часа)
№ Содержание
п/ раздела (темы)
п
1 Удивительные
профессии –
какие они?
Колво
часов
1
2
Рабочая одежда.
1
3
Инструменты
для стройки
дома.
Инструменты
для стройки
дома.
1
5
«Строим дом»
1
6
«Строим дачный 1
домик»
«Строим дачный 1
домик»
Моя профессия. 1
4
7
8
1
Профессия
«Врач»
1
10 Профессия
«Врач»
11 Больница
1
9
1
Форма занятий
ЦОР/ЭОР
Дидактические игры
«Назови
профессии», «Какого цвета
эти
профессия? «Дополни
пословицу».
Упражнение
на
соответствие
«Мастерская удивительных
профессий».
Отгадывание кроссворда,
работа с пословицей.
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
Дидактические упражнения
«Что надо для строительства
дома?», «Кто работает на
стройке?», «Из чего строят
дома?», «Части дома»,
«Игровой лабиринт».
Практическое занятие.
Конструирование из бумаги.
Практическое занятие.
Конструирование из бумаги.
Практическое занятие.
Конструирование из бумаги.
Игра- викторина.
https://шоупр
офессий.рф/
Дидактическая игра
«Назови
качества»
Отгадывание ребусов
Изготовление атрибутов к
сюжетно-ролевой игре
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
12 Больница
1
13 Доктор
«Айболит»
1
14 Кто нас лечит
1
15 Кто нас лечит
1
16 Профессия –
ветеринар
1
17 Мы в
парикмахерской.
18 Мы в
парикмахерской.
19 Мы в
парикмахерской.
20 Все
работы
хороши.
1
1
1
1
21 Все
работы 1
хороши.
22 Все
работы 1
хороши.
23 Все
работы 1
хороши.
24 Д.Дж.
Родари 1
«Чем
пахнут
ремесла»
«Больница»
Проведение
сюжетноролевой
игры «Больница»
Просмотр
мультфильма
«Айболит». Разучивание
отрывка стихотворения.
Экскурсия в амбулаторию.
Место,
нахождение
кабинета врача. Знакомство
с основным
оборудованием врача. Для
чего нужны лекарства.
Подведение
итогов
экскурсии.
Дидактические игры
«Доскажи и допиши
словечко», «Какими
инструментами пользуется
ветеринар?»
Разгадывание загадок.
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
Игра с детским игровым
https://шоупр
набором «Парикмахер».
офессий.рф/
Конкурс причесок.
https://proekt
oria.online/
Чтение
стихотворений. https://шоупр
Работа
офессий.рф/
с толковым словарем.
Дидактическая игра «Найди https://proekt
профессию».
oria.online/
Обсуждение проблемной
https://шоупр
ситуации «Согласен ли ты с офессий.рф/
Петей»».
Игра
«Путаница», https://proekt
Рисование
oria.online/
«Моя будущая профессия».
Мини-сочинение «Я хотел
бы
стать…»
Чтение произведения с
https://шоупр
обсуждением Д. Дж. Родари офессий.рф/
«Чем пахнут ремесла».
25 Д.Дж.
Родари 1
«Чем
пахнут
ремесла»
26 Д.Дж.
Родари 1
«Чем
пахнут
ремесла»
27 Профессия
1
«Строитель»
28 Профессия
«Строитель»
29 «Строительный
поединок» играсоревнование.
30 «Построй дом из
коробков»
31 Кондитерский
цех
1
32 Кондитерский
цех
1
1
1
1
33 Кондитерский
1
цех
34 «Где
работать 1
мне тогда? Чем
мне
заниматься?»
ИТОГО:
34
Просмотр
мультфильма https://proekt
«Чем
oria.online/
пахнут ремесла».
Инсценировка.
https://шоупр
офессий.рф/
Дидактическая игра: «Что
кому нужно для работы на
стройке?». Определить
названия профессий,
«Соотнеси инструменты».
Дидактические упражнения
«Строительная техника»
Совместное мероприятие с
родителями
Практическое занятие
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
Знакомство с профессией
https://proekt
кондитера, с оборудованием oria.online/
кондитерской фабрики.
Разгадывание кроссворда.
https://шоупр
Дидактическая игра «Что
офессий.рф/
нужно кондитеру?»
Аппликация
«Украсим https://proekt
торт».
oria.online/
Дидактические игры
https://шоупр
офессий.рф/
3 класс
Раздел III « У меня растут года…»
(34 часа)
№ Содержание
п/ раздела (темы)
п
1 Знакомство с
понятиями:
профессия,
должность,
специальность
2 Классификация
профессий.
3 История
происхождения
орудия труда.
4 Знакомство
с
понятием
«инструмент».
5 Истоки трудолюбия
Колво
часов
1
Форма занятий
ЦОР/ЭОР
Работа с пословицами.
Игра
«Угадай профессию».
https://шоупр
офессий.рф/
1
Игра
«Доскажи https://proekt
словечко».
oria.online/
Игра «Кому это нужно». https://шоупр
офессий.рф/
1
1
Разгадывание ребуса.
https://proekt
oria.online/
1
В форме игры
познакомься со
старинными,
исчезнувшими
профессиями.
Раскрашивание рисунка.
Разгадывание ребуса.
Сказка о том, как опасна
лень
Отгадывание загадок.
https://шоупр
офессий.рф/
Игра «Соотнеси
картинку»,
Игра
«Опиши
профессию».
Письмо другу.
Игра «Угадай
профессию».
Игра
«Вырежи
и
наклей».
Игры на соответствие.
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
6
Истоки трудолюбия
7
Домашний
1
помощник.
«У всех должны 1
быть
свои
обязанности».
Мир профессий.
1
8
9
1
10 Мир профессий.
1
11 Угадай профессию
1
12 Угадай профессию
1
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
13 Куда уходят поезда
1
Разгадывание ребусов
14 История
возникновения
паровозов.
15 Моя
будущая
профессия.
16 Классификация
профессий
по
группам. Визитная
карточка.
Немного о себе.
17 Наши друзья книги.
1
Работа с рисунком.
1
Игра «Что умею? Что
могу?».
Заполнение визитной
карточки и анкеты
1
Тест.
18 История профессии.
Библиотекарь.
1
Работа
хронологической
таблицей.
Разгадывание ребуса.
Расшифровка анаграмм.
Отгадывание
загадок.
Работа с пословицами.
Игра «Профессии».
Азбука
профессий. Профессии
кинематографа. Игры
«Кто?
Что делает?», «Эмоции»,
«Угадай героев
мультфильма»,
«Назови предметы».
Игры «Назови тень», «В
чем
разница».
Игра
«Назови
профессии»
1
19 Откуда
сахар 1
пришел.
20 Кто такой агроном. 1
21 «Турнир
профессионалов».
1
22 История профессии.
Режиссѐр.
1
23 Все
профессии 1
нужны,
все
профессии важны.
24 Кем ты можешь 1
стать. Твой талант.
25 Твой талант.
1
26 Стройка.
1
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
с https://proekt
oria.online/
Работа с пословицей.
Игра
«Трудолюбие и талант».
«Вырежи и наклей» игра
«Мои таланты».
Рисование «Дом мечты».
Игра
«Кто?
Что
делает?».
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
27 Виды строительных
профессий.
28 История профессии.
Архитектор.
29 Операция
«Трудовой десант»
1
1
1
30 Кто ухаживает за 1
цветами.
31 Профессия флорист. 1
32 «Операция
– 1
цветок на
подоконнике»
33 Повар – человек 1
самой
нужной профессии
34 Итоговое занятие
1
ИТОГО:
34
Игра «Это чьѐ?»
https://шоупр
офессий.рф/
Игра «Строительные
https://proekt
материалы».
oria.online/
Выполнение работы по https://шоупр
уборке
офессий.рф/
территории.
Разгадывание ребуса.
https://proekt
Раскрашивание.
oria.online/
Игра
«Продолжи https://шоупр
фразу».
офессий.рф/
Трудовой десант.
https://proekt
oria.online/
Поход в школьную
столовую. Беседа с
работниками пищеблока
Кроссворд
«Современные
профессии». Минисочинение «Кем я стану,
когда вырасту…»
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
4 класс
Раздел IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
№ Содержание
п/ (темы)
п
1 Введение
раздела Кол-во Форма занятий
часов
1
2
Введение
3
Работа
на 1
пришкольном
участке (работа в
огороде, школьном
саду, на клумбах, в
теплице)
Работа на
1
пришкольном
участке (работа в
огороде, школьном
саду, на клумбах, в
теплице)
Знакомство с
1
профессиями:
овощевод, цветовод,
тракторист, агроном,
комбайнер.
4
5
1
6
Знакомство с
профессиями:
овощевод, цветовод,
тракторист, агроном,
комбайнер.
7
Защита
творческих 1
работ.
Животноводческий
1
комплекс
Животноводческий
1
комплекс
8
9
1
ЦОР/ЭОР
Презентация
https://шоупр
основных
офессий.рф/
профессий района
Деловая
игра
в https://proekt
группах.
oria.online/
Практическая
https://шоупр
работа.
офессий.рф/
Практическая
работа.
https://proekt
oria.online/
Презентация.
Групповая
работа по
составлению
Паспортов
профессий.
Презентация.
Групповая
работа
по
составлению
Паспортов
профессий.
Конкурс на лучший
паспорт профессии.
Презентация.
https://шоупр
офессий.рф/
дидактические игры
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
10 Знакомство
с 1
профессиями
животноводческого
комплекса: зоотехник,
доярка, технолог
молочной продукции.
11 Знакомство
с 1
профессиями
животноводческого
комплекса: зоотехник,
доярка,технолог
молочной продукции.
12 Гусиная ферма.
1
Коллективная работа
по
Составлению
кроссворда;
дидактическая игра
«Готовим обед».
дидактические игры
«Угадай
профессию»,
конкурс домашних
рецептов.
https://proekt
oria.online/
Презентация.
13 Гусиная ферма.
1
дидактические игры
14 Как живешь весѐлый
гусь?
1
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
Просмотр
видеоролика,
дидактические игры.
Защита творческих https://шоупр
работ.
офессий.рф/
Посещение музея.
https://proekt
oria.online/
Презентация.
https://шоупр
офессий.рф/
КТД – изготовление https://proekt
лепбука.
oria.online/
Конкурс – праздник https://шоупр
«Моя любимая
офессий.рф/
профессия».
Презентация.
https://proekt
oria.online/
дидактические игры https://шоупр
офессий.рф/
Просмотр
https://proekt
презентации,
oria.online/
коллективная работа
по
изготовлению
книжкираскладушки.
Написание
https://шоупр
сочинений.
офессий.рф/
15 Как живешь весѐлый 1
гусь?
16 История совхоза
1
17 Все работы хороши, 1
выбирай на вкус
18 Все работы хороши, 1
выбирай на вкус
19 Ярмарка
рабочих 1
профессий
20 Птицефабрика
1
21 Птицефабрика
1
22 «Знакомство
профессиями
птицефабрики:
ветеринар,
птичник, электрик.
23 «Знакомство с
профессиями
птицефабрики:
с 1
1
https://шоупр
офессий.рф/
ветеринар, птичник,
электрик.
24 Все профессии нужны, 1
все профессии важны
25 Все профессии нужны, 1
все профессии важны
26 Индивидуальные
1
проекты «Профессии
моих родителей»
27 Индивидуальные
1
проекты «Профессии
моих родителей»
28 Умеешь сам, научи 1
другого
29 Фабрика
1
30 Фабрика
1
31 Шахтерский
всегда в почете.
32 Шахтерский
всегда в почете.
труд 1
труд 1
33 Работа на
пришкольном
участке (работа в
огороде, школьном
саду, на клумбах, в
теплице)
34 Итоговое занятие
ИТОГО:
1
1
34
Анкетирование
обучающихся
«Профессии нашего
села»
Встреча с людьми
разных
профессий
Практикум. Защита
проектов.
https://proekt
oria.online/
Практикум. Защита
проектов.
https://шоупр
офессий.рф/
Анкетирование
обучающихся, игрызагадки, ребусы,
стихотворения о
профессиях.
Экскурсия (онлайн)
https://proekt
oria.online/
Парад профессий
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
https://шоупр
офессий.рф/
https://proekt
oria.online/
https://шоупр
офессий.рф/
Оформление отчета https://proekt
экскурсии
oria.online/
Просмотр
https://шоупр
видеоролика.
офессий.рф/
Групповая работа по https://proekt
составлению
oria.online/
Паспортов
шахтерских
профессий.
Практическая
https://шоупр
работа.
офессий.рф/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Тихомирова Л.Ф., Развитие интеллектуальных способностей
школьника. Ярославль, «Академия развития», 1996.
2. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного
образования / Т.В. Анохина// Классный руководитель. – 2000. - №3. – с.
63-81.
3. Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль,
«Академия развития», 1996.
4. Сасова И.А. Экономика 2 кл, тетрадь творческих заданий. / И.А.
Сасова, В.Н. Земасенская. – М.: Вита-Пресс, 2007, 2008
5. Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии: программа
предпрофильной
подготовки. Учебно–методическое пособие для психологов и
педагогов. — М.: Генезис, 2005.
6. Загребина Г.В., Давай устроим праздник. Ярославль, 2003.
7. Игумнова Е., Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой???
(учебное пособие для преподавателей) Новосибирск, 1994.
8. Кугач А.Н., Турыгина С.В., Школьные праздники, конкурсы, шоупрограммы. Ярославль, 2004.
9. Багрова О.Е., Федоркина Н.Г. Введение в мир профессий. Классные
часы, игры, конкурсы. 1-4 классы: Волгоград, 2009 г.
10. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на Дону, издательство
ИПК и ПРО, 2008.
11. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО ―Этрол‖, ООО
―ИКТЦ ―ЛАДА‖, 2005.
12. Иллюстрации с изображением людей различных профессий.
13. Презентации, клипы по профессиям.
14. Настольная игра "Найди пару".
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Сайт проекта "Навигатум. Калейдоскоп профессий": www.navigatum.ru
Сайт игры "Профи+": www.plusprofi.ru
https://шоупрофессий.рф/
https://proektoria.online/
Мамонтова И.Ю. Давайте поиграем. Рабочая тетрадь для 1 класса по
программе "Тропинка в профессию"
https://vk.com/doc4749938_654669785?hash=
Бачкина Е.Н. Путешествие в мир профессий. Рабочая тетрадь для 2 класса по
программе "Тропинка в профессию"
https://vk.com/doc4749938_654669790?hash=
Удод Т.В. У меня растут года. Рабочая тетрадь для 3 класса по программе
"Тропинка в профессию" https://vk.com/doc4749938_654669791?hash=
Сорокина С.В. Труд в почете любой, мир профессий большой. Рабочая
тетрадь для 4 класса по программе "Тропинка в профессию"
https://vk.com/doc4749938_654669793?hash=
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Проектор, компьютер, колонки